Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шабтай Цви, Каббала, Споры, Рав Александр Кац, Погром, Херем
Раби Цви-Гирш бар Яаков Ашкенази (Хахам Цви; 5420-5478 /1660-1718/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Происходил из старинной раввинской семьи: его дедом был знаменитый кабалист и праведник р. Элияу Лоанц, который, в свою очередь, был внуком р. Йосефа Лоанца из Росхайма, духовного главы еврейских общин Германии и Австрии.
Родился в 5420 /1660/ году.
Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков. Выяснилось, что во время расправы над пленными ему удалось упасть на землю, на мгновение опередив смертельный удар — его тело укрыли трупы. В ту же ночь он бежал, а затем, возвратившись через многие страны в Польшу, разыскал семью. Молодые супруги вновь обрели друг друга, и спустя положенный срок у них родился сын, получивший имя Цви-Гирш (Праким бетолдот Исраэль, ч.2).
Изучал Тору у своего отца, р. Яакова Ашкенази-Зака, и у деда по материнской линии, р. Эфраима Акоэна из Вильно, который в течение многих лет был раввином и главой ешивы в г. Буде (ныне Будапеште).
Когда вся семья переселилась в Буду, захваченную в то время турками, р. Цви-Гирш отправился вглубь Османской империи, желая постичь и те методы изучения Торы, которые были приняты в сефардских общинах. Он учился в ешиве г. Салоников, а затем — у мудрецов Стамбула и Эдирне (Адрианополя), — за этот период он усвоил многие обычаи общин востока.
В частности, с тех пор он подписывал свои сочинения «Хахам Цви», как это было принято на востоке, — сефарды называли своих раввинов титулом хахам (мудрец). Вместе с тем, слово «Цви» было не только его именем, но и аббревиатурой: «Цви бар Яаков».
Возвратившись из Турции, Хахам Цви вновь поселился в Буде. В 5446 /1686/ году во время сражения, разгоревшегося вокруг этого города, при взрыве пушечного ядра были убиты его жена и дочь. Хахам Цви бежал из Венгрии в Боснию и стал там хахамом еврейской общины г. Сараево.
Впоследствии он переехал в Берлин, и в 5448 /1688/ году вступил в новый брак, женившись на дочери р. Мешулама-Залмана Мирлеса, главного раввина трех соседних городов — Гамбурга, Альтоны и Вансбека. Поселившись в Альтоне, Хахам Цви основал там свой дом учения и преподавал в нем в течение восемнадцати лет. В 5466 /1706/ году, после смерти тестя, Хахам Цви заменил его во главе трех упомянутых общин.
В 5470 /1710/ году он был приглашен занять пост раввина ашкеназской общины Амстердама, крупнейшего города Нидерландов.
В этом городе в 5472 /1712/ году он издал сборник своих респонсов и талмудических исследований — книга получила название Шеэлот утшувот, хидушим вебиурим (Вопросы и ответы, заметки и разъяснения).
В последующих поколениях эту книгу стали называть просто «Хахам Цви» — по имени автора.
В 5473 /1713/ году разгорелся спор, в результате которого Хахам Цви был вынужден покинуть Нидерланды.
В этот год Амстердам посетил кабалист из Земли Израиля по имени Нехемья Хиюн. Хахам Цви, ознакомившись с его книгой Раза дийехуда (Тайна единства), убедился, что в ней содержатся идеи, развивающие мистическое учение лжемашиаха Шабтая Цви. Стремясь оградить евреев Амстердама от опасной ереси, искалечившей уже столько душ, Хахам Цви и его ближайший соратник р. Моше Хагиз наложили на последователя лжемашиаха херем (отлучение от общины), а на его книгу запрет. Их поддержали и старейшины поколения — глава мудрецов Германии р. Нафтали Кац и глава мудрецов Италии р. Йеуда Бариэль, которые и прежде уже сталкивались с отступником.
Однако раввин сефардской общины Амстердама р. Шломо Аильон принял в этом конфликте сторону заезжего кабалиста. Причина была проста: в молодости, обучаясь в ешивах Турции, р. Аильон входил вместе с Нехемьей Хиюном в круги поклонников лжемашиаха — и теперь он не желал, чтобы об этом стало известно в возглавляемой им общине. В ответ на херем, наложенный Хахамом Цви, главы сефардской общины наложили херем на самого Хахама Цви и, заручившись поддержкой властей, вынудили его, а также р. Моше Хагиза, покинуть территорию Нидерландов.
Впоследствии все духовные лидеры поколения встали на защиту двух изгнанных мудрецов — последователь лжемашиаха был вынужден бежать в Северную Африку и там умер, а р. Шломо Аильон раскаялся в своей поддержке отступника (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
После длительных странствий Хахам Цви избрал для жительства Польшу — в свои последние годы он был раввином г. Лемберга (ныне Львов).
Путешествуя по странам диаспоры, Хахам Цви овладел многими языками: немецким, французским, итальянским, испанским и турецким — что было тогда редкостью среди знатоков Торы.
Хахам Цви умер в Лемберге в первый день месяца ияр 5478 /1718/ года.
Его сыном и учеником был р. Яаков Эмден (Ябец), один из духовных вождей следующего поколения евреев Европы.
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Как строить и украшать сукку? Законы и обычаи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
Когда и как нужно находиться в Сукке (праздничном шалаше), чтобы выполнить заповедь? При каких условиях необходимо говорить при исполнении этой заповеди специальное благословение?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за его столом каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцев, и подаст ему лучшие блюда, как подал бы их небесным гостям.
Арье Шерцер
В этот праздник евреи едят и пьют в шалашах, встречают гостей и учат Тору тоже в шалашах. Даже спать положено в шалаше
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Избранные главы из «Кицур Шулхан Арух»»
из книги "Кицур Шулхан Арух"
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Из книги "Дерех Ашем". Внутренний смысл праздников.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Из Раамсеса — в Суккот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Возвышенный урок упования на Всевышнего
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.