Темы: Шабтай Цви, Богдан Хмельницкий, С. Бернфельд, Погромы, Комментарий
Р. Давид бен-Шмуэль а-Леви (1556, Владимир-Волынский – 1667, Львов) – знаменитый раввин и комментатор свода еврейских законов «Шулхан Арух». Образование получил под руководством старшего брата р. Ицхака бен-Шмуэля а-Леви. Р. Давид некоторое время жил в Бресте у своего тестя р. Йоэля Сиркеса (автора Байт Хадаш), затем переселился в Краков. Он занимал раввинские должности в Политше, Остроге и Львове.
В Остроге р. Давид открыл йешиву и составил комментарий к Шулхан Аруху, раздел Йорэ Дэа (Люблин, 1646). Труд р. Давида имел большое значение при разрешении галахических вопросов, автор стал крупнейшим авторитетом эпохи.
В 1648 году р. Давид, спасаясь от казаков Хмельницкого, бежал с семьёй в Моравию и поселился в Штейнице, возле Острау, где, вероятно, был раввином. Это послужило источником ошибки: полагали, что р. Давид до казацкого восстания был раввином в Острау, а не в Остроге.
Через некоторое время р. Давид получил место главы раввинского суда во Львове, а после смерти р. Меира Зака занял раввинский пост (1653), причём сначала он был раввином пригородов, и лишь спустя некоторое время его компетенция распространилась на сам «город Львов и провинцию».
Два сына р. Давида погибли во время погрома во Львове в 1664 году. Третий сын, р. Йешаягу Сегаль, и пасынок, р. Арье-Лейб, были теми самыми польскими талмудистами, которых в 1666 году послали в Турцию, чтобы они проверили на месте, является ли Шабтай Цви Машиахом. Отправил их, вероятно, сам р. Давид; во всяком случае, они поехали с его согласия. Посланцы вернулись с подарком р. Давиду от лжемашиаха и письмом, в котором Шабтай обещал отомстить за обиды, чинимые польским евреям.
Большинство сочинений р. Давида вышло после кончины автора. Его комментарий к Шулхан Аруху, раздел Орах Хаим – Турей Захав (сокращённо ТАЗ, так стали называть и р. Давида – ТАЗ, т.е. автор Турей Захав) – был издан С. Бассом в Дигернфурте в 1692 году вместе с комментарием р. Авраама Абеле Гомбинера Маген Авраам; оба комментария печатаются во всех изданиях Шулхан Аруха и оказывают большое влияние на религиозную практику ашкеназских евреев.
За два года до выхода в свет этого издания каббалист р. Йегуда из Ковеля (Волынская губерния), назначил значительную сумму с целью издания его собственного комментария на Орах Хаим совместно с ТАЗ, но деньги были употреблены на издание другого сочинения р. Давида – Диврей Давид, комментария на комментарий Раши (Дигернфурт, 1690). В том же году в Гамбурге была издана часть комментария ТАЗ на Шулхан Арух, раздел Хошен Мишпат, с примечаниями р. Цви Гирша Ашкенази. Вторая часть комментария вышла лишь спустя 70 лет (1761). Часть ТАЗ к Шулхан Аруху, раздел Эвен а-Эзер, была впервые напечатана в Жолкиеве в 1754 году. Кроме того, р. Давид – автор многих респонсов (ответов на галахические вопросы), которые, правда, не были изданы.
Вместе со своим оппонентом Шабтаем Коэном (ШАХ – автор комментария Сифтей Коэн), р. Давид считается крупнейшим авторитетом среди ахароним – галахистов поздних поколений. Решениям этих двух корифеев отдаётся преимущество перед постановлениями р. Йосефа Каро и р. Моше Иссерлеса (РАМА).
В 1683 году Ваад четырёх стран постановил, что авторитет комментария ТАЗ выше авторитета комментария ШАХ, но впоследствии руководящее значение стали признавать за последним.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»