Оглавление
Заселение Американского континента ↓
1. Испанско-португальский период — до середины XVII-го века ↓
2. Голландско-английский период: с середины XVII-го в. и до образования США ↓
Иммиграция и иммигранты XIX-го века ↓
Традиционный иудаизм в конце XIX — начале XX вв. ↓
Послереволюционная волна и «красная угроза» ↓
Киноиндустрия и индустрия развлечений в Америке ↓
Еврейская жизнь послевоенной Америки ↓
Волна «русской» иммиграции 1990-х годов ↓
Евреи Северной Америке в наши дни ↓
Евреи Южной Америки в наши дни ↓
Открытие Америки и евреи [↑]
Изгнание евреев из Испании, как известно, завершилось 2 августа 1492 года, когда испанскую землю покинул последний еврей. А ровно на следующий день, 3 августа, испанский мореплаватель Христофор Колумб отправился в свою первую экспедицию, с тем чтобы 12 октября 1492 года (дата официального открытия Америки) высадиться на острове Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге.
Тут совпадений быть не может, не правда ли? Переселяя евреев с европейского континента, Вс-вышний стал заботливо подготавливать для них континент американский, в исполнение пророчества о том, что в Землю Израиля к приходу Машиаха евреи должны быть собраны «с четырех концов земли», как сказано у Пророка Йешаяу 11:12.
Жизнь самого Колумба полна загадок, о которых спорят историки. Существует даже теория о том, что он был евреем.
Евреи же и сделали возможной экспедицию Колумба. Если бы Раби Авраам ибн Эзра не написал книгу по астрономии, а раби Леви бен Гершон в свое время не изобрел инструмент для наблюдения звезд, Колумб не решился бы отправиться в такое далекое и рискованное плавание. Да и деньги на предприятие дали два высокопоставленных «конверсос» (насильно крещеных), а также знаменитый раби дон Ицхак Абарбанель.
Заселение Американского континента [↑]
1. Испанско-португальский период — до середины XVII-го века [↑]
Период заселения Америки начинается тотчас же после ее открытия, и осуществляется, в основном, маранами, сыновьями и внуками жертв испанской инквизиции. До середины XVI-го в. они селятся в Бразилии, Ново-Испании и Ново-Португалии (сейчас это территория Мексики и юго-запада США). Хотя испанский король Фердинанд запретил дальнейшие переселения маранов, но этот запрет был не слишком строгим и обычно решался при помощи выкупа.
Испанская инквизиция не оставила евреев в покое и на американском континенте. Увидев, что мараны вновь возвращаются к еврейскому образу жизни, в 1524-м году Карл V командирует генерал-инквизитора. Вскоре в Мексике запылал первый костер для еретика, и костры эти горели весь испанско-португальский период вплоть до середины XVII-го века. Число еврейских жертв инквизиции было громадно. Позже инквизиторы стали орудовать и в Бразилии, и в Перу.
2. Голландско-английский период: с середины XVII-го в. и до образования США [↑]
Еврейское население голландской и английской Америки составляли переселенцы частью из испанско-португальских колоний, частью — из Голландии и Англии. Все они — потомки испанских и португальских евреев, которые стали заселять уже Северную Америку.
Первые еврейские колонии были основаны на острове Кюрасао (Вест-Индия), в Барбадосе, Суринаме и Ямайке, и только потом евреи стали заселять Североамериканский континент.
К середине XVIII-го века в Нью-Порте уже были еврейское кладбище и синагога.
Постепенно евреи стали распространяться по всей Америке, а также Канаде, куда позже переехало много русскоязычных евреев.
3. Создание США [↑]
Колониальный период заканчивается Войной за Независимость и провозглашением Соединённых Штатов Северной Америки 4 июля 1776 года.
Постепенно, штат за штатом, евреи стали получать равноправие, которого все это время они были лишены.
Иммиграция и иммигранты XIX-го века [↑]
В XIX-м веке в США — «страну свободы и огромных возможностей» — хлынул поток иммигрантов из Германии и Польши. Этот поток усилился после наполеоновских войн, а позже — из-за политической реакции в Баварии. Эмигранты держали свой путь именно в США, так как им обещалось там полное равноправие, отсутствие воинской повинности, а в восточных штатах — и всеобщее бесплатное обучение.
Когда выходцы из Германии стали массами появляться в Америке, они встретили щедрую помощь со стороны богатой испано-португальской части еврейского населения, так называемых сефардов, которые в то время придерживались традиционного образа жизни. Однако вскоре более «просвещенные» ашкеназы обособились от сефардов, а потом стали разделяться и внутри себя: немцы отделялись от поляков и т.д. В Нью-Йорке стали образовываться конгрегации из мелких земляческих групп.
Начиная с 1881-го года, после убийства Царя и многочисленных погромов, началась эмиграция из России и Восточной Европы. Россия поддерживала это движение, рассчитывая с помощью Америки избавиться от нежеланных евреев.
Именно благодаря иммигрантам этой волны в США стало развиваться производство готового платья, основанное на так называемой «бостонской» или потогонной системе, заключавшейся в строгом разделении труда и выжимающей из работников все силы. Как раз тогда появились знаменитые джинсы еврейского иммигранта из Германии Леви Страусса, до сих пор являющиеся одним из американских символов.
Недавно приехавшие евреи из России, Литвы и Польши, которые еще вчера соблюдали еврейские традиции, устраиваясь на фабрики, начинали работать по субботам и праздникам. Америка перемалывала все и всех, кто попадался в ее челюсти.
Традиционный иудаизм в конце XIX — начале XX вв. [↑]
В 1886 году иммигранты Нью-Йорка попросили религиозных лидеров Европы найти главного раввина города, чтобы он стал раввином общины еврейских иммигрантов из России. По этому призыву приехал знаменитый Магид из Вильно, рав Яаков Йосеф.
Избранный ученик рава Исраэля Салантера, он был талантливым, энергичным человеком выдающейся учености и благородства. На этом посту ему пришлось очень трудно. Раву Яакову Йосефу удалось основать ешиву в Нижнем Ист-Сайде, одну из старейших в Америке, которая получила потом его имя. Сейчас она находится в Стэйтн Айленде и в Эдисоне. Попытки рава Яакова Йосефа организовать религиозную еврейскую жизнь потерпели неудачу из-за активной оппозиции немногих людей и общей апатии большинства.
Рав Моше Майер Матлин организовал частные классы по Талмуду для подростков. В 1886 году была основана школа «Эц Хаим», ее поддерживал главный раввин и посылал из нее учеников раву Матлину. В 1896 году «Эц Хаим» и академия рава Матлина объединились, создав ешиву по типу восточноевропейской под именем рава Ицхака Эльханана Спектора, где большинство студентов были молодые люди, которые прежде учились в европейских ешивах. В 1906 году открыла свои двери Метивта Тиферет Йерушалаим.
В 1898 году в США был основан Союз ортодоксальных еврейских общин Америки, а в 1902 году — Союз ортодоксальных еврейских раввинов США и Канады, который стал называться «Агудат Арабаним». Эти организации пытались навести порядок в хаосе религиозной жизни Америки.
В это время ортодоксальное еврейство Америки не было организовано. В синагогах были свои раввины или светское руководство, но это были отдельные островки. Общественные структуры европейских и сефардских евреев, которые обеспечивали бы образование, кошерное питание и общие нужды, не были созданы в аморфной иммигрантской среде США.
Рост ассимиляции [↑]
Традиционный иудаизм не мог конкурировать с реформистским движением, целью которого было ассимилировать евреев и сделать их «полноценными американцами».
В конце девятнадцатого и начале двадцатого века в Америке реформистский иудаизм доминировал, если не по числу приверженцев, то по организованности и влиянию. Хотя религиозная свобода и толерантность были характерны для американской мысли, но практически для продвижения надо было идти в ногу с англосаксонскими, протестантскими, нормами и жизненным укладом. Поэтому цели Реформы (ассимиляция и отказ от еврейской идентификации) соответствовали целям социальных и экономических лидеров американского общества того времени. Первый успех Реформы в Америке естественно проистекал из этого негласного альянса.
Первая реформистская община «Эммануэль» возникла в США в 1843 году. В конце XIX-го в. подобных общин стало больше, и они становились все более влиятельными. Все большее количество еврейских родителей предпочитало отдавать детей учиться не в «талмудей Тора», а в реформистские школы с преподаванием на английском языке.
Реформы не ограничивались включением женщин в миньян и в мужской хор, общими скамьями в синагоге и переводом молитвенника на английский язык. Реформисты старались искоренить сами основы иудаизма, такие как кашрут и Суббота!
Ассимиляция среди евреев росла, а реформистские лидеры еврейской общины всячески продолжали ей способствовать. Евреи отбрасывали традиции в надежде, что их примут в Новый Мир в социальном и других отношениях, чего они никогда не могли достичь в Старом Свете.
В 1886 году появилась еще одна организация, подрывающая еврейские устои, — консерваторы, которые основали в Нью-Йорке Еврейскую теологическую семинарию. В семинарии к программе европейских ешив были добавлены курсы по истории, ивриту и философии.
Консерваторы надеялись, что раввины, которые получат там образование и звание, окажут положительное влияние на иммигрантов и их детей. Они были убеждены в том, что традиционная еврейская жизнь европейского образца не укоренится в Америке, поэтому необходима перемена.
Возглавивший семинарию Соломон Шехтер превратил ее в престижную организацию с одной из крупнейших в мире библиотек по иудаике. Он популяризировал теорию «исторической школы», согласно которой иудаизм — творение человека, а не Вс-вышнего, меняющееся согласно воле и нуждам евреев в различных обстоятельствах.
Большинство американских евреев на тот момент были торговцами, антрепренерами или рабочими. Но они мечтали о том, что их дети получат высшее образование, это стало целью еврейских родителей в Америке. Несмотря на дискриминацию, процентные нормы, недостаток начального капитала, евреи наводняли американские колледжи, университеты и профессиональные школы. Все больше евреев становились врачами, адвокатами, экономистами и администраторами. Все больше смешанных браков, все меньше кип на головах. А тут еще подоспела и новая полна иммигрантов, уже вовсе нерелигиозных.
Послереволюционная волна и «красная угроза» [↑]
После Октябрьской революции 1917 года США пополнились новыми гражданами. К середине двадцатых годов там уже проживало больше четырех с половиной миллионов евреев. Невозможно было не заметить, что евреи начинали приобретать в США влияние, и американские лидеры стали выступать против еврейского засилья в стране. Поскольку последняя волна иммигрантов прибыла из Советской России, по всей Америке в начале 20-х зазвучали слова о «красной угрозе», отождествляя всех евреев с большевиками и подпольщиками.
Эти анти-иммигрантские настроения в 1924-м году привели к установлению квоты, по которой строго ограничивалась иммиграция из многих регионов, включая Восточную Европу. Еврейская община взяла на себя ведущую роль в противостоянии иммиграционным ограничениям, но они оставались в силе вплоть до 1965 года.
Киноиндустрия и индустрия развлечений в Америке [↑]
Оказавшись в США, многие европейские евреи искали приложения для своих талантов в сфере развлечений и коммуникации. Почти все главные киностудии того времени возглавляли иммигранты-евреи: имена Луиса Майера, Сэма Голдвина, Альбера и Джека Уорнеров стали синонимом понятия «кино» в Америке наряду со многими другими именами евреев, фактически создавших Голливуд. Новый идол — Голливуд — больше других социальных сил сформировал американское общественное мнение и влиял на ассимиляцию евреев в двадцатых годах.
Евреи, избравшие для своей карьеры индустрию кино и развлечений, презирали иудаизм, оставляли традицию и проповедовали ассимиляцию как американскую мечту. Они демонстрировали абсолютное отторжение прошлого и полную преданность Америке.
Ассимилированные режиссеры и актеры так изображали евреев, иудаизм и еврейские ценности в кино, что эти фильмы представляли прямую и очень серьезную угрозу еврейской общине, оправдывая ассимиляцию и подталкивая к ней и к смешанным бракам, призывая оставить еврейскую исключительность.
Поколение американских евреев, которое воспитывалось в двадцатых годах, в большинстве было убеждено в том, что жизнь в Америке требует скорейшей, тотальной ассимиляции евреев, и фильмы, которые награждали премией Оскара, подтверждали эту веру.
Первые американские ешивы [↑]
В те же самые двадцатые годы, когда ассимиляция становилась неконтролируемой, тем не менее начал укрепляться и традиционный иудаизм. Первая большая ешива вне Нью-Йорка — «Еврейский теологический колледж» — была основана в Чикаго в 1921 году равом Хаимом Цви Рубинштейном и равом Шаулем Зильбером. Она выпустила много рожденных в Америке раввинов и ученых для традиционной американской общины.
Основы ешив Тора Ведаат и Метивта Хаим Берлин в Нью-Йорке тоже были заложены и укреплялись в двадцатых годах. Они стали впоследствии одними из крупнейших и наиболее влиятельных ешив Америки.
В американские ешивы стали приезжать преподавать крупные европейские ученые. Американские раввины стали публиковать книги по талмудической учености, вышли английские переводы Торы и молитвенников.
Благотворительность [↑]
После окончания Первой мировой войны евреи Восточной Европы нуждались в помощи и поддержке, чтобы восстановиться. В значительной мере, все это обеспечило американское еврейство. Главным двигателем спасения и помощи был Распределительный комитет Джойнта, который был создан именно для помощи пострадавшим от войны, но успешно действует и по сей день, помогая евреям всего мира, находящимся в нужде или опасности. «Джойнт» эффективно и сострадательно распределял миллионы долларов, раздавая еду, одежду, оказывая медицинскую помощь, а также основал систему прямой передачи фондов от американских евреев их родственникам в Европе.
В это же время великие раввины начали посещать США, чтобы собрать деньги для поддержки ешив и других сфер еврейской жизни. Такие визиты были благом и для американских общин, потому что эти великие люди давали необходимое вдохновение, направляющие советы и конструктивную критику. Они также вызвали желание молодых людей учиться в ешивах Литвы и Польши. Видя масштабы ассимиляция в США, крупнейшие европейские раввины не только не приветствовали отъезд евреев в Америку, но и стремились вернуть обратно уже уехавших.
Америка и Катастрофа [↑]
Оппозиционное отношение США к иммиграции в конце 1930-х годов было вызвано серьезным экономическим давлением, высоким уровнем безработицы и разочарованием в собственных идеалах. Отказ США поддержать именно еврейскую иммиграцию основывался также на прогрессирующем антисемитизме рубежа 1930-1940-хх годов.
В мае 1939 года из Германии прибыл корабль «Сент-Луис» с 936 беженцами, в основном, немецкими евреями. По приказу президента Рузвельта, корабль вернул беженцев в Европу, на верную гибель.
Всё то время, что нацизм разворачивал свои кровавые действия в Европе, Конгресс Соединенных Штатов, администрация Рузвельта и общественное мнение выражали обеспокоенность по поводу судьбы европейских евреев, но крупномасштабную иммиграцию так и не разрешили, приняв лишь стольких евреев, сколько позволяла квота — 21 000 человек. Маленькая Швейцария приняла больше.
Зверства нацистов были в значительной степени проигнорированы американскими СМИ. Возможно, в следствие этого, и американская еврейская община не осознала в тот период всей тяжести Катастрофы.
К весне 1944 года союзники уже знали об использовании отравляющего газа в лагере смерти Аушвиц-Биркенау. Еврейские лидеры безуспешно обращались к американскому правительству с просьбой разбомбить газовые камеры и железные дороги, ведущие к лагерю. С 20 августа по 13 сентября 1944 года военная авиация США бомбила промышленный комплекс Аушвиц-Моновиц, расположенный менее чем в восьми километрах от газовых камер Биркенау. Однако США, продолжая придерживаться политики невмешательства в спасение узников, не разбомбили ни газовые камеры, ни железные дороги, которые использовались для перевозки заключенных.
Еврейская жизнь послевоенной Америки [↑]
Сразу после Второй мировой войны некоторые еврейские беженцы переселились в Соединенные Штаты. Еще одна волна еврейских беженцев из арабских стран обосновалась в США после изгнания из своих родных стран.
Из Восточной Европы переезжают в Соединенные Штаты целые ешивы: Ешива Тельше из Литвы — перебирается в штат Охайо; ешива Мир из белорусского местечка после множества скитаний разделяется на три ветви, одна из которых попадает в Землю Израиля, а две другие находят пристанище в Бруклине (Нью-Йорк). Переезжают целые хасидские кланы.
Рав Моше Файнштейн [↑]
Раби Моше Файнштейну чудом удалось перебраться в Америку из СССР в 1937 году. В Нью-Йорке рав Файнштейн в течение полувека возглавлял ешиву «Тиферет Йерушалаим», где воспитал сотни выдающихся знатоков Торы, ставшими главами крупнейших общин и ешив.
С течением лет рав Моше Файнштейн приобрел статус самого авторитетного законоучителя в США. К нему обращались с алахическими вопросами даже знаменитые раввины Земли Израиля — в первую очередь, в связи со сложнейшими проблемами, касающимися семейного права и алахических аспектов применения новых промышленных технологий.
В 1959 году начал выходить многотомный сборник респонсов (ответов) р. Моше Файнштейна, озаглавленный «Игрот Моше» («Послания Моше»).
При жизни р. Моше было издано восемь томов, включающих десятки тысяч респонсов. Эта книга, затрагивающая большинство аспектов еврейской жизни, широко изучается во всем еврейском мире и является одним из основных источников практической алахи.
После смерти р. Аарона Котлера р. Моше сменил его на посту председателя «Моэцет гдолей Тора» (Совета выдающихся знатоков Торы), стоящего во главе американского отделения всемирной конфедерации ортодоксальных общин «Агудат Исраэль» (Единство Израиля).
Рав Аарон Котлер [↑]
В 1943-м году в г. Лейквуде, штат Нью-Джерси, рав Аарон Котлер основал ешиву, названную Бейт-Мидраш Гавоа («Высший дом учения»). Он стремился создать в Америке ешиву восточноевропейского типа, в которой бы изучали Тору не для того, чтобы стать раввинами, но лишма (ради нее самой). Окружающие убеждали его, что в США это невозможно.
Р. Котлер начал занятия с десятью беженцами из Европы, но затем, обладая исключительной личной притягательностью, привлек в ешиву и множество юношей, родившихся в США. Он сумел возродить в стенах ешивы духовную атмосферу Воложина и Слободки, Слуцка и Клецка. По оценкам аналитиков, именно создание ешивы в Лейквуде стало поворотным пунктом в истории американского еврейства.
В последующие десятилетия, благодаря ученикам р. Котлера, его духовное воздействие распространилось на другие общины США — были созданы еще десятки ешив, прототипом которых стала ешива Лейквуда. Мир «литовских ешив», уничтоженный нацистами в Восточной Европе, возродился по другую сторону океана.
В 1954 году рав Котлер был избран на пост наси (председателя) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — головного органа американского отделения всемирной конфедерации ортодоксальных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля).
На протяжении многих лет рав Котлер был одним из духовных лидеров американского еврейства. После его смерти вышло в свет многотомное собрание сочинений Мишнат раби Аарон (Учение р. Аарона), включающее его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду и кодексу Рамбама, его алахические респонсы, а также статьи и выступления, касающиеся вопросов еврейского мировоззрения и этики.
Рав Яаков Каменецкий [↑]
Ешивой «Тора Ведаат», основанной р. Шрагой-Фейвлом Менделовичем в Бруклине, начиная с 1948 года руководил рав Яаков Каменецкий, который был наставником ортодоксальной общины в США на протяжении полувека.
Помимо величия в Торе, рав Каменецкий был знаменит своей мудростью и качеством правдивости. Со всеми тяжелыми проблемами, как общественными, так и личными, обращались к нему; многие называли его «урим и тумим(см. Шмот, 28:30) Америки». То есть его мнение принималось как указание с Небес. Рав Моше Файнштейн, рав Ицхак Яаков Рудерман, рав Ицхак Гутнер и другие великие люди Торы говорили: «По всем вопросам надо сначала советоваться с равом Яаковом».
Рав Каменецкий был одним из глав организации «Агудат Исраэль» и руководства «А-хинух а-ацмаи» (системы независимого образования). После его кончины в 1986-м году вышла в свет книга комментариев к Торе «Эмет ле-Яаков».
Рав Йосеф-Дов Соловейчик [↑]
Раби Йосеф-Дов бар Моше Алеви Соловейчик — один из духовных лидеров американского еврейства — полвека руководил нью-йоркской «Ешива-Юниверсити» (Ешивы-Университета). В этом уникальном высшем учебном заведении Тора и научные дисциплины изучались в их единстве и взаимосвязи.
Рав Йосеф-Дов подготовил тысячи учеников, многие из которых стали главами ешив и общин по всему еврейскому миру, а также посвятил в раввинское звание около двух тысяч человек.
Раби Менахем-Мендл Шнеерсон [↑]
Раби Менахем-Мендл бар Леви-Ицхак Шнеерсон, которого все знают как Любавического Ребе — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения. В 1941 году он эмигрировал в США. В послевоенные годы он занимался реализацией широких образовательных и просветительных программ по всей Америке: в короткий срок были основаны ешива Томхей темимим, школа для девушек Бейт Хана, издательство Кеат, а также молодежные центры, в деятельность которых активисты Хабада сумели вовлечь тысячи юношей и девушек, в том числе, и из семей, далеких от соблюдения законов Торы.
Развивая начатую вместе с прежним Ребе деятельность, раби Менахем-Мендл создал в США сеть хабадских школ Оалей Йосеф-Ицхак. Одновременно посланники Ребе основали множество новых ешив и хедеров по всему еврейскому миру.
Послевоенные тенденции [↑]
Приехавшие в Соединенные Штаты в начале 1950-х годов почти сто тысяч евреев, переживших Катастрофу, вели себя незаметно, стараясь не выделяться среди «типичных американцев». Никто не хотел вспоминать о жертвах и тем более — выглядеть жертвой: ведущие еврейские светские организации отвергли в то время предложение создать в Нью-Йорке мемориал Холокоста.
Евреи становятся все более образованной частью общества. К 1957 году среди «белых воротничков» было более 70 процентов евреев, в то время как среди прочих белых американцев — только 35 процентов.
Шестидневная война явилась поворотным моментом в жизни многих американских евреев 60-х годов. Победа крошечного Израиля над арабскими армиями, объединившимися, чтобы уничтожить только что появившуюся страну, представлялась всем не иначе как чудом и вызывала сильные эмоциональные отклики среди американских евреев. Их финансовая поддержка Израиля резко возросла в результате войны. Они стали чаще, чем когда-либо, принимать решение о возвращении на обетованную Землю.
Волна «русской» иммиграции 1990-х годов [↑]
В конце 80-х годов в СССР евреям начали давать разрешения на выезд. А в США, в связи с окончанием Холодной войны, в 1990 году был принят новый Закон об иммиграции, который установил категории лиц, имеющие право на получение иммиграционного статуса, и одна из категорий — «восстановление семей».
В США двинулись сотни тысяч евреев из бывшего Союза со своими нееврейскими членами семьи. Эта волна стала создавать свои газеты, радио — и телеканалы, фирмы и магазины, где говорят по-русски. Приближение к еврейским корням не стояло в их списке приоритетов, несмотря на старания религиозных организаций, пробовавших взять новых еврейских иммигрантов под свою опеку.
Евреи Северной Америке в наши дни [↑]
Сейчас евреи распространились по всей Америке. Особенно большие общины в штате Нью-Йорк, где проживает более миллиона евреев. Знаменитый Боро Парк — район в юго-западной части Бруклина, Нью-Йорк — полностью принадлежит общине ортодоксальных евреев, по большей части, хасидского направления, крупнейшие из которых — династии Бобов, Бельз, Вижниц, Гур, Сатмар, Карлин-Столин, Цанз.
Нью-Джерси называют американской «столицей Торы», где в знаменитом Принстонском Университете получила развитие еврейская, особенно ортодоксальная, студенческая жизнь.
Кроме того, велики еврейские общины в Калифорнии, во Флориде, в Иллинойсе и в Пенсильвании.
За редкими исключениями в США нет официального антисемитизма, но на бытовом уровне никто не застрахован от него даже там, ведь антисемитизм, как известно, есть везде, где есть еврейские диаспоры. Каждый год в США регистрируются сотни антисемитских инцидентов. Большинство относятся к категории «преследования, домогательства и угрозы». Кроме того, есть частные школы, колледжи, где евреи нежелательны.
Миллионы евреев ассимилируют. Тенденция к заключению смешанных браков привела к тому, что число американских евреев не увеличивается, и скорость роста еврейского населения остается на уровне 1960 года.
Несмотря на упорное сопротивление ортодоксальных кругов, реформизм из США проник и в Израиль. После открытия в 1963 году в Иерусалиме факультета библеистики и археологии Хибру Юнион Колледжа, стали возникать и отдельные реформистские конгрегации, пытающиеся оказывать разрушающее влияние на общественную и религиозную жизнь Израиля. Реформисты добиваются в Израиле того, чтобы их гиюры признавались кошерными (а прошедшие такой гиюр получали бы право на репатриацию), их (смешанные!) браки считались бы действительными, а женщины, надев тфилин и талиты, выступали бы в качестве чтецов Торы у Стены плача. До сих пор требованиям реформистов удается противостоять, и можно сказать, что в Израиле, в целом, реформистский и консервативный иудаизм не прижились, в отличие от США.
Как коммунистическая идеология выкорчевала в СССР еврейское самосознание путем тоталитаризма, так Америка делает то же самое своими, «демократическими» методами. Вопрос о том, что трагичнее, возвращает нас к дискуссии о том, кто страшнее был для еврейского народа — Аман, желавший нашего физического уничтожения, — или «прекрасная» Греция, желавшая уничтожить нас духовно. То, что в полной мере не удалось Гитлеру с его лагерями смерти и газовыми камерами, планомерно выполняется страной равных прав и возможностей, страной сбывающихся надежд, где евреи исчезают, растворяясь в ней навсегда.
Евреи Южной Америки в наши дни [↑]
В Южной Америке самая многочисленная еврейская община проживает в Аргентине. Только в Буэнос-Айресе насчитывается около 180 тысяч евреев. Почти все евреи Аргентины — потомки иммигрантов из Восточной и Центральной Европы; их и называют здесь «русос» — в отличие от 15% восточных евреев, прозываемых «туркос», хотя среди них выходцы не только из Турции, но и из Сирии и Северной Африки. Евреи Аргентины в целом преуспевают и участвуют во всех сферах деятельности, отчего процесс ассимиляции идет там довольно интенсивно.
В наше время у евреев Аргентины есть синагоги, воскресные и обычные школы, свои книжные магазины и магазины кошерных продуктов, библиотеки, разветвленная сеть учебных центров.
Еврейские общины есть также в Бразилии, Уругвае, Сальвадоре, Эквадоре и других странах Южной Америки, где они существуют с конца XIX века. Эти общины помнят свое происхождение: кто от русских и польских евреев, кто — от немецких, кто — от хасидов ХаБаДа, а кто — из стран мусульманского Востока.
Канада и евреи [↑]
Канаду евреи начали заселять в XVIII-м веке. С середины 1890-х гг. фонд барона Гирша, а затем и Еврейское колонизационное общество основали в Канаде ряд еврейских сельскохозяйственных поселений.
К началу XX века активизировалась еврейская общественная и политическая жизнь. В 1892 году возникли группы Ховевей Цион, преобразованные в ряде городов к 1900 г. в сионистские организации.
После введения в США иммиграционной квоты увеличился приток евреев в Канаду. С 1945 г. по 1975 г. в Канаду иммигрировали около ста тысяч евреев, среди них четыре с половиной тысячи из Венгрии (после подавления советскими войсками восстания 1956 г.) и значительные группы из Марокко и других государств Северной Африки и Ближнего Востока (конец 1950-х гг.)
Сейчас в Канаде, так же, как и в США, есть ортодоксальные, реформистские и консервативные синагоги, школы и ешивы. Евреи живут, в основном, в Монреале и Торонто.
В последнее время участились антисемитские инциденты, чаще всего, со стороны мусульман.
«Но из-за грехов наших мы были изгнаны…» [↑]
В праздничной молитве «Мусаф» мы произносим слова: «Но из-за грехов наших мы были изгнаны из страны своей и оказались вдалеке от земли своей…» Долгие столетия евреи скитались по миру, разбросанные по всем четырем концам цвета, и даже в Америку занесли их штормовые ветра. Но мы всегда помним, что все эти страны — только временное пристанище, и наше еврейское благополучие в них тоже временное. И мы искренно молимся: «Приблизь наших братьев, рассеянных между народами, и наших братьев разбросанных собери с концов земли, и приведи нас в Сион, город Твой, с ликованием, и в Иерусалим, Твой священный Дом, с вечной радостью».
Тора в Америке на русском языке [↑]
В Америке в последние десятилетия происходит расцвет Иудаизма, много сотен тысяч евреев соблюдают в полной мере Тору и мицвот. Также стали появляться многие русскоязычные евреи, заинтересовавшиеся иудаизмом. Как и в Израиле, тысячи людей возвращаются к иудаизму! Для них «Толдот Йешурун» проводит в Нью-Йорке Дни Торы, «Диннеры», где перед собравшимися выступают лучшие русскоязычные лекторы по иудаизму. Организуются выступления руководителей американских ешив, видеопрезентации, издание книг и презентации книг по еврейской тематике на русском языке, благотворительные вечера.
Сейчас в Северной Америке существует множество возможностей для изучения Торы для русскоязычных ервеев: ешивы и колели существуют в Нью-Йорке, Лейквуде, Монреале, а кроме этого — синагоги, общинные центры, библиотеки аудиоуроков, семинары, еврейские школы — во многих городах США и Канады.