Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Продолжение темы, поднятой в посте «Лучше чтобы еврей остался в России или ехал в Америку»?
Приехав в Израиль, я решил не проявлять безразличие, а рассказал о случившемся в Вене раву Ракефету, который давал нам уроки Торы в Москве. Он, в свою очередь обратился в Сохнут, и меня принял один чиновник этой организации. Я надеялся, что эта встреча повлияет на поведение сотрудников Сохнута в будущем.Однако действительность рассеяла мои наивные ожидания.
Когда я впервые прочитал русскоязычную газету «Наша страна», то испытал шок. Издаваемая рабочей партией газета была переполнена грубыми нападками на соблюдающих Тору евреев. Такого я не встречал даже в газете «Правда». Прожив в Израиле шесть лет, я пришел к выводу, что произошедший в Вене инцидент был не исключением, а скорее правилом. С горечью пришлось констатировать, что олим, возвращавшиеся из советского изгнания и мечтавшие оказаться среди братьев, переживали разочарование. Достаточно прочитать воспоминания рава Ицхака Зильбера зц”л, который писал, что вначале был настолько потрясен «нееврейским» духом государства, что хотел даже вернуться в Россию.
Впрочем, удивляться было не чему. Левые партии десятилетиями контролировали прессу и образование, навязывая олим свои взгляды. До разоблачения Хрущевым, портрет Сталина висел в столовых многих кибуцов. Смешно сегодня об этом писать, но в мое время в СССР в коммунизм уже не верили даже гебешники, а в Святой Земле мне повелось беседовать с еще наивно верующими коммунистами, видеть красный флаг на здании Гистадрута (профсоюза).
В Израиле ощущались отголоски яростной борьбы с религией, безжалостно проводимой в СССР в 20-е годы «еврейской секцией» коммунистической партии. В СМИ постоянно звучала критика в адрес религиозных людей, которые не служат в армии, не получают профессионального образования, не работают, а вымогают деньги у государства. Кончено же были чистые и праведные люди: рав Ицхак Зильбер, рав Хаим Меир Кахане, но надо было удостоиться знакомства с ними. Основная же масса олим затруднялась установить контакт с религиозными людьми, которые сами были заняты острой борьбой за существование. Если же такой личный контакт случался, то это вызывало удивление: хоть и религиозный, а такой приятный, культурный человек. Зачастую такая встреча становилась поворотным пунктом в духовном поиске человека.
Когда я ехал в Израиль, то мечтал пойти в армию, однако вскоре понял, что главной ареной современной битвы между добром и злом является то, что большевики называли идеологическим фронтом. Я мечтал о том, чтобы начать издавать в Израиле еврейскую газету на русском языке. Между тем, я изучал Тору в йешиве, живя Иерусалиме с непередаваемой радостью. Каждый день, выходя из дома, я видел перед собой иудейские горы и синее небо, удивляясь лишь тому, что не перестаю удивляться красоте Земли Израиля. Меня окружали замечательные и праведные люди, об обществе которых можно было только мечтать.
Когда шесть лет спустя, мне предложили поехать в Нью-Йорк, я сомневался. Во-первых, со мной в йешиве «Атерет Исраэль» уже училась группа друзей и учеников. Мог ли я их оставить? Во-вторых, я мечтал об Израиле и призывал всех моих друзей ехать только в Израиль, как я могу поехать в Америку?
С другой стороны, в Израиле у меня не было средств основать школу для детей иммигрантов или газету на русском языке, а в США открывались эти возможности. Тогда я обратится к раву Ицхаку Зильберу за советом. «Ты обязан ехать в Америку, но должен быть готов преодолеть там унижения и нищету», - сказал он мне. Когда я обратился к главе русскоязычной йешивы «Швут Ами» раву Элиезеру Кугелю, то он посадил меня в машину и мы поехали в Бней-Брак к раву Шаху зц”л, возглавлявшему йешиву «Понович». Рав Шах дал мне трогательное благословение на поездку, призвав не упускать возможности учить Торе русскоязычных евреев Америки, помня об их детях и всех поколениях их потомков.
Впрочем, было у меня и еще одно сомнение. Есть ли в Америке русские евреи, которые хотят изучать Тору? Ведь интересующиеся еврейством поехали в Израиль, а в США направилась «колбасная» иммиграция – люди, которые не искали духовности, а просто переселялись в более комфортабельную, богатую и свободную страну. Американское правительство могло послать русских иммигрантов осваивать Аляску, но провидению было угодно, чтобы их приняли теплые еврейские общины Нью-Йорка, Чикаго, Детройта, Бостона, Балтимора...
Парадокс заключался в том, что не особенно ищущих контактов с евреями иммигрантов гостеприимно принимали в своих домах религиозные американские евреи, приглашая их на субботы и праздники. Высокообразованные врачи и юристы, преуспевающие бизнесмены открывали для русских евреев свои дома и сердца, как для членов своих семей. К тому же в отличие от Израиля, в Америке религия удостаивается уважения. «Когда я была в больнице, то черная нянечка спросила, хочу ли я кошерную еду, мне было стыдно признать, что я не придерживаюсь традиций, и я согласилась», - рассказывала мне одна женщина.
Нет ничего удивительного в том, что иммигранты потянулись к еврейству в Америке. Конечно не все. И, конечно же, путь этот все равно непростой. Но почему «русские» в Америке оказались в привилегированном, в духовном смысле, положении?
Возможно, один эпизод, проиллюстрирует эту проблему.
Лет десять назад одного подростка привезли из еврейской школы в Украине в йешиву в Нью-Йорке. Здесь он закончил школу, затем Йешиву Университет, сегодня он работает в солидном бизнесе, и что важнее всего, активно помогает другим студентам из бывшего СССР приехать в Америку и получить здесь еврейское образование.
«Почему ты привозишь этих молодых людей в США, а не направляешь в Израиль?» – спросил я его недавно.
«Все лучшие ребята из моего класса поехали в Израиль, и никто из них сегодня не соблюдает заповеди, - с горечью ответил он. – В Америке у них есть гораздо больше шансов стать соблюдающими Тору евреями».
«Нежели это так?» – спросил я одного английского еврея, который преподает Тору в одной из бывших республик СССР.
«К сожалению, в духовном смысле, в израильских йешивах мы потеряли очень много учеников, и стараемся их больше туда не направлять, предпочитая йешивы Англии и Америки».
- Что же это за парадокс? - думал я. – Почему жаждущие еврейства эмигранты попали в антирелигиозный Израиль, а убегающие от еврейства - в теплые еврейские общины Америки?
Или, может быть, я ошибаюсь, и все это совсем не так? Буду рад, если вы, дорогие читатели, поделитесь со мной Вашим мнением.
Теги: Тора, алия, евреи, США, Эмиграция из СССР