Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Нью Йорк и евреи

Нью-Йорк (англ. New York City) — самый населенный город США с самой многочисленной еврейской общиной вне Израиля. Не прошло и 30-ти лет со дня основания города (основан в 1625 г. под названием Нью Амстердам), как в городе появились первые еврейские поселенцы. Сегодня среди 8,5-миллионного населения города Нью-Йорка, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млн — евреи. А в агломерации «Большой Нью-Йорк» (население ок. 20,5 млн) евреи составляют 15% жителей, т.е. около 3 млн человек. Преобладают ашкеназы, включая представителей хасидских дворов, но также многочислены и сефардские общины — бухарских, иракских, персидских евреев и т.д.

Оглавление

Заселение Нью-Йорка евреями [↑]

В 1654-м году первая малочисленная группа евреев прибыла в город, расположенный на берегу Атлантического океана, который тогда еще назывался «Новым Амстердамом», и это были беженцы из Бразилии, подвергшиеся там притеснениям со стороны Португалии. Их неохотно приняли в Америке, тут же обложив налогами и другими ограничениями. Евреям запрещалось строить синагоги и устраивать молельные дома, им приходилось молиться тайно. Многие из первых переселенцев вынуждены были покинуть Нью-Йорк.

При английском короле Якове II евреи начали пользоваться некоторыми (но не всеми) правами. Первая учрежденная в конце XVII-го века синагога, «Шеарит Исраэль», была сефардской. Свое собственное здание она получила только в 1730-м году. Хотя к этому времени количество ашкеназских евреев превышало количество сефардских, других синагог в Нью-Йорке, тем не менее, не было еще целый век — вплоть до наполеоновских войн.

До войны за Независимость 1775-1783 гг. иммиграция в Нью-Йорк шла, главным образом, из Испании, Португалии и Вест-Индии. В то же время довольно значительное число нью-йоркских евреев, незадолго до конца английского периода, переселились в Род-Айланд и в Пенсильванию.

Дальнейшее сокращение числа евреев в Нью-Йорке обусловлено было переходом в христианство и смешанными браками.

В начале XIX-го века, после наполеоновских войн, в Нью-Йорк хлынул поток европейских эмигрантов, которые и основали вторую синагогу — «Бней Йешурун». Далее в XIX-м веке появляется польская синагога «Шаарей Цедек», а за ней и другие.

Все новые еврейские общины были крайне бедны. Например, первая немецкая община «Аншей Хесед» совершала богослужения в тесной комнате, причем каждый молящийся, приходя туда перед началом субботы, должен был принести с собой полено для поддержания огня.

В 1822-м году было образовано «Еврейское благотворительное общество», которое впоследствии сыграло серьезную роль во время Дамасского дела. Узнав о кровавых преследованиях евреев в Дамаске в 1840-м году, еврейское сообщество было шокировано и возмущено. Благотворительное общество выступило инициатором митингов протеста и требований к правительству США вмешаться и спасти сирийских евреев.

Позже было организовано еще несколько благотворительных организаций. В 1852 году появилась первая Еврейская больница Mount Sinai Hospital, которая признана одной из лучших в стране.

Спасаясь от погромов, в конце XIX-го века в США хлынул поток эмигрантов из России, Литвы и Польши. Из двух миллионов прибывших в тот период евреев, больше миллиона осело в Нью-Йорке. Были они, как правило, молоды и нерелигиозны. Говорили на идиш, специальностей по большей части не имели. Жили в страшно стесненных условиях, по несколько семей в одной квартире, и в поразительной нищете.

В основном, иммигранты селились в районе Lower East Side. Немецкие евреи предпочитали держаться подальше от восточноевропейских, и стали перемещаться в сторону Манхэттэна.

В итоге, к концу этой польско-российской волны иммиграции, евреи расселились по всем пяти муниципальным округам Нью-Йорка: Манхэттен, Бруклин, Бронкс, Куинс и Ричмонд, который позже был переименован в Стэйтен Айланд. Районом с самым многочисленным еврейским населением был Манхэттэн, а в нем — квартал Гарлем, который в те годы был типичным еврейским иммигрантским районом. Затем Гарлем стали заселять чернокожие американцы, а евреи покидали его.

К середине прошлого века евреев в Нью-Йорке стало так много, что Рош аШана и Йом Кипур с 1960-х годов в государственных школах стали официальными нерабочими днями. Не стоит особенно радоваться: это не признак религиозности, а лишь дань традиции. Китайский новый год и курбан-байрам в мультикультурном Нью-Йорке тоже отмечаются.

Ортодоксальное еврейство в Нью-Йорке в XIX-м веке [↑]

В 1886 году иммигранты Нью-Йорка попросили религиозных лидеров Европы найти главного раввина города, чтобы он стал раввином общины еврейских иммигрантов из России. По этому призыву приехал знаменитый Магид из Вильно, рав Яаков Йосеф.

Избранный ученик рава Исраэля Салантера, он был талантливым, энергичным человеком выдающейся учености и благородства. На этом посту ему пришлось очень трудно. Раву Яакову Йосефу удалось основать ешиву в Нижнем Ист-Сайде, одну из старейших в Америке, которая получила потом его имя, сейчас она находится в Стэйтн Айленде и в Эдисоне. Но его попытки организовать религиозную еврейскую жизнь потерпели неудачу из-за активной оппозиции немногих людей и общей апатии большинства.

Европейские евреи, поселившиеся на восточной стороне Нижнего Манхеттена, в 1887-м году возвели здесь, на улице Элдридж, первую крупную синагогу. Несмотря на то, что сегодня еврейское население города расселяется по иному принципу, это место продолжает считаться территориальной основой общины. Почти 50 лет синагога была центром еврейской жизни и взаимопомощи Нижнего Ист-Сайда, но в 1930-х годах общественность переместилась в Бруклин.

В это время ортодоксальное еврейство Америки не было организовано. В синагогах были свои раввины или светское руководство, но это были отдельные островки. Общественные структуры европейских и сефардских евреев, которые обеспечивали бы образование, кошерное питание и общие нужды, не были созданы в аморфной иммигрантской среде США.

Традиционное еврейство Америки начало формировать свою структуру только в самом конце века. В 1898 году был основан Союз ортодоксальных еврейских общин Америки (OU) под руководством раввинов Перейры Мендеса (духовного лидера испано-португальской конгрегации «Шеарит Исраэль» в Нью-Йорке) и Бернарда Драхмана (раввина общины «Зихрон Эфраим» в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка). В 1902 году был основан Союз ортодоксальных еврейских раввинов США и Канады, который принято называть «Агудат аРабаним». Эти организации пытались навести порядок в хаосе религиозной жизни Америки и послужили началом ортодоксальной раввинской инфраструктуры США.

Ассимиляция [↑]

К 1906 году больше девяти десятых еврейских иммигрантов из Восточной Европы перестали строго соблюдать заповеди. Кошерность питания была дезорганизована, не было серьезного еврейского образования. Но главное — чтобы удержаться на плаву в нью-йоркском водовороте, иммигранты устраивались на заводы и фабрики, где было практически невозможно соблюдать субботу.

Еврейское образование в США часто было в руках незаинтересованных и малограмотных частных учителей (меламдим), а всякое стремление к улучшению подрывали еврейские школы (Талмуд Тора), в которых дети учились неохотно. Четыре-пять дней в неделю, по два-три часа после основных занятий в государственных школах, дети должны были приходить в еврейскую школу и там молиться, изучать Тору с комментарием Раши, Мишну и даже Талмуд. В большинстве преподавали на идиш, но в двадцатых годах стал преобладать английский язык.

Качество обучения было слабое, и большинство «выпускников» еврейских школ скоро забывали, что учили, и после бар-мицвы становились частью ассимиляционного движения.

Первые Нью-Йоркские ешивы [↑]

Несмотря на эту атмосферу, несколько ортодоксальных раввинов и светских людей основали первую американскую ешиву для продвинутого изучения Талмуда. Рав Моше Майер Матлин организовал частные классы по Талмуду для подростков, сначала у себя дома, а потом для новой школы приобрели здание.

В 1886 году была основана школа «Эц Хаим». В 1896 году, когда умер великий раввин из Ковно рав Ицхак Эльханан Спектор, «Эц Хаим» и академия рава Матлина объединились, создав в память о нем ешиву под именем рава Ицхака Эльханана, где большинство студентов были молодые люди, которые прежде учились в европейских ешивах. А учебная программа и атмосфера там очень напоминала ешивы Восточной Европы.

В это время стали возникать и другие ортодоксальные учебные заведения, включая Школу рава Яакова Иосефа, основанную в 1903 году, через год после его кончины, и названную в его честь. В 1906 году открылась на Манхэттене, в Нижнем Ист-Сайде, метивта (ешива) «Тиферет Йерушалаим». Молодой рав Бернард Дов Ревель, скоро ставший ее президентом, сделал ее американской организацией, а не копией традиционной литовской ешивы, и подготовил путь для роста учености в Торе и восстановления ортодоксии в Америке. Позднее ешива была преобразована в «Ешива-Юниверсити» (Ешиву-Университет).

Основы ешив Тора Ведаат и Метивта Хаим Берлин в Нью-Йорке были заложены и укреплялись в двадцатых годах. Они стали впоследствии одними из крупнейших и наиболее влиятельных ешив Америки.

Рав Моше Файнштейн [↑]

Раби Моше Файнштейну чудом удалось перебраться в Америку из СССР в 1937 году. В Нью-Йорке рав Файнштейн в течение полувека возглавлял ешиву «Тиферет Йерушалаим», где воспитал сотни выдающихся знатоков Торы, ставшими главами крупнейших общин и ешив.

С течением лет р. Моше приобрел статус самого авторитетного законоучителя в США. К нему обращались с алахическими вопросами даже знаменитые раввины Земли Израиля — в первую очередь, в связи со сложнейшими проблемами, касающимися семейного права и алахических аспектов применения новых промышленных технологий.

В 1959 году начал выходить многотомный сборник респонсов (ответов) р. Моше Файнштейна, озаглавленный «Игрот Моше» («Послания Моше»).

При жизни р. Моше было издано восемь томов, включающих десятки тысяч респонсов. Эта книга, затрагивающая большинство аспектов еврейской жизни, широко изучается во всем еврейском мире и является одним из основных источников практической алахи.

После смерти р. Аарона Котлера р. Моше сменил его на посту председателя «Моэцет гдолей Тора» (Совета выдающихся знатоков Торы), стоящего во главе американского отделения всемирной конфедерации ортодоксальных общин «Агудат Исраэль» (Единство Израиля).

Рав Яаков Каменецкий [↑]

Ешивой «Тора Ведаат», основанной р. Шрагой-Фейвлом Менделовичем в Бруклине, начиная с 1948 года руководил рав Яаков Каменецкий, который был наставником ортодоксальной общины в США на протяжении полувека.

Помимо величия в Торе, рав Каменецкий был знаменит своей мудростью и качеством правдивости. Со всеми тяжелыми проблемами, как общественными, так и личными, обращались к нему; многие называли его «урим и тумим Америки» (см. Шмот, 28:30). То есть его мнение принималось как указание с Небес. Рав Моше Файнштейн, рав Ицхак Яаков Рудерман, рав Ицхак Гутнер и другие великие люди Торы говорили: «По всем вопросам надо сначала советоваться с равом Яаковом».

Рав Каменецкий был одним из глав организации «Агудат Исраэль» и руководства «А-хинух а-ацмаи» (системы независимого образования). Рав Яаков Каменецкий умер 29-го адара 5746 (1986) года. После его кончины вышла в свет его книга комментариев к Торе «Эмет ле-Яаков».

Рав Йосеф-Дов Соловейчик [↑]

Раби Йосеф-Дов бар Моше Алеви Соловейчик (1903-1993 гг.) — один из духовных лидеров американского еврейства — полвека руководил нью-йоркской «Ешива-Юниверсити» (Ешивы-Университета). В этом уникальном высшем учебном заведении Тора и научные дисциплины изучались в их единстве и взаимосвязи.

Рав Йосеф-Дов подготовил тысячи учеников, многие из которых стали главами ешив и общин по всему еврейскому миру, а также посвятил в раввинское звание около двух тысяч человек.

Все эти годы, до конца своей жизни, р. Соловейчик оставался и раввином Бостона — на несколько дней в неделю он приезжал в Нью-Йорк и проводил в «Ешива-Юниверсити» три лекции, которые продолжались два-четыре часа и привлекали одновременно не менее ста студентов. Он славился как выдающийся лектор и, кроме штатных уроков, проводил многочисленные выступления и в Нью-Йорке, и в Бостоне. На некоторые его уроки собиралось более тысячи человек.

Лицо «советского иммигранта» [↑]

В конце 80-х годов в СССР евреям начали давать разрешения на выезд. А в США, в связи с окончанием Холодной войны, в 1990 году был принят новый Закон об иммиграции, который установил категории лиц, имеющие право на получение иммиграционного статуса, и одна из категорий — «восстановление семей».

В США двинулись сотни тысяч евреев из бывшего Союза со своими нееврейскими членами семьи. Более 50 000 из них обосновались в Бруклине, особенно, в районе Брайтон-Бич, который получил название «Маленькая Одесса».

Новая иммигрантская волна стала создавать свои газеты, радио — и телеканалы, фирмы и магазины, где говорят по-русски. Их целью было обосноваться в новом месте и сделать его комфортным для проживания. Приближение к еврейским корням не стояло в их списке приоритетов, несмотря на старания религиозных организаций, пробовавших взять новых еврейских иммигрантов под свою опеку.

Нью-Йоркские хасиды [↑]

Знаменитый Боро-Парк — район в юго-западной части Бруклина, Нью-Йорк — полностью принадлежит общине ортодоксальных евреев. В 1980-х годах здесь произошли демографические изменения, в результате которых стало увеличиваться количество семей хасидских направлений. Здесь обосновались династии Бобов, Бельз, Вижниц, Гур, Карлин-Столин, Цанз.

В квартале Вильямсбург находится центр проживания хасидов из Сатмара, одного из крупнейших хасидских движений в современном мире. Эта община известна тем, что ее члены воздерживаются от алии из-за существующего ещё со времен амораев запрета «восходить на стену» и негативного отношения к сионизму и Государству Израиль. Общину Боро-Парка создал Сатмарский Ребе — Раби Моше Тейтельбаум. После его смерти осталось не только множество последователи и ученики, но и написанная им книга «Берах Моше».

Также в Бруклине находится центральный офис ХаБаД Любавич. В 1957-м году, когда Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон стал во главе движения ХаБаД, оно приобрело чрезвычайно открытый и наступательный характер. Посланцы ХаБаДа останавливают прохожих на улице и, убедившись, что перед ними еврей, предлагают возложить тфилин. Женщинам дарят пару подсвечников и объясняют, как зажигать субботние свечи.

Во многие кварталы со значительным еврейским населением хабадники направляют специальные автофургоны («мицвомобили»), в которых можно выполнить различные заповеди — например, в праздник Суккот вознести арбаат аминим (четыре вида растений).

Ешива «Тора Ведаат» [↑]

Ешивой «Тора Ведаат» во Флэтбуше долгие годы руководил рав Хаим-Исроэль а-Леви Бельский. Он был одним из великих руководителей ешив и алахистов Америки и выдающимся мудрецом. Рав воспитал много мудрецов Торы, в том числе и русскоязычных. Его ученики рассказывают о нем как о человеке острого ума и мудреце, специалисте во всех областях Торы и Алахи, авторе множества книг по самым разным вопросам Торы, блестящем преподавателе.

Долгие годы рав Бельский возглавлял систему кашрута Оrthodox Union, он был выдающимся авторитетом в этой области, и его решения подтверждали все великие раввины поколения. Кроме того, он был раввином «Агуды», где давал уроки по редко изучаемым темам Талмуда.

Рав Бельский также был членом раввинского комитета Толдот Йешурун и прилагал большие усилия к развитию русскоязычных общин в Америке, к воспитанию русскоязычных раввинов и аврехим.

В ешиве «Тора Ведаат» в разные годы учились многие будущие главы и преподаватели американских ешив, а кроме того — «поющий раввин» р. Шломо Карлибах, Бостонский ребе, рабби Леви Ицхак Хоровиц (первый хасидский ребе, рожденный в США), рав Арье Каплан (автор большого количества серьезных книг по каббале и еврейской философии) и многие другие.

Сейчас главами ешивы «Тора Ведаат» являются рабби Йосеф Савицкий и рабби Исроэль Рейсман.

У ешивы «Тора Ведаат» появилось отделение во Флэтбуше, которое позже, под руководством рава Липы Марголиса, стало отдельной ешивой для мальчиков «Тора Тмима».

Ешива рабби Хаима Берлина [↑]

Основанная в 1904-м году под названием «Ешива Тиферет Бахурим», позже она была переименована и получила имя главного раввина Москвы рава Хаима Берлина, который, переехав из России в Землю Израиля, был в те годы одним из ведущих раввинов.

В ешиве сейчас учится около двух тысяч молодых людей и женатых мужчин, для которых при ешиве открыт колель. Главой ешивы является рав Аарон Шехтер, а духовным руководителем — рав Мордехай Зелиг Шехтер.

Ешива «Мир» и другие ешивы в Америке [↑]

Ешива «Мир», чудом спасенная из огня Катастрофы, после Второй мировой войны разделилась на две части. Бруклинским ее отделением долгие годы руководил рав Шмуэль Беренбаум, при котором ешива «Мир» стала одним из крупнейших центров изучения Торы.

В Куинсе успешно действует раввинская ешива «Хафец Хаим», официально называющаяся «Yeshivas Rabbeinu Yisrael Meir HaKohen». Она была основана в 1933 году рабби Довидом Лейбовичем, внучатым племянником Хаафец Хаима. В наши дни ешивой руководят рабби Довид Харрис и рабби Акива Гринблатт.

В последние десятилетия в Нью-Йорке открылись и новые ешивы: Тиферет Исраэль, Ор Хаим и другие.

Русскоязычное еврейство Нью-Йорка [↑]

Благодаря серьезной просветительской работе, в Нью-Йорке в последние десятилетия стали появляться русскоязычные евреи, заинтересовавшиеся иудаизмом. Для них «Толдот Йешурун» проводит в Нью-Йорке Дни Торы, «Диннеры», где перед собравшимися выступают лучшие русскоязычные лекторы по иудаизму. Организуются выступления руководителей американских ешив, видеопрезентации, презентации книг по еврейской тематике на русском языке, благотворительные вечера.

Сейчас в Нью-Йорке существует множество возможностей для изучения Торы. В Бруклине действует несколько русскоязычных общин: «Морэшет Кеилат Яаков» под руководством рава Авраама Бинского, центр «Шаарей Эмуна» под руководством рава Мордехая Токарского, община кавказских евреев «Ор а-Мизрах», община Рава Арье Кацина, и другие.

Выводить материалы