Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Война, Америка, Хафец Хаим, Духовность, Притчи Хафец Хаима, Заработок
Главная причина, по которой человек покидает свою родину (и едет в нечестивую Америку. — Прим. пер.), не только в том, что ему самому этого хочется. В дополнение к собственному желанию его толкает зависть к товарищам, приезжающим оттуда с сотнями рублей, и «предвидит он благополучие себе в сердце своем», говоря, что и он так же разбогатеет, как они.
Об этом — одна притча. Некий человек увидел, как сын его бежит на поле боя, где можно собрать множество военной добычи, оставшейся от убитых. И спросил он его: «Зачем же ты бежишь туда? Ведь там сейчас воюют и находиться там очень опасно!» Сын ответил: «Но я видел вчера, как мои друзья пошли туда и принесли много всяческого добра!» И сказал ему отец: «Не смотри на эту добычу! Кто знает, останутся ли они вообще в живых! Кто-то получит стрелу в руку, кто-то — в ногу; кому-то стрела попадет в голову, а кому-то — в самое сердце!»
Понятно, о чем эта притча? Часто бывает, что ради огромных капиталов люди оскверняют субботу. А сколько раз из-за денег они не успевают помолиться, не накладывают тфиллин, не читают «Слушай, Израиль…», принимая на себя иго Царства небесного. Приходится им дружить с идолопоклонниками и есть их еду. В будущем же — кто знает, сколько времени придется им провести в аду за эти преступления? И даже когда очистятся они от этих преступлений (претерпев наказание за них полностью. —Прим. пер.), окажутся они стоящими на самой низкой ступени, ибо не приготовили они себе ни Торы, ни заповедей. А тогда — тысячу раз очевидно, как страшно будут они завидовать тем, кто шел по пути Б-га, хоть и провел все дни жизни своей в бедности.
И на все, о чем мы сказали, намекает стих из Писания, говорящий: «Пусть не завидует сердце твое грехам, а лишь трепету пред Б-гом весь день». Что это значит? Когда ты тщательно все обдумаешь, увидишь, что огромные капиталы, собранные распутниками, оплачены многими их грехами. Поэтому всякий, кто завидует их высокому положению и хотел бы сам достичь такого же, как будто завидует самим этим грехам, стремится к ним и мечтает: «Как бы мне сделать все то же самое и тоже накопить денег!»
Известно, что злое начало обманывает человека, говоря ему: «Переезд не может повредить тебе. Тот, кто хочет быть евреем, сможет быть евреем и там; если же человек не хочет этого, Б-же упаси, его и здесь ничто не удержит». Но если задуматься над его словами, окажется, что «ответ можно найти там же, где и вопрос»: именно тот, кто хочет быть евреем, и подвергается опасности. Пройдет какое-то время — и желание его пропадет: ведь все время перед глазами его будут его соотечественники и друзья, которые здесь относились к Торе и заповедям как к важнейшему делу в жизни, а там стали лишь насмехаться над ними. Подумает он: «Неужели я — больший праведник, чем они?» — и постепенно начнет движение по их пути, пока не станет ему казаться, что этот путь — единственно правильный.
С чем можно сравнить это? С компанией пьяниц, которые отправились в кабак, и, когда совсем напились, некоторые из них в своем нечестивом и распутном веселье стали срывать с себя одежды и плясать голыми. Остальным это понравилось, и они сделали то же самое.
Совершенно так же происходит и здесь. В нашей стране человек, пока еще не опьянел и в своем уме, не может даже представить, как можно отнестись к самому себе с таким пренебрежением. Поэтому он думает, что уж ему-то никакое окружение не может повредить. Но на самом деле человек не может в точности предсказать, как поведет себя и что будет говорить, когда выпьет литр водки: он ведь сделается тогда поистине другим человеком с другим разумом! В нашем случае можно сказать то же самое. И чтобы читатели увидели, что сказанное — истинно и справедливо, вот на что должны они обратить внимание. Всем известно, что каждый праведный человек, попадая туда (в Америку начала XX века. — Прим. пер.), испытывает жестокие душевные терзания, когда видит, какой ущерб понесла вера множества людей, проклинает день, когда решил посмотреть на это собственными глазами, и надеется лишь на то, что Б-г поможет ему бежать оттуда. А уж что касается его детей — ясно ему, что ни в коем случае, Б-же упаси, не привезет он их туда, чтобы затерялись они среди идолопоклонников.
Но проходит некоторое время — и строй его мыслей совершенно меняется. Мало того, что сам он остается там жить, — они сыновей своих вызывает туда. Но что же привело к этому? Неужели заповеди Торы потеряли свою ценность, Б-же упаси? Тора ведь остается вечно, всегда, без каких бы то ни было изменений, ничуть не уменьшаясь, Б-же упаси! Просто сами эти люди упали столь низко, так как с течением времени обычаи этой страны изуродовали их души, и ничего они больше не стоят. И уже сказал мудрец Мишны: «Не верь себе до дня своей смерти: ведь Йоханан-первосвященник служил в этом сане восемьдесят лет, а в конце дней сделался сектантом!» И поэтому человеку следует избегать появляться в тех местах, где его праведность будет подвергнута испытанию. И царь Давид просил в молитве: «Направь сердце мое на свидетельства Твои, а не на выгоду и отклони взгляд мой от видений суетных…» Царь Давид просит Б-ra, чтобы Тот помог ему вообще не видеть ничего мирского, чтобы не пришлось ему бороться со своей природой.
И хотя можно и там найти нескольких человек, устоявших в своей праведности и вере, кто может обещать, что и ты удостоишься этого? Если увидит человек шаткий мостик, с которого на его глазах упали десятки человек и утонули, позволит ли он себе все же пойти по нему, полагаясь на то, что некоторые прошли по этому мосту и остались в живых? Здесь то же самое: мы ведь точно знаем, что многие и многие здесь, в нашей стране, были кошерными евреями, а там потонули в пучине! Поэтому очень-очень верным решением будет — пожалеть свою душу и отказаться ехать туда.
Что же следует из всего того, что мы написали? Человеку следует отказаться от переезда туда, где он может потерять свою душу, даже если он полагает, что сможет заработать там много денег.
Нефуцот Исраэль, 1
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»