Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейский мир был на грани необратимой перемены, она изменила и жизнь американских евреев. История раввинских колледжей и ешив.

Главным соперником «Еврейской теологической семинарии» в традиционном секторе была Теологическая семинария рава Исаака Эльханана (РИЭТС) в Нью-Йорке, во главе с равом доктором Бернардом Ревелем (см. гл. 25). Но она никогда не имела фондов Еврейской теологической семинарии. Кроме того, Ревель постоянно подвергался атакам ортодоксальной общины за то, что пытался создать организацию, отвечающую потребностям американского общества, но не выходящую за рамки ортодоксии, как консервативная семинария. Он поощрял светские науки и был убежден, что синтез традиционного образования с новым американским миром необходим для выживания ортодоксии. Ревель восстановил талмудическое расписание европейских ешив, но добавил курсы по истории, ивриту и философии. Потом его детище стало называться Ешива юниверсити, и так до сих пор.

Ортодоксия в США и повсюду никогда не была монолитной, ее ослабляло отсутствие единства. Подавляющее большинство раввинов и общин в США были в двадцатых годах ортодоксами, но их европейское происхождение и установки не давали их детям, рожденным в Америке, последовать по их стопам. Многие ведущие ортодоксальные раввины США направляли своих сыновей (заинтересованных в получении раввинской степени)26 в консервативную семинарию, тем самым, лично подтверждая мнение, что у ортодоксов в Америке нет будущего.

Но было упрямое меньшинство, оно все равно сохраняло верность ортодоксальной еврейской жизни. Первая большая ешива вне Нью-Йорка была основана в Чикаго в 1921 году раввинами Хаимом Цви Рубинштейном27 и Шаулем Зильбером.28 Названная Еврейский теологический колледж, она выпустила много рожденных в Америке раввинов и ученых для традиционной американской общины.

Основы ешив Тора Ведаат и Метивта Хаим Берлин в Нью-Йорке тоже были заложены и укреплялись в двадцатых годах. Они стали впоследствии одними из крупнейших и наиболее влиятельных ешив Америки. А ешивы — Школа рава Яакова Йосефа и Метивта Тиферет Нерушалаим — работали в нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка с начала девятисотых годов.

Ведущей фигурой в преподавании Торы в США был идеалист Шрага Файвел Менделович, который, получив смиху (раввинское звание) в Нитре (Чехословакия) в возрасте 16 лет, не разрешал называть себя равом. «Мистер» Шрага приехал в США в юности в начале двадцатых, несколько лет работал учителем в Скрэнтоне, потом стал главой ешивы Тора Вадаат в Бруклине. Он мечтал для нужд Америки соединить хасидское тепло с аналитической ученостью литовского типа. И не только создал ешиву, но посылал лучших студентов формировать ядра других институтов, как Метивта рава Хаима Берлина в Бруклине, ешива Телыпе в Кливленде, Раввинский колледж Нер Исраэль в Балтиморе и Бейт мидраш гавоа в Лейквуде, Нью Джерси. Практичный мечтатель, он также побудил создать дневные школы вне города на основе организации Тора Умесора (Национальное общество еврейских дневных школ) и вдохновил семью на создание Киръят аноар в Иерусалиме.

Крупные европейские ученые приезжали преподавать в ешивы Америки, особенно в Теологическую семинарию рава Исаака Эльханана и Тора Вадаат.29 Книги по талмудической учености стали публиковать американские раввины. Вышли английские переводы Торы и молитвенников, они расходились в десятках тысяч экземпляров. Ортодоксальный раввин, говорящий по-английски, перестал быть редкостью. Но в основном ортодоксия была еще европейской по характеру и взглядам, говорила на идиш, преобладал дух и стиль штетла. Еще не возник современный тип американского еврея: «модерн ортодокс».

Янг Исраэль стал национальным движением, с ответвлениями по всей стране. Он инициировал молодежные программы, общие молитвы с песнями, раввинами, владеющими английским языком и прочно связанными с традицией, что сочеталась у них с позитивным отношением к американской жизни и обществу. В двадцатые годы Янг Исраэль послужил мостом к традиционной жизни для тысяч молодых американских евреев, которых иначе поглотили бы волны ассимиляции. Так в американском духовном море тьмы стали возникать островки, которые стали основой сильной и уникальной американской ортодоксии. Но важность этих событий и организаций стала ясной лишь в ретроспективе. Современники почти не замечали их и еще меньше ценили. Никто не предвидел лица американского еврейства, которое возникло через десятки лет. Еврейский мир был на грани необратимой перемены, она изменила и жизнь американских евреев.

26 Большинство сыновей раввинов в двадцатых годах не продолжали карьеру отцов. Этому способствовали низкая оплата и социальная оценка раввинов.

27 1872-1944. Ученик Воложинской ешивы, он был главой ешивы в Хайфе, когда там был рав Кук. Он приехал в Америку в 1917 году и стал одним из ведущих раввинов Чикаго в двадцатых-тридцатых годах. Автор этой книги — его внук.

28 1876-1946. Один из ведущих раввинов Америки, сочетал восточноевропейскую ученость с прагматическим и прозорливым взглядом на американское еврейство. Был хорошим администратором и сборщиком средств, и первые двадцать пять лет президентом Еврейского теологического колледжа, оставаясь в то же время раввином одной из самых крупных синагог в Чикаго.

29 В РИЭТС приезжали рав Моше Соловейчик из Бриска и Варшавы, рав Шимон Шкоп из Гродно и рав Шломо Полячек. А в Тора Вадаат — рав Давид Лейбовиц из Радина, рав Шломо Хайман из Барановичей и рав Элия Хазан из Мира. В течение тридцатых годов рав Моше Фанштейн приехал в Метивту Тиферет Иерушалаим, где за почти пятьдесят пять лет своей деятельности стал одним из крупнейших галахических авторитетов.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше