Темы: Еврей, Антисемитизм, Америка, Испания, Виктория Ходосевич
15 февраля 1493 года Христофор Колумб отправил в Старый Свет сообщение об открытии новой земли, которой суждено было стать символом свободы, процветания и веротерпимости. Чтобы оценить вклад великого мореплавателя в мировую историю надо взглянуть на его жизнь в контексте того неспокойного времени.
Колумб жил в Испании во времена инквизиции, когда «анусим» («принужденные»), «конверсос», «марранос» — евреи, насильственно обращённые в христианство, но тайно сохранявшие верность иудаизму, жили в постоянном страхе ареста, пыток и смерти. Жизнь самого Колумба полна загадок, о которых спорят историки. Точно не известны ни дата, ни место его рождения. Итальянцы утверждают, что Колумб родился в Италии, а испанцы настаивают на его испанском происхождении.
Исследователи Хосе Эруго, Отеро Санчес и Николас Диас Перес пришли к выводу, что Колумб на самом деле был «тайным» евреем, а истинной целью его экспедиции было вовсе не открытие морского пути в Индию. Письма и дневники Колумба проливают свет на то, кем в действительности был великий мореплаватель. Ученый-лингвист Эстель Иризарри, проанализировав сотни писем, пришла к выводу, что родным языком Колумба был кастильский вариант испанского или ладино — диалекта, на котором говорили испанские евреи. (Ладино относился к испанскому языку, как идиш к немецкому).
Другая деталь — необычные знаки в верхнем левом углу писем Колумба сыну. Это еврейские буквы «бэт» и «hэй» — сокращение слов «бэ-эзрат а-Шем» — «с Б-жьей помощью» на иврите. Евреи, соблюдающие Традицию, по сей день в своих письмах используют эту аббревиатуру. Неудивительно, что в письме, адресованном королю и королеве таких пометок нет.
Весьма любопытно также завещание Колумба. Десятую часть своего имущества он жертвовал неимущим и учреждал специальный фонд, обеспечивающий бедных невест приданым. Это очень напоминает традиционную еврейскую благотворительность. Кроме того он распорядился передать определённую сумму некоему еврею, жившему у ворот лиссабонского гетто.
Личная печать Колумба представляла собой переплетение букв и штрихов — знак, который часто применялся при оформлении надгробий на еврейских кладбищах Испании. Перед смертью мореплаватель дал сыновьям указание использовать этот знак как семейную печать и в будущем. По мнению британского историка Сесила Рота, автора книги «История марранов», этот знак представлял собой понятную только посвященным замену «Кадиша» — иудейской поминальной молитвы. Возможно, это завуалированная инструкция сыновьям читать по отцу Кадиш.
Принято считать, что экспедицию Колумба финансировали их величества Фердинанд и Изабелла, но на самом деле деньги на предприятие дали два высокопоставленных конверсос, Луис Сантангель и Габриэль Санчес, а также знаменитый Дон Ицхак Абарбанель. Этот факт наводит на размышления: почему они были заинтересованы в экспедиции Колумба?
В своей книге «Паруса надежды» Симон Визенталь выдвигает предположение, что истинной целью путешествия Колумба было — открыть новые земли, где евреи могли бы найти убежище от гонений. Другие исследователи считают, что Колумб отправился искать более короткий путь в Индию, чтобы добыть золото на организацию Крестового Похода — отвоевать Святую Землю и восстановить Храм. Возможно, Колумб также надеялся найти десять потерянных колен Израиля, недаром он взял с собой переводчика, владевшего ивритом.
Ещё один любопытный факт: изначально отплытие экспедиции было назначено на 2 августа, но в тот год 2 августа выпало на девятое число еврейского месяца Ав — день скорби для еврейского народа. Ни один еврей не рискнёт отправиться в опасное путешествие в такой день. Случайность ли, что Колумб перенёс отплытие на 3 августа — следующий день после того, как евреям Испании было предписано покинуть страну?
При поверхностном знакомстве с историей складывается впечатление, что Христофор Колумб был просто мореплавателем, который отправился искать морской путь в Индию и случайно открыл новый континент. Но когда мы больше узнаем о его жизни, перед нами предстаёт человек, одержимый поиском путей освобождения евреев Европы, которого рука Всевышнего привела в Новый Свет — Америку!
Барбара Пенн, по материалам Aish.com
Читайте: полный обзор темы Америка и евреи
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»