Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Ортодоксальный модернизм

Ортодоксальный модернизм, который также называют «современной ортодоксией» — это зародившееся в XIX веке течение, которое пытается совместить еврейские традиционные ценности и следование законам Торы с достижениями современного светского мира. Ортодоксальный модернизм получил распространение, в основном, в США.

Оглавление

Идеологи «модерн ортодокс» [↑]

Девятнадцатый век, век просвещения, либерализма и эмансипации поставил каждого еврея перед вопросом: как реагировать на стремительно изменяющуюся действительность и новые вызовы. Дискуссия об этом продолжалась много лет, и в некотором смысле, продолжается до сих пор. Из среды строго соблюдающих евреев-ортодоксов выделилось движение «модерн ортодокс», сторонники которого пытались совместить следование алахе с «современной жизнью» в изменившихся условиях.

Ортодоксальный модернизм черпает свои идеологические постулаты из работ раби Азриэля Хильдсхаймера (1820-1899) и раби Шимшона Рафаэля Гирша (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Рав Хильдсхаймер, так же как и рав Гирш, настаивал на том, что ортодоксальные евреи, живущие на Западе, не должны заключать себя за стены гетто. Напротив, современное еврейское образование должно научить евреев, как лучше противостоять современности во всех ее аспектах. Он основал систему еврейского обучения для мужчин и женщин, которое включало как религиозные, так и светские науки. Раввинская Семинария Хильдсхеймера — это одна из первых ортодоксальных ешив, где изучаются также и светские предметы.

Развитием направления Тора им дэрех эрец р. Гирша В XX веке стала концепция «Тора у-мада» (תורה ומדע‏‎, «Тора и наука»), предложенная равом Йосефом Соловейчиком, главой «Йешива Юниверсити». Это философия, рассматривающая отношения светского и еврейского знания. Она предлагает совмещать изучение Торы с получением также и светских знаний, что ведёт к положительному для человека вовлечению в жизнь общества.

По мнению р. Соловейчика, иудаизм обязывает человека к совершенствованию мира (тикун олам). По его определению, «человек алахи» должен пытаться привнести в материальный мир святость и чистоту Б-жественного присутствия.

Во второй половине XX века ведущими идеологами «ортодоксального модернизма» в США были последователи рава Соловейчика: рав Ицхак Гринберг, известный своей поддержкой Израиля и попытками достичь взаимопонимания между иудаизмом и христианством, а также рав Эмануэль Ракман, много сделавший для привлечения внимания к проблеме советских отказников.

Философия ортодоксального модернизма [↑]

Ортодоксальный модернизм базируется на нескольких учениях и философских концепциях и поэтому принимает различные формы. В США и в целом, на Западе, он принял форму «центристской ортодоксии», основанной на философии «Тора у-Мада». В Израиле ортодоксальные модернисты фактически поглотились движением религиозного сионизма.

Общий подход приверженцев этого движения таков: они верят в то, что каждый человек может и должен быть полноценным членом современного общества, понимая, что этим он подвергается риску оставить еврейскую Традицию, но принимает этот риск, поскольку преимущества, с точки зрения модернистов, превалируют над рисками.

Движение «модерн ортодокс» официально придерживается позиции, что еврейский Закон — это норма и основа, но ортодоксальный иудаизм может быть «обогащен» своими связями с современностью, и современное общество создает возможности для того, чтобы евреи были продуктивными гражданами, посвящающими себя Б-жественному служению в изменяющемся мире для пользы человечества.

Ортодоксальные модернисты, хотя и живут, по большей части, в Америке, считают очень важной роль «Народа Израиля», а государству Израиль придается не только национальное, но и религиозное значение. Как отдельные личности, так и организации «модерн ортодокс», по большей части, имеют сионистскую направленность.

Одним из основных убеждений ортодоксальных модернистов является необходимость изучения светских наук — как для мужчин, так и для женщин, и полное принятие необходимости самостоятельно финансировать себя и свою семью. Таким образом, идея «колелей» для женатых мужчин не распространена в их среде.

В Израиль идеология ортодоксального модернизма была завезена выходцами из Германии, основателями религиозных киббуцев «Саад», «Беэрот Ицхак», «Лави» и других.

В политическом плане, большинство ортодоксальных модернистов в США считают себя либералами и голосуют за демократическую партию. А в Израиле политические взгляды модернистов выражает партия «Меймад», которая относит себя к «левому флангу» религиозных сионистов и выступает за демократическое еврейское государство.

Такие разные ортодоксальные модернисты… [↑]

Спектр выражения «модерн ортодокс» весьма широк, так как мнения самих участников движения по поводу многих вопросов не совпадают. В основном, дискуссии ведутся о том, до какой степени ортодоксальные модернисты должны сотрудничать с более либеральными течениями, поддерживать светские академические занятия, совмещенные с учебой Торы, а также предпринимать попытки дать женщине большую роль в еврейской учебе и работе. Также обсуждается, насколько современную библейскую критику можно использовать в качестве инструмента для занятий Торой.

В последние годы грань между ортодоксальным иудаизмом и ортодоксальным модернизмом размывается со стороны его «идеологически правого» крыла. Некоторые называют эту тенденцию «харедизацией».

«Правое крыло» ортодоксальных модернистов стремится к более строгому соблюдению алахи, а также к отчуждению от светской культуры. Ведь западная цивилизация в 20-м веке изменила свой вектор с иудео-христианской этики на культ потребления. Ортодоксальные модернисты правого крыла пересмотрели свою связь с наукой, и используют ее только для того, чтобы финансировать свое существование, но не вовлекаясь в эту сферу интеллектуально. Хотя они и называют себя центристскими, но их организации — это «Orthodox Union» и Теологическая Семинария раби Исаака Эльханана.

Кроме того, даже самые «правые» ортодоксальные модернисты расходятся с «харедим» по взгляду на устрожение и смягчение Закона. Они считают, что устрожения должны быть не нормой, а лишь личным выбором каждого человека.

На «левом фланге», напротив, растет стремление к внешнему миру, которое своим пренебрежением к основным еврейским законам приближается к консервативному иудаизму. Кашрут и шабат здесь еще соблюдается, но многие параграфы «Шульхан Аруха» приносятся в жертву главной ценности: быть полноценной частью современного общества. Если для этого женщине надо надеть брюки, пожимать руку мужчине и обсуждать новинки кино — то так тому и быть.

Существует также группа евреев, условно называемая «социальной ортодоксией», которая не идеологически, а поведенчески следует взглядам ортодоксального модернизма. Такие евреи, как правило, не стремятся к тщательному соблюдению заповедей и не имеют никакой специфической философской идеи, а причисляют себя к «модерн ортодокс» только потому, что не видят себя ни частью «харедимного» общества, ни частью «консервативного».

В русскоязычной еврейской общине Израиля принципам религиозного сионизма и ортодоксального модернизма следует организация «Маханаим».

Под вывеской ортодоксального модернизма существуют совершенно различные взгляды: от почти традиционных до ревизионистских. Даже среди их лидеров нет консенсуса по поводу философских параметров ортодоксального модернизма.

Ортодоксальный модернизм не стал мощным движением, ни в Израиле, ни даже в США. Ведь чтобы стать организацией, необходимо иметь четкие позиции, но сама суть «модернизма» противится этому, так как подчеркивает автономию личности. Само понятие «ортодоксальный модернизм», в некотором смысле, оксюморон. Ведь ортодоксальность — это традиционность, а модернизм декларирует пересмотр традиций.

Выводить материалы

Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов

Взгляд со стороны 12. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

Не является ли ортодоксальный модернизм, тем самым «троянским конем», ввезенным (осознанно или неосознанно) в крепость иудаизма? Не несет ли он опасности постепенного (скрытого) размывания и подмены фундаментальных принципов иудаизма?

Взгляд со стороны 6. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

Три опоры иудаизма. Как только еврей сходит с траектории заданной Законом, то он перестает восходить, тем самым, перестает быть евреем, в истинном смысле этого слова.

Взгляд со стороны 9. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

Если убрать одну из 613 заповедей, исчезнет ли иудаизм? Нет, он не исчезнет, но начнется процесс его разрушения. И где находится граница, при пересечении которой, иудаизм необратимо исчезнет?

Взгляд со стороны 15. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

В настоящее время создалась крайне противоречивая ситуация, когда существует один оригинал (подлинник) иудаизма и есть множество копий. Все бы ничего, но проблема в том, что создатели подделок претендуют на то, чтобы их творения также были признаны подлинным иудаизмом…

Взгляд со стороны 3. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

О ключевых понятиях, используемых для «улучшения и исправления» иудаизма — «прогресс», «изменение», «развитие», «эволюция» и т. п.

Взгляд со стороны 11. Полемика с ортодоксальным модернизмом

Рустем Ибрагимов,
из цикла «Полемика с ортодоксальным модернизмом»

Чтобы мы могли наблюдать какие-либо изменения, должно существовать фундаментальное неизменное основание. Попытка убирать Законы или менять их с целью добиться более комфортной жизни, более приближенной к окружающему прогрессивному миру, следует признать разрушительными для иудаизма