Из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура», темы: Суккот, Холь аМоэд, Песах, Мусаф, Сидур онлайн, Еврейская молитва
Господь мой! Уста мои открой, и рот мой произнесет хвалу Тебе.
Благословен Ты, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова, Бог великий, могучий и грозный, Бог всевышний, Который дарует блага и обретает все, и помнит добрые дела отцов, и по любви приводит избавителя к сыновьям их сыновей ради Имени Своего.
Царь, Ты помогаешь, и спасаешь, и защищаешь. Благословен Ты, Господь, щит Авраама.
Ты могуч вовеки, Господь, Ты оживляешь мертвых. Ты велик в спасении.
Зимой (с окончания праздника Суккот и до Песаха): Он направляет ветер и низводит дождь.
Летом (начиная с Песаха): Он дарует росу.
Он дает пропитание живым по милости Своей), оживляет мертвых по великому милосердию Своему, поддерживает падающих и исцеляет больных, освобождает связанных и хранит верность Свою спящим в прахе. Кто подобен Тебе, Могучий? И кто сравнится с Тобой, Царь умерщвляющий и оживляющий и дающий произрасти спасению.
И верен Ты обещанию оживить мертвых. Благословен Ты, Господь, оживляющий мертвых!
Ты свят и Имя Твое свято, и святые во всякий день восхваляют тебя. Благословен Ты, Господь, Бог святой.
При повторении молитвы читают «Кдуша»:
Мы освятим Имя Твое на земле, подобно тому, как освящают ангелы его в небесных высотах — как сказано у пророка Твоего: И взывал один к другому и говорил:
«Свят, свят, свят Господь воинств. Вся земля полнится славой Его».
Подобно им другие ангелы восхваляют Всевышнего и говорят:
Молящиеся вместе с кантором: «Благословенна слава Господа, где бы она ни обитала.»
Кантор: И в твоих святых писаниях сказано так:
Молящиеся вместе с кантором: «Господь будет царствовать вечно, Бог твой, Сион, из поколения в поколения. Восхвалите Господа!»
Кантор: Из поколения, а поколение будем возвещать о величии Твоем и вовеки святость Твою возглашать. И хваление Тебе, Бог наш, не отступит от наших уст во веки веков, ибо Ты — Бог, Царь великий и святой. Благословен Ты, Господь, Бог святой!
Ты избрал нас из всех народов, Ты любил нас и благоволил к нам. И Ты возвысил нас над всеми племенами и освятил нас заповедями Твоими, и Ты приблизил нас, Царь наш, к служению Тебе, и Имя Твое великое и святое провозгласил над нами.
И даровал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью назначенное время для радости, праздники и времена для веселья. Этот день…
В Песах:
…праздник мацы, время свободы нашей,
В Суккот:
…праздник Суккот, время веселья нашего,
день священного собрания в память об исходе из Египта.
Но из-за грехов наших мы были изгнаны из страны своей и оказались вдалеке от земли своей. И не можем мы совершить восхождение, чтобы предстать, и пасть ниц пред Тобою, и исполнить обязанности наши в Доме, Тобою избранном, в Доме великом и святом, над которым провозглашено Имя Твое, из-за руки, простертой против Святыни Твоей. Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Царь милосердный, чтобы вновь смилостивился Ты над нами и над Святыней Твоей — по великому милосердию Твоему — и отстроил ее вскоре, и возвеличил славу ее. Отец наш, Царь наш! Яви нам славу царства Твоего без промедления, явись и вознесись над нами на глазах всего живого. Приблизь наших братьев, рассеянных между народами, и наших братьев разбросанных собери с концов земли, и приведи нас в Сион, город Твой, с ликованием, и в Иерусалим, Твой священный Дом, с вечной радостью. И там мы совершим пред Тобою наши предписанные жертвоприношения: постоянные жертвоприношения по их правилам и добавочные по их правилам, и добавочное жертвоприношение этого дня…
В Песах:
…праздника мацы,
В Суккот:
…праздник Суккот,
которые приготовим и принесем пред Тобою по волей Твоей, как Ты предписал нам в Торе Твоей через Моше, раба Твоего, из уст славы Твоей, как сказано:
В полупраздничные дни Песаха:
И принесите жертву огнепалимую, всесожжение Господу: двух тельцов и одного овна, и семь агнцев однолетних. Без порока должны они быть у вас.
В первый полупраздничный день Суккота:
А во второй день: двенадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
За пределами Израиля добавляют:
А в третий день: одиннадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
Во второй полупраздничный день Суккота:
А в третий день: одиннадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
За пределами Израиля добавляют:
А в четвертый день: десять тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
В третий полупраздничный день Суккота:
А в четвертый день: десять тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
За пределами Израиля добавляют:
А в пятый день: девять тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
В четвертый полупраздничный день Суккота:
А в пятый день: девять тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
За пределами Израиля добавляют:
А в шестой день: восемь тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
В пятый полупраздничный день Суккота (за пределами Израиля — в Гошана раба):
А в шестой день: восемь тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
За пределами Израиля добавляют:
А в седьмой день: семь тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
В Гошана раба в Израиле:
А в седьмой день: семь тельцов, двух овнов, четырнадцать агнцев однолетних, без порока.
А к ним хлебный дар и возлияния, как говорилось: три десятых эфы на тельца и две десятых на овна, и одна десятая на агнца, и вино, по мере возлияния при нем. И козел для искупления, и две постоянные жертвы по установлению о них.
Бог наш и Бог отцов наших, Царь милосердный! Смилостивься над нами, Добрый и творящий добро. Ответь на наш зов, возвратись к нам по милости великой Твоей ради отцов, исполнявших волю Твою. Острой Твой Дом, как прежде, и утверди Твой священный Храм на основании его. И дай нам увидеть его строительство, и порадуй нас его восстановлением. И возврати коэнов к их служению и левитов — к их пению и игре, возврати сынов Израиля в жилища их. И там мы будем совершать восхождения в Храм, чтобы представать и падать ниц пред Тобою трижды в наши праздники-восхождения, как написано в Торе Твоей:
«Три раза в году должен предстать всякий мужчина твой пред лицо Господа, Бога твоего, на месте, избранном Им, в праздник мацы и в праздник Шавуот, и в праздник Суккот. И да не предстанет он пред лицом Господа с пустыми руками. Каждый, сколько может дать рука его, по благословению Господа, Бога твоего, которое Он дал тебе».
И даруй нам, Господь, Бог наш, благословение Твоих праздников для жизни и мира, для радости и веселья, как Ты пожелал и обещал благословить нас. Освяти нас заповедями Твоими и дай нам удел в Торе Твоей, насыть нас щедростью Твоей и порадуй нас спасением, Тобою дарованным, и чистым сделай наше сердце, чтобы искренно служить Тебе. И дай нам в удел, Господь, Бог наш, с радостью и весельем святые праздники Твои. И обретут в Тебе радость сыны Израиля, освящающие Имя Твое. Благословен Ты, Господь, освящающий Израиль и времена праздников.
Благоволи, Господь, Бог наш, к Твоему народу, Израилю, к их молитве и возврати служение в Святилище, Дом Твой, и огнепалимые жертвы Израиля и их молитву с любовно прими с благоволением. И да будет всегда благоугодно служение Израиля, народа Твоего.
Да увидим мы глазами своими, как Ты возвратишься в Сион с милосердием. Благословен Ты, Господь, возвращающий Свое Присутствие в Сион!
Благодарим мы Тебя, ибо Ты — Господь, Бог наш и Бог отцов наших во веки веков. Ты оплот жизни нашей, щит спасения нашего из поколения в поколение. Мы будем благодарить Тебя и провозглашать хвалу Тебе за нашу жизнь, вверенную руке Твоей, за наши души, вверенные Тебе, и за Твои чудеса, которые ежедневно происходят с нами, и за знамения и благодеяния Твои, которые Ты совершаешь все время, вечером, утром и днем. Ты благой, ибо неисчерпаемо милосердие Твое, Ты милосерден, ибо не кончается милость Твоя. Всегда мы уповали на Тебя.
Когда кантор повторяет молитву, молящиеся произносят: Благодарим Тебя за то, что Ты Господь, Бог наш и Бог отцов наших, Бог всего живого, Создатель наш, Создатель мироздания. Благословения и благодарения Имени Твоему великому и святому за то, что Ты дал нам жить и существовать. Даруй нам и в дальнейшем жизнь и существование, и собери изгнанников наших во дворах Святыни Твоей, чтобы соблюдали мы законы Твои, и исполняли Твою волю, и служили Тебе всем сердцем, ибо мы благодарим Тебя. Благословен Бог, которого подобает благодарить!
Благословение коэнов
Если в миньяне нет коэнов, кантор читает следующий текст:
Бог наш и Бог отцов наших! Благослови нас тройным благословением, записанным рукой Моше, раба Твоего, и произнесенным устами Аарона и его сынов, священнослужителей, святого народа Твоего, как сказано: «Да благословит тебя Господь и сохранит. Да благоволит Господь к тебе и помилует тебя. Да обратит Господь к тебе лицо Свое и дарует тебе мир».
Если есть коэны, один из молящихся произносит: Коэны!
Коэны произносят благословение: Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас святостью Аарона и повелевший благословлять твой народ Израиля, с любовью:
Кантор читает слова благословения, а коэны повторяют: Да благословит тебя Господь и сохранит.
Община отвечает: Амен!
Да благоволит Господь к тебе и помилует тебя.
Община отвечает: Амен!
Да обратит Господь к тебе лицо Свое и дарует тебе мир
Община отвечает: Амен!
И за все это да возвеличится и превознесется Имя Твое, Царь наш, всегда, во веки веков.
И все живые будут воздавать Тебе благодарения и искренне восхвалять Имя Твое великое, Бог спасения нашего и помощи нам. Благословен Ты, Господь, Предобрый — Имя Твое, и Тебя подобает благодарить.
Даруй мир, добро и благословение, благосклонность, и милость, и милосердие нам и всему Израилю, народу Твоему. Благослови нас, Отец наш, всех до единого светом лица Твоего, ибо в свете лица Твоего Ты даровал нам, Господь, Бог наш, Тору жизни и любовь милостивую, и праведность, и благословение, и милосердие, и жизнь, и мир. И да будет угодно Тебе благословлять Твой народ Израиля во все времена и даровать ему мир.
Благословен Ты, Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром!
Бог мой! Храни язык мой от зла и уста мои от лживых речей. И пред теми, кто меня проклинает, пусть молчит душа моя, пусть будет душа моя как прах перед всеми. Открой мое сердце для Торы Твоей, чтобы к заповедями Твоим устремлялась моя душа. А замышляющих против меня зло, — без промедления сорви их заговор и расстрой их замысел. Соверши это ради Имени Твоего, соверши ради десницы Твоей, соверши ради святости Твоей, соверши ради Торы Твоей. Ради того, чтобы спаслись любимые Тобой, помоги десницей Твоей и ответь мне. Да будут угодны речи уст моих и помыслы моего сердца пред Тобою, Господь, оплот мой и Избавитель мой.
Созидающий мир в Своих высотах, да сотворит Он мир нам и всему народу Израиля. И скажите: Амен.
Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших на то, чтобы восстановлен был священный Дом вскоре, в наши дни. И дай нам удел в Торе Твоей. И там мы будем служить Тебе в благоговении, как в давние дни и как в годы былые. И да будет приятен Господу дар Иегуды и Иерусалима, как в давние дни и как в годы былые.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего