Оглавление
Нужно ли разделение [↑]
Тем, кто смотрит на евреев, особенно на религиозных, может заметить разительные отличия между разными представителями нашего народа. Это отличие выражается как в одежде и в произношении, так и в более глубинных вещах: в менталитете, в укладе жизни, и даже в трактовке некоторых деталей Еврейского закона — Алахи.
Например, сефарды и ашкеназы по-разному соблюдают запреты хамца во время праздника Песах, хасиды и литаим читают молитвы в разном порядке, по разным сидурам. И таких примеров множество.
Почему существует такое разделение и как оно возникло? Должны ли в Иудаизме быть разные течения, или, все-таки, евреи должны быть абсолютно единым — в смысле, однородным — народом?
Допустим, в прошлом, находясь на расстоянии друг от друга, разные общины мирно сосуществовали параллельно. Но сейчас, когда евреи собрались со всего мира в одну страну, а то и город, а порой забились в один дом, выясняется, что не так просто жить в мире и полном согласии. Ведь на первый взгляд, такое разделение вряд ли способствует больше миру между людьми, нежели к взаимным упрекам и даже ссорам. Так не лучше ли отменить всякие отличия?
Единство 12-ти колен [↑]
Для начала давайте поймем, в чем ключевая идея разделения и зачем это стоит сохранить.
Еврейский мир еще с древних времен и, в особенности, после разрушения Второго Храма и изгнания из Земли Израиля разделен на разные общины. Они сформировались не вдруг и не произвольным образом, а в течение длительного времени и на основе духовного руководства раввинов этих общин. За каждым из этих течений — сложившиеся традиции и устойчивая концепция их уникального служения Всевышнему.
Конечно же, можно всё объяснить объективными историческими причинами, но всё же попробуем посмотреть в корень этого явления.
Обратимся к источнику понятия единства, к самой Торе. Там можно найти описание оригинальной структуры еврейского народа. И вот сюрприз: уже в самом начале становления нас как народа, сам Творец заложил разделение на разные «течения»…
Становление еврейского народа происходило через 12 сыновей праотца Яакова (он же Исраэль), которые стали родоначальниками 12 израильских колен, и их порядок Б-г повелел хранить и не менять. Каждое колено должно было располагаться отдельно, имело свой флаг, и нельзя было перемешивать их уделы в Земле Обетованной.
Для чего? Неужели Всемогущий Б-г не мог породить Его народ на единой основе? Конечно же, мог. Но если не установил так, то, значит, за этим кроется Божественный замысел. В чём он?
Чтобы понять, в чём состоял замысел Творца, что кроется за делением на течения, необходимо вначале обратиться к сути вопроса: что есть единство?
Единство многие по ошибке понимают как единую однородную массу, когда всё и все вокруг подобны, все равны и схожи.
Но если присмотримся ко всем примерам единства в мире, то увидим, что они, по сути своей, предполагают наличие многообразия, составляющего вместе одно единое целое, каждая часть которого по-своему служит той же единой цели. То есть, мы не должны быть все одинаковыми, а наоборот, каждый должен бережно хранить свою уникальную индивидуальность и тем самым, все вместе, порождать единство!
Это подобно механизму, который состоит из разных частей. Если каждая из них на своём месте и точно выполняет функцию, для которой её произвели, то всему вместе есть имя, к примеру, двигатель. А если каждая часть захочет выполнять ту же роль или быть чем-то другим, они останутся грудой деталей.
Теперь становится яснее замысел Творца. 12 разных колен Израиля составляли единство еврейского народа, и у каждого из них была своя функция. Так и мы, в наше время, состоим из разных течений, каждое со своей специфической особенностью, тем самым составляя единый еврейский народ. Каждый должен служить Б-гу согласно особенности души, которую он получил, и традициям места, где он родился.
Это подобно структуре в армии, которая находится на службе у царя. Никому в голову не придет, что вся армия должна состоять только из пехотинцев или лётчиков. Наоборот, она состоит из разных видов войск: танкисты, связисты, сапёры и т.д., и каждый выполняет свой долг по-другому. Да, возможно, что, выйдя за пределы военной базы, морячки подерутся с артиллеристами, но как только появится Главнокомандующий и бросит клич, все вместе бросятся по-разному выполнять ту же задачу служения царю.
Так и в еврейском народе, у каждого своя задача и все по-разному служат Творцу. И даже бывает, что, выйдя за рамки предписаний Торы, одни поссорятся с другими, но… когда появится рука Б-га и напомнит им об их обязанностях, то все как один и каждый по-своему становятся единым народом в своём служении Его Величию.
Какие течения существуют [↑]
Сегодня среди основных течений можно назвать:
— литовское течение;
— хасидут;
— различные сефардские общины;
— движение последователей рава Кука.
Литовское течение, например, делится в свою очередь на такие «подтечения», как брискеры, «хазонишники», течение этики (Мусар) и т.д. Течение этики в свою очередь разделяется на Новардок, Слободка, Кельм.
Хасиды, в свою очередь, подразделяются на множество «хасидских домов» и движений (Хасиды Гур, Вижниц, Карлин-Столин, Сатмар, Хабад, Белз, Бреславские и т.д.).
Нет существенной разницы между направлениями в иудаизме. Цель всех этих направлений — приблизиться к Б-гу теми путями, которые нам сам Всевышний открыл в Торе. Основная разница между ними — на что делать основной акцент в служении Всевышнему.
Сказано, что «Семьдесят ликов у Торы», т.е., есть 70 различных вариантов понимания Служения Всевышнему, и каждая из этих дорог вполне легитимна.
И даже более того. Царь Соломон говорит (Мишлей 22: 6): «Наставь юношу на путь его…», т.е. на путь, который должен пройти именно он. Из этих слов мы учим, что у каждого еврея есть своя дорога в служении Всевышнему, у каждого человека — свой особый путь.
Всё сказанное относится только к тем течениям, которые беспрекословно принимают все тринадцать основ веры, сформулированные Рамбамом, цель которых — приблизиться к Б-гу теми путями, которые нам сам Всевышний открыл в Торе, и последователи этих движений строжайшим образом выполняют все Его заповеди (в том числе, согласно Шульхан Аруху и его комментаторам).
Все вышеупомянутые течения лежат в рамках Иудаизма, потому что в их основе лежит одна и та же цель — служение Б-гу и приближение к Нему. И эта цель которая выполняется через исполнение Его воли, изложением которой является Тора Письменная и Тора Устная.
Все остальные «течения», такие, как реформисты и т.п., не могут быть названы течениями внутри иудаизма. Формально они могут называться «N-ским иудаизмом», но фактически никакого отношения к Иудаизму, который мы с вами знаем, они не имеют. Так как по факту отрицают понимание Иудаизма в том, что является его целью и каким образом она достигается.
Как выбрать, к кому принадлежать? [↑]
Наличие множества направлений и общин даёт еврею более широкую возможность найти правильную дорогу в жизни и служении Б-гу.
Различные общины были на территории бывшей Российской империи, но революция и последующие преследования с корнем все уничтожили. И вот, через 70 лет, после падения советской империи, представители той или иной общины начали возвращаться в страны СНГ, чтобы возродить разрушенную еврейскую жизнь. Открыли заброшенные синагоги, организовали детские сады и школы и т.д. Постепенно вокруг них, этих посланцев, собирались группы местных евреев.
Можно ли еврейские общины на территории СНГ определить как обычные, традиционные общины: «литовские» либо хасидские? Вряд ли!
Тот факт, что деятельность по созданию общины начал, к примеру, хасид из Сатмара, не делает Вас как члена этой общины автоматически сатмарским хасидом. И даже если есть в городе две общины, а Вы выбрали одну из них, то никакого выбора в действительности не произошло. Ведь на практике присоединение к той или иной общине происходит по простому принципу: к кому прибило, там и находимся, где больше понравилось, к тем и принадлежим.
Вряд ли на начальном этапе у кого-то есть знания и понимание, достаточные для того, чтобы сделать осмысленный выбор между разными направлениями или теми или иными общинами в еврейском мире. Это можно сделать, только глубоко разбираясь в Торе и в тех тонкостях, которые привели к различиям в подходе евреев к служению Всевышнему.
Так к какому течению принадлежать?
Практический совет таков. Не видеть себя членом конкретной общины и не стараться себя определить как литвака или хасида, а продолжать ходить учиться в любое место, где есть живая Тора, где стараются по-настоящему учиться и строго исполнять заповеди. А со временем, когда вы разберетесь глубже в еврейской мудрости и традиции и когда все особенности различий между течениями будут вами глубоко поняты, тогда этот вопрос прояснится сам по себе.
Принадлежность к колену передавалось в еврейском народе по отцу (в отличие от национальности, которая определяется по маме). Это не 100%-правило, но, если ваши родители — ашкеназы, скорее всего, вы найдете своих среди «ашкеназских» течений. Если сефарды — среди сефардов. Но в каждом конкретном случае следует это обсуждать отдельно. Так как нередки случаи, когда сефарды принимали на себя обычаи ашкеназим и наоборот.
Главное — помнить: если в основе еврейской жизни того или иного течения находится Шульхан Арух, то мы вместе, мы едины!
Нам, выходцам из СНГ, порой с трудом разбирающимся в основах иудаизма, не следует выискивать разногласия и концентрировать свой взгляд на различиях между разными течениями, а предпочтительней уделить свое внимание учебе и служению Творцу. Прежде чем мы сделаем усилие, чтобы понять, что нас разделяет, необходимо сделать гораздо больше усилий, чтобы понять, что нас объединяет!
Когда разговор заходит о меж-общинных разногласиях, всегда предстает передо мной образ рава Ицхака Зильбера, благословенна память его, который никогда не делал никаких различий между ними, объясняя, что для нас, не познавших еще первые ступени еврейской жизни, разделение на общины и направления просто неуместно.