Из цикла «История еврейского народа», темы: Иудаизм и Христианство, Рав Моше Ойербах, Еврейская история, Испания, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Аутодафе, Изгнание из Испании
Наследник арагонского престола Фернандо взял в жены наследницу кастильского королевства Изабеллу. Объединением Арагона и Кастилии началось последнее действие трагедии испанского еврейства.
В план Фернандо и Изабеллы входил захват мусульманской Гренады, принуждение к крещению евреев и мусульман и превращение Испании в католическое королевство. Реализация плана началась с преследования анусим — насильственно крещеных. Королевская чета обратилась к папе с просьбой устроить инквизицию, чтобы судить каждого подозреваемого в тайном исполнении еврейских обрядов.
Переговоры между папой и правителями Испании были довольно долгими: спорили из-за того, кому достанется конфискованное имущество. Фернандо нуждался в деньгах для войны с Гренадой. Он оказался настойчивее и сильнее, и папе пришлось уступить.
Первый суд инквизиции состоялся в Севилье в 5240 (1480) году. Он завершился ужасной церемонией, на которой заживо сожгли шестерых анусим. Это был большой праздник для священников и знати.
Огонь инквизиции прошел по Испании, только за один год в Севилье казнили 500 анусим. Для поощрения доносительства значительную часть имущества осужденных передавали доносчикам. Теперь любая семья евреев, перешедших в христианство, могла оказаться в руках инквизиции.
Убийства были выгодны королю, и поэтому он требовал от инквизиции усилить репрессии. Смертные приговоры выносились при малейшем сомнении в искренности новых христиан. Анусим просили папу защитить их от кровожадного короля. Вначале папа требовал присутствия на судилище епископов, чтобы убедиться, действительно ли там судят еретиков, но вскоре отказался от этого требования.
В 5243 (1483) году во главе инквизиции встал доминиканский священник Томазо Торквемада. Жестокий фанатик замучил тысячи человек. Его садизм перерос всякие границы. Это привело к тому, что анусим организовали заговор и убили Великого Инквизитора. Жуткие преследования обрушились на выкрестов. Многие из приговоренных к смерти проявляли удивительную силу духа. Десятки лет братья по крови осуждали их за предательство, но теперь, перед лицом смерти, они возносили еврейскую молитву.
Дикари-священники и взбудораженная толпа с изумлением наблюдали, как горящие в огне люди громко читали молитву Шма Исраэль…
В первые двадцать лет правления Фернандо и Изабеллы преследованиям в основном подвергали новообращенных. Сами же евреи были в несколько лучшем положении. При всей своей ненависти к иноверцам королевская чета откладывала претворение в жизнь заветной мечты — изгнания всего еврейского народа из Испании. Она еще нуждалась в еврейском таланте, еврейском уме, еврейском труде. Расчетливый король не поддавался нажиму супруги и давлению папы — евреи продолжали занимать высокие посты. В то время как Торквемада сжигал в кострах инквизиции тысячи анусим, еврей дон Ицхак Абарбанель был министром финансов при дворе испанского короля.
Десять лет объединенные армии Кастилии и Арагона вели войну с последним мусульманским государством на испанской земле. В 5247 (1487) году пала Малага, а еще через четыре года была покорена Гренада — последний оплот ислама на Пиренейском полуострове.
В зимний день 5252 (1492) года Фернандо и Изабелла торжественно въехали в захваченный город. Через восемьсот лет вся Испания снова стала христианской.
Еще до победы королевская чета предложила папе изгнать евреев из подчиненных им областей. Папа не решался на столь строгие меры, но испанские властители горели нетерпением осуществить давний замысел. Весной 5852 (1492) года в Гренаде был зачитан указ, обязывающий евреев в течение четырех месяцев креститься или покинуть страну. Всякий еврей, оставшийся в Испании после этого срока, объявлялся вне закона.
Евреям разрешили продать свое имущество и взять с собой некоторые вещи, за исключением золота, серебра; жемчуга и драгоценных камней. Даже самые богатые должны были отправиться в галут нищими.
Евреи Кастилии и Арагона были потрясены. Их представители во главе с доном Ицхаком Абарбанелем пытались добиться отмены жестокого приговора. Королю предложили огромный выкуп. Жадный король заколебался, но инквизиторы пригрозили ему, и просьба евреев была отклонена.
Началась массовая распродажа. Покупатели-христиане, знавшие указ в деталях, забирали еврейское имущество за символическую плату. Дом шел за осла, виноградник — за кусок ткани…
Торквемада и его приспешники надеялись, что основная масса евреев изберет крещение. Полки доминиканцев вышли читать проповеди для обращения грешников в лоно церкви, проповеди о «любви к ближнему». Но подавляющее большинство еврейского народа выдержало испытание. Лишь немногие — те, кого ничему не научил опыт предыдущих десятилетий, пожелали остаться в Испании. Сотни выкрестов горько раскаялись в измене, всходя на костры инквизиции.
Итак, значительная часть еврейства Кастилии и Арагона еще больше укрепилась в своей вере и приняла новое изгнание. Многие поспешили покинуть Испанию задолго до назначенного срока, а некоторые оставались до последнего дня. Выселить до 31 июля всех евреев не удалось, и Фернандо продлил срок до 2 августа. В этот день, 9 ава 5252 (1492) года — день траура по разрушенному Иерусалимскому Храму — последний еврей покинул пределы Испании.
Около двухсот тысяч евреев покинули страну, где они прожили более тысячи лет, где были когда-то полноправными гражданами, внесшими немалый вклад в культурную жизнь Испании и европейского еврейства.
Часть беженцев оказалась в Северной Италии, некоторое их количество на короткий срок нашло приют в королевстве Наваррском. Большая группа евреев, в которой был дон Ицхак Абарбанель, поселилась в Южной Италии. Но основная масса направилась в Северную Африку, и немало евреев полегло в дороге, не выдержав тягот пути.
Так пришел конец славному центру еврейской культуры в Испании, чьими великими достижениями мы питаемся и поныне.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»