Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Прошу прощения у читателей. Следующуя статья про мицват тохаха уже написана, но пока пришлось отойти от темы и написать о том, что происходит. Ну, ничего, как мы увидим, ломдус в мусаре тоже есть.
Плагиат из классики советского кино:
Город Н-ск. Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исакович Хасидашвили разговаривает в своем кабинете, или как принято сейчас говорить, в офисе, с Нериком Гавриловым, своим персональным шофером (Хасидашвили недавно расширил бизнес), одновременно смотря новости по телевизору. Нерик по совместительству местный активист партии ШаС и проекта Митгайсим-Митхазким (призываемся-укрепляемся) :
Нерик--двадцать пять.
Хасидашвили--двадцать.
Диктор--нападение на солдата возле Хеврона, террорист ликвидирован.
Нерик--Нет, двадцать пять
Хасидашвили--Слишком много, двадцать!
Диктор--Боец МаГаВа получил ножевое ранение средней тяжести в Иерусалиме. Террорист скрылся. Силы безопасности действуют на месте проишествия.
Нерик--А я говорю двадцать пять!
Хасидашивили--А я говорю двадцать и точка!
Диктор--толпа арабской молодежи атаковала патруль ЦаХаЛя на границе с Газой. Два палестинца убиты, трое солдат легко ранены.
Нерик--Тебе что, жалко? Я устраиваю хавруту, будет интересная тема, хорошая компания. Даже кока-кола и буреки! И все что я от тебя прошу это еще двадцать пять минут в день учить Тору. Смешно торговаться!
Диктор--На заседании кабинета, премьер-министр высказал глубокую озабоченность положением в стране и пообещал приложить все возможные усилия...
Хасидашвили--аполитично рассуждаешь, клянусь чес-слово, аполитично рассуждаешь. Ты видишь жизнь из окна моего автомобиля. Как ты можешь просить у меня двадцать пять минут, когда государство вынуждено прилагать все возможные усилия, чтобы справиться с террором!
Нерик--а ты не путай свои усилия с государственными!
В таких случаях раввины всегда призывают молиться, учить Тору и делать добрые дела. А раввинов обвиняют в пассивности, покорности судьбе, отрыве от действительности и т.д. Если они к тому же еще и харедимные, то тогда обвиняют еще и в безразличие к судьбе народа.
С другой стороны колумнисты (как сейчас выражаются), говорящие головы в телевизоре, полчища комментаторов в социальных сетях, а также дядя Миша Кукушкинд, который до хрипоты ругается с Рабиновичем и с соседом Хаимом о том, насколько Кахане был прав и является ли Биби трусом или великим стратегом и тонким тактиком, ни в чем не обвиняются и ни кем не осуждаются.
Их действительно волнует то, что происходит вокруг нас. Это бесспорно и похвально. И к людям, которые думают, что мир есть случайное стечение обстоятельств, наши слова не обращаются. С ними разговаривает Вс-вышний (см. у уважаемого Гади Поллака).
Тут разговор о нас, о тех кто знает, что ничего случайного нет, и что миром управляет Высший Замысел.
Как мы должны реагировать?
Тут мы находимся (если не кривить душой) в двойственной ситуации. С одной стороны, "акол меито итбарах". Все от Него. А раз так, то нужно встать на позиции битахона (упования на Б-га) и молиться, учить Тору и делать добрые дела. Поскольку от нас все равно ничего не зависит. Главное позвать Пастуха, а он уже надает волкам.
Но с другой стороны, ведь нужно что-то делать, подсказывает нам здравый смысл. Нужно прилагать усилия--иштадлут, а не только сидеть и молиться.
Как же быть? Кто прав в этом конфликте между иштадлутом (усилиями) и битахоном (упованием)?
Ответ простой, конфликта нет. Просто есть, как всегда, два разных закона (шней диним на языке ешив), и нужно их правильно понимать и применять.
Понятно, что всю эту огромную тему мы не охватим, и для тех, кого очень это интересует, рекомендую учить Ховот аЛвавот, Шаар аБитахон.
А вкратце:
Рамхаль (Месилат Эшарим, гл. 21) пишет--иштадлут есть условие необходимое, но недостаточное (мухрах, авал эйно моил).
А Рабейну Бахия (Ховот аЛвавот, Шаар аБитахон, гл. 3) объясняет что человек обязан предпринимать усилия, чтобы добиться целей которые Б-г ставит перед ним в жизни. Поэтому мы обязаны заботиться о своем пропитание, здоровье и безопасности.
И это мицва, мицва которая ничем не хуже других мицвот.
С другой стороны у нас есть мицва битахон--верить в то, что Всевышний управляет миром и ничего не проиcxодит без его разрешения. И поэтому Он является источником всех наших бед, и чтобы избежать их нам нужно обращаться к Hему. Битахон проявляется, пишет Ховот аЛвавот, в внутреннем спокойствие и уверенности, что все от Него. Поведение или действия, которые противоречат этому принципу--неправильные.
То есть выходит, что есть мицва прилагать усилия и есть мицва верить и надеяться на Б-га и не прилагать усилия, которые противоречат этой вере.
Логичный вопрос, вытекающий из этих двух положений: когда действовать, а когда не действовать? Иными словами, какой иштадлут (усилия) является приемлемым (и тогда его отсуствие является не проявлением битахона, а проявлением безответственности), а какой является неприемлемым? Опять же, тема эта очень обширная и конкретное применение полностью зависит от обстоятельств, но можно выделить два очень простых и понятных правила, и еще одно непростое:
1. Нельзя предпринимать усилия которые противоречaт Воле Творца. Ведь иштадлут мицва, и ее нельзя выполнить через грех (авера). Нельзя украсть деньги и отдать их на цдаку. Точно так же нельзя выполнить мицву иштадлут зарабатывая себе на жизнь воровством или запрещенной работой в Шабат.
2. Иштадлут--это не хвататься за соломинку. Усилия должны быть реальными и иметь какой-то немалый шанс на успех. Искать работу--иштадлут. Покупать лотерейный билет--нет. Я знаю, мне расскажут про сипурей цадиким. Но здесь речь идет об обычных людях.
3. Иштадлут не должен становиться обсессивным. Лишнее усилие уже переходит за рамки иштадлута. Это уже непростое правило--понятно, что здесь очень многоe зависит от обстоятельств и от человека.
Перед тем как перейдем к текущей ситуации, в качестве иллюстрации расскажу историю про р. Ицxака-Зеева Соловейчика, Брискер-рава (одно время раввина Брест-Литовска). Во время Войны за Независимость Израиля он находился в Иерусалиме. Город обстреливала арабская артиллерия. Брискер-рав обычно во время артобстрела очень нервничал, метался и пытался найти место побезопаснее. Некоторым казалось, что артобстрелы очень плохо действовали на нервы Брискер-рава. Однажды он оказался заперт в каком-то помещение во время очередного обстрела и, к удивлению окружающих, в абсолютном спокойствие стоял на месте (история не гласит, чем он занимался в это время, но зная Брискер-рава мы можем предположить, что он учил Тору).
Ребе-,спросили его,-почему когда было куда бежать или спрятаться, Вы так нервничали, а сейчас, когда ничего сделать нельзя Вы совершенно спокойны?
В других случаях,--ответил Брискер рав,--я мог и был обязан предпринимать какие-то действия для выполнения мицвы спасения своей жизни. И я нервничал, думая правильно ли я выполняю эту мицву--нужно же искать самое безопасное место, правильно ли я установил алаху, должен ли я был делать именно то, что я делал. А сейчас ничего не сделаешь, Всевышний уже сам за меня решил, где мне находиться, и поэтому мне нечего волноваться.
А теперь перейдем к нашему вопросу. Чем мы, простые граждане, не работающие в спецслужбах и полиции и не имеющие прямого доступа к власти, можем улучшить ситуацию?
Есть мицва иштадлут--уберечь себя. Как это сделать наилучшим образом--очень индивидуально. А как помочь другим? Понятно, что смотреть телевизор, обсуждать политику и ругаться с друзьями из-за Биби--никому не поможет. А что поможет? Ну, может быть, если у Вас есть оружие, можете с ним ходить по городу, патрулируя вместе или вместо полиции. Это может быть на иштадлут похоже--возможно будет какая-то конкрентая польза. А может и нет. А во всех остальных случаях--мы по-настоящему ничего сделать не можем, за исключением, разумеется, тех кто служат в армии, полиции и службах безопасности. Это дело властей.
Тут мне возразят--Вы мыслите галутно. Галутно-местечковая ментальность--на властей смотреть как на погоду, пассивно принимая их решения, и иногда подкупая их взятками. А мы, гордые свободные граждане возрожденного еврейского государства, должны занимать активную гражданскую позицию и участвовать в общественной жизни. Мы должны ходить на демонстрации, писать в газеты и т.д.
Я не спорю, тем более, что демонстрация как инструмент влияния на власть упоминается еще в Талмуде (Таанит 18)`:
Один раз постановила (римская) Империя (что) нельзя заниматься Торой, нельзя делать обрезания, и что должны (евреи) осквернять субботу. Что сделали Йеуда бен Шамуа и его товарищи? Пошли посоветоваться к одной знатной римлянке, которая была знакома со всеми большими людьми Рима. Сказала она им--встаньте и устройте демонстрацию (афгину) ночью. Пошли (евреи) и устроили ночью демонстрацию, кричали--ради небес, разве не братья мы, не дети одного отца и одной матери? Чем мы отличаемся от всех других народов, что вы вводите против нас злостные запреты? И отменили (антисемитские законы).
Так что, даже в додемократические времена демонстрации уже были. И в современных демократиях, да и не только в них, общество может оказывать давление на власть.
Поэтому, если серьезно считаете, что сможете пойти в политику и внести существенные изменения--пожалуйста. Если серьезно считаете, что многотысячные демонстрации повлияют на власть--вперед, организовывайте.
Но нельзя кривить душой. Подавляюще большинство простых граждан никак реально на положение повлиять не могyт. А уж те, которые не живут в Израиле--тем более.
Для иштадлута на государственном уровне есть правительство и компетентные органы, которые более менее компетентно пытаются справиться с задачей. А дело раввинов, и наше дело--это заниматься тем, чем можно когда мицва иштадлут (усилия) отсутствует. Молиться, учиться и делать добрые дела. Это выполнение мицват битахон--проявление нашей веры в то, что все в конце концов решает Б-г и Oн является решением наших проблем.
В заключение процитирую слова полковника Офера Винтера, командира бригады Гивати из интервью (по-моему журналу Мишпаха). Полковник Винтер утверждал (это было год назад), что особенно во время войны, когда есть очень сильное желание присоединиться и помочь солдатам на передовой, мы должны подчеркнуть, что еврейскому народу необходимы ученики ешив, которые будут сидеть и учить Тору с еще больше силой. Изучение Торы защищает еврейский народ больше чего-либо другого.
П.С. Читатель может спросить--ну хорошо, мы-то будем усердно учить Тору и т.д. А большинство из тех, которые не понимают зачем это вообще нужно. Они так и будут смотреть телевизор и оставлять комменты в соцсетях.
Ответ: один раз я задал такой вопрос одному из моих учителей. Он мне сказал, что главная претензия не к тинокот шенишбу, а к нам. И если мы бы вели себя подобающе, то это непременно бы сказалось и на остальных.
П.П.С. Читатель может еще спросить. Ну хорошо, я буду стараться, а соседи по дому/работе/колелю будут продолжать как раньше. И что? Я что-то глобально изменю?
Ответ: во-первых каждый солдат сам по себе ничего не изменит, но если каждый солдат из-за этого перестанет воевать, армии не останется. Во-вторых, даже если один человек не пострадает из-за наших духовных усилий, то для этого человека мы действительно что-то глобально изменим.