Бен Йохай или бар Йохай?
Отложить
Отложено
Как зовут мудреца и праведника, годовщину которого мы отмечаем в Лаг ба-омер? Правильно, рабби Шимон бар Йохай — Шимон, сын Йохая. А теперь поищите его имя в Мишне, Талмуде, Тосефте и мидрашах (сегодня это сделать проще простого, используя сайт или приложение Sefaria). Там упоминается рабби Шимон бен Йохай, наряду с другими мудрецами Мишны, которых звали по имени-отчеству: рабби Йоси бен Халафта, рабби Йоханан бен Закай, рабби Элиэзер бен Орканос.
Считается, что ивритское «бен» превратилось в арамейское «бар» и закрепилось под влиянием книги «Зоар». Когда там упоминается полное имя р. Шимона, используется ивритское «бен», рабби Шимон бар Йохай. Вкратце же он упоминается как «бар Йохай», под влиянием арамейского.
В раннем издании Талмуда, которое было напечатано в Венеции в XVI веке, рабби Шимон упоминается с использованием слова «бен». Через 360 лет знаменитая типография вдовы и братьев Ромм в Вильно выпустила свою версию, и там дважды, в трактатах «Йома» и «Мегила», мудрец назван рабби Шимоном бар Йохаем.
Напоследок займемся названием самого праздника. С ним тоже не всё однозначно ©: в средневековой галахической литературе 33-й день по омеру называется то «Лаг ба-омер», то «Лаг ла-омер». В основном, у ашкеназов он «ба-», а у сефардов «ла-», в полном соответствии с вариантами счета омера, которые помещены в сидурах тех или иных общин.
Как и в классическом еврейском анекдоте, правы и те, и другие. Такой-то день «ба-омер» означает, что отсчитывающие относятся к омеру как к периоду: столько-то дней в омере, т. е. в промежутке, называющемся омером.
С другой стороны, вариант «ла-омер» относится ко 16 нисана, дню принесения в жертву омера ячменя в Храме, с которого и начинается отсчет дней. Столько дней «ла-омер» — это «по омеру», базируясь на дне 16 нисана, который является «днём омера».
Теги не заданы