Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Отметим приближающийся праздник очередным штиклом. Тем более, что потрясающие результаты предыдущих штиклов мы уже видели (в ответ на двойной штикл были освобождены двое заложников, а в результате штикла, на который были даны 99% правильных ответов, были сбиты 99% "подарков" из Персии).
Итак, гмара в трактате Хулин, страница 106а, рассказывая о важности омовения рук перед едой (маим ришоним) и после еды (маим ахроним), говорит так:
"Когда (в Вавилон) пришел рав Дими, он сказал: маим ришоним накормили (еврея) мясом свиньи, а (маим) ахроним развели жену с мужем. Когда (в Вавилон) пришел Ровин, он сказал: ришоним накормили (еврея) мясом невела (некошерным), а ахроним привели к убийству... Раби Аба учил это высказывание в сторону устрожения: первую часть, как рав Дими, а вторую часть, как Ровин.
Давайте разбираться, о чем идет речь.
Раши: "Накормили (еврея) мясом свиньи - еврейский торговец продавал кошерное мясо евреям и готовил его для них, а когда к нему приходил нееврей, он кормил его некошерным мясом. Однажды к нему зашел еврей и не омыл руки перед хлебом, торговец решил, что он нееврей, и накормил его свининой".
С первой частью истории понятно: согласно раву Дими, еврея, не омывшего руки на хлеб, накормили свининой (два запрета из Торы), а согласно Ровину, его накормили мясом неправильно забитого животного (один запрет). То есть, рав Дими в этом случае устрожает результат.
Насчет второй части сложнее, Раши не рассказывает подробности, а приводит только источник истории: последняя глава трактата Йума. Идем по ссылке:
Йума, 83б: Раби Меир, раби Йуда и раби Йоси были в дороге. Раби Меир, в отличие от раби Йуды и раби Йоси, определял качества человека по его имени. Когда они прибыли на место, они зашли в гостиницу (дело было перед шабатом) и решили отдать свои деньги хозяину (на время шабата). Спросили, как тебя зовут? Ответил им "Кидор". Сказал (раби Меир): значит, этот человек - злодей, как написано в пасуке "потому что поколение переворотов они, сыновья, которым нет доверия" ("Ки дор" означает "потому что поколение"). Раби Йуда и раби Йоси передали ему свои кошельки, а раби Меир не передал... На следующий день сказали ему: верни нам наши кошельки, а он ответил: не знаю никаких кошельков... Когда они говорили с ним, они заметили, что в его усах запутались зерна чечевицы (если бы он не пренебрег обязанностью омывать руки и губы после еды, то чечевицы на его усах не было бы). Пошли к его жене (и сказали ей, что он послал их забрать деньги) , передали ей "пароль" (что сегодня он ел чечевицу), и забрали свои кошельки.
Когда Кидор узнал, что произошло, то дал жене развод (согласно раву Дими), а по другой версии - убил ее (согласно Ровину).
И, согласно нашей гмаре (Хулин), Раби Аба совместил обе версии в сторону устрожения: из истории с мясом взял версию рава Дими, а из истории с женой хозяина гостиницы взял версию Ровина.
А теперь - собственно вопрос:
Раби Аба выбрал версии устрожения согласно результатам, к которым привело пренебрежение омовением рук. А как выглядела бы версия устрожения согласно строгости самого закона?
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, совсем не обязательно открывать гмару или комментарии к ней, достаточно внимательно прочитать текст поста и включить логику.
Всем успехов.
Теги: Штикл