Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
(Шепот надгробных плит)
Автор — Барух(Борис) Бабилуа.
Иудейская община сформировалась в Кременчуге более 200 лет назад. В городе жили и творили замечательные светочи еврейского народа, среди которых следует упомянуть:
раби Лейба из Дубровны;
его сына-Ицхака Айзика и его жену Сару — дочь великого раби Нахмана из Браслава, покоящегося в Умани;
последователей и учеников раби Нахмана:
раби Хайкеля — кантора, провидца и чудотворца;
раби Шмуэля — сына раби Абы;
главного раввина города — раби Аарона Заславского, который был зятем раби Нахмана из Браслава и внуком основателя движения ХАБАД раби Шнеура Залмана из Ляд («Алтер Ребе», могила которого находится в городе Гадяч Полтавской области) и его жену Хаю — дочь раби Нахмана из Браслава;
раби Буню Шпивиковского;
раби Хаима — сына раби Нахмана из Чигирина и других праведников.
Еврейская община города развивалась и процветала настолько успешно, что город Кременчуг называли «Украинским Иерусалимом» и «Хасидским раем». В городе находилось множество синагог, ешив, хедеров (школ изучения Торы) и других еврейских заведений и организаций, впоследствии закрытых советской властью, после революции 1917 года. Наряду с другими общинами, в Кременчуге существовали большие общины Любавических, Браславских, Слободских и Чернобыльских хасидов, а после нескольких переездов в городе обосновалась известная ешива «Кнэсэт бэйт Ицхак» из местечка Каменец, во главе которой стоял раби Борух Бэр Лейбович, который начал исполнять обязанности городского раввина вслед за своим тестем — раби Авраамом Ицхаком Циммерманом (светлой памяти).
Раби Борух Бэр продолжал быть городским раввином вплоть до времени, когда вынужден был скрываться, в связи с усиленным преследованием со стороны НКВД.
В 1844 году приверженцами Хабада в городе была основана Любавическая ешива. Филиалы её, будучи уже на нелегальном положении, в советское время продолжали функционировать подпольно. Благодаря деятельности посланника любавического ребе, раввина Иосифа Тумаркина, движение Хабад стало в Кременчуге весьма влиятельным.
В начале двадцатого столетия обязанности городского раввина в Кременчуге исполнял кандидат права Абрам Аронович Файденберг.
Во время погромов гражданской войны, раввин общины браславских хасидов реб Авроом Штернгарц с семьёй был вынужден бежать в Кременчуг из Чигирина. Браславские хасиды Кременчуга тут же сделали Реб Авроома лидером общины. В Кременчуге,как уже подчёркивалось, было много любавических хасидов. Один из них как-то обратился к Реб Авроому с вопросом, не мог бы тот дать небольшой урок по Торе. (Надо заметить, что Реб Авроом был потрясяющим знатоком еврейской философии, и знал многие места из Писаний наизусть. Причём он не просто знал еврейские книги и книги основателей хасидизма — Баал Шем Това и Маггида, а буквально жил ими, поэтому не случайно его называли Лебедикер Ликутей Моаран «Живым воплощением хасидского духа»). Реб Авроом согласился даватьть уроки, и в синагоге собралась большая хабадская аудитория. Во время урока по книге «Тания», реб Авроом приводил также соответствующие теме места из других источников и Ликутей алахот( свод законов еврейской жизни). Хабадников так воодушевил этот урок, что после его окончания, один из них подошёл к Реб Авроому и попросил давать такие уроки регулярно, добавив, что их надобно давать во всех хабадских общинах! (Его впечатлили практические выводы и применение хасидского учения в уроке реб Авроома).
Однажды на один из таких уроков попал какой-то приезжий старый хабадник, который не жил в Кременчуге. Не привыкший к такому подходу, где «Баал аТания» чередовался с «Ликутей Моаран» и «Ликутей алахот», который давал браславский хасид, он резко выразил крайнее недовольство, заявив что, мол, нечего слушать такие уроки, которые ещё и не хабадники дают! После чего, выходя из синагоги, он, споткнувшись, упал с лестницы и сильно ушибся. Его состояние стало ухудшаться, и поняв, что это произошло из за его слов, он попросил срочно принести его к реб Авроому, где извинился, сказав, что не подозревал, что тот праведник. После этого он выздоровел, и с тех пор хабадники без проблем ходили на занятия к реб Авроому.
В городе Кременчуге было три синагоги: «синагога Шнейдера», где молился известный регент Берл Ротман, «Синагога Хура» и «Поэль Цедек», где располагалась ешива (религиозное учебное заведение). В центре ее была большая печь, и она стала местом, которое часто студенты — ешиботники выбирали для сна.
Многие еврейские молитвенные дома были частными (дома Циперштейнов, Гольдштейнов, Вергуновских, напр.), либо принадлежали различным артелям (папиросников, шорников, извозчиков, бакалейщиков).
В Кременчуге некоторые из «балабатем» (хозяев) кормили учеников ешивы у себя дома, в то время как другие жертвовали деньги — 20 копеек — так что мальчики могли сами покупать себе еду. Не то, чтобы последние не хотели кормить учащихся у себя, просто они не имели места для этого.
Одним из домов, в котором по вторникам кормили студентов ешивы, был дом любавического хасида раввина Рапловица. По субботам семья городского промышленного магната Гурари часто принимала и кормила евреев.
Центральная ешива в Кременчуге была хабадской. О руководителе ешивы в истории почти ничего не сохранилось. Воспоминания евреев — кременчужан свидетельствуют, что он был высок и симпатичен, но, увы, мы не знаем даже его имени. В кременчугской ешиве не преподавали хасидут (хасидское учение), уровень изучения ниглех (талмудических произведений) был очень высок. По аналогии с просвещенной Литвой ешиву в Кременчуге можно было назвать «Иерусалимом Украины».
Большинство ребят праздновало бармицву (достижение 13-летнего возраста, когда мальчик считается совершеннолетним полноценным членом общины) со своими семьями, на торжественную церемонию они отпускались домой.
Здание Главной Хоральной синагоги, по улице Квартальной, было разрушено при освобождении Советской Армией Кременчуга в 1943 году. Осталась неповрежденной единственная одноэтажная синагога, располагавшаяся рядом с Главной Хоральной. Тайно евреи продолжали приходить на молитву. На синагогальном дворе стоял дом раввина, где жил он с семьей. Во время оккупации города немецкими войсками семья ребе пряталась в подвалах синагоги. Там их нашли нацисты и расстреляли на месте. После войны были обнаружены их останки.
В послевоенные годы в здании бывшей синагоги размещалась суконная фабрика, позже бухгалтерская школа и туристский клуб. В 1994 году уникальное историческое и архитектурное здание совершенно сгорело при пожаре, восстановлению не подлежало, и было снесено.
Мало кто сегодня знает, что в городе Кременчуге жили две дочери великого раби Нахмана из Браслава: Сара и Хая со своими семействами. О судьбе дочерей раби Нахман всегда очень пекся и беспокоился. Он писал дочерям трогательные и теплые письма. Вот одно из писем, адресованное дочери Саре в Кременчуг:
«Год 5569 (1809). С Б-жьей помощью! Третий день недели, 12 день месяца-утешителя ава.
Мир моей любимой дочери, скромной и разумной г-же Саре! Мир и благополучие да осенят твою жизнь и жизнь твоего супруга, твоего прелестного сына и твоей умницы-дочки. Амэн!
Вскоре после твоего отъезда отсюда я получил письмо, касающееся состояния здоровья твоей достойной тещи да дарует ей силы Всевышний, амэн! Со своей стороны могу сообщить, что состояние моего здоровья, с Б-жьей помощью, удовлетворительно. Признаться, мне очень недостает веселых проказ твоего возлюбленного сына Исраэля. После вашего отъезда в доме стоит тишина. Уповая на Благословенного, жду от тебя добрых вестей.
От твоей милой сестры Мирьям получил письмо, отправленное из Одессы. Их корабль отчалил в 7-й день месяца авa-утешителя. Она пишет, что преисполнена радости. Все опекают ее. Передает привет.
Прошу тебя, поступай так, как я тебе велел. Меньше занимайся домом. Не отказывай себе в мясе и вине. Твое здоровье дороже для меня собственной жизни. Весть о том, что ты совершенно здорова, продлит мою жизнь.
Твой отец, ожидающий от вас вестей воистину благих. Нахман бэ-раби Симха».
Жил в Кременчуге и брат раби Нахмана Ехиэль, который был главой браславских хасидов и которому, в связи с непростым положением в городской общине, раби Нахман писал:
«Написано в Заславе, в году 5567 (1807). С Б-жьей помощью! Второй день недели, когда читается глава Торы “По законам Моим”.
Любимому брату моему и доброму другу, несравненному учителю моему, совершенному в мудрости раву Иехиэлю Цви, да светит светильник его. Получив твое письмо, я испытал крайнее огорчение. Как могли эти злые люди набраться такой наглости по отношению к тебе! Не перестаю изумляться тому, что добро не поднялось против них и не поразило зло. Возлюбленный брат мой, душа и сердце мое, не страшись их, мужайся, находя каждодневную опору в Торе и в благоговении перед Всевышним, как договорено у нас с тобой. И да будут заслуги отцов твоих тебе в помощь. Ибо все это направлено к тому, чтобы возвеличить тебя, укрепить достоинство твое и обострить твой разум. Ведь подобно тому, как росток расцветает и превращается в дерево лишь после того, как истлеет семя, зароненное в землю, так и ты возвеличишься и принесешь плоды свои миру, лишь пройдя через унижения, будучи втоптан во прах. Знали бы нечестивцы это, уж, верно, не стали бы тебя поносить, ибо стремление их только ко злу.
Да будет известно тебе, что я намерен оставаться здесь, в Заславе, примерно три месяца, после чего разъяснятся мои дальнейшие намерения. В здоровье супруги моей, после первоначального изменения к лучшему, наступило ухудшение. Она слабеет с каждым днем. Расходы, связанные с этим, велики: сорок-пятьдесят червонцев только на жизнь.
Брат мой любимый, друг моей души! О благополучии твоем молюсь постоянно, жду от тебя добрых вестей и надеюсь скоро увидеть тебя в добром здравии и благополучии.
Нахман, сын раби Симхи, да охранит его Всевышний.
Моя жена шлет привет твоей супруге, моя дочь Мирьям приветствует всех вас… Привет твоим сторонникам и приверженцам. Крепитесь духом и мужайтесь, деяния ваши праведны в мире этом и в мире грядущем.
Нахман бэ-раби Симха.»
О том что в Кременчуге похоронен рав Хаим — сын Чигиринского рава, говорится в книге «Сиах сарфей кодеш»:
«Рав Хаим, сын рава Нахмана из Чигирина, похоронен в Кременчуге, куда он бежал из Чигирина вместе с другими беженцами во время 2-й мировой войны». Сиах сарфей кодеш (Бреслев), т.4; гл. 630
Это известно со слов его товарища, старейшины браславских хасидов прошлого поколения рава Леви-Ицхака Бендера. В книгах «Хайей Моаран», «Ямей Моаронат», «Олим ле труфа» и других встречается множество упоминаний о том, что в Кременчуге жили дочери раби Нахмана и его ученики.
Совершенно очевидно, что многие из них похоронены на еврейском кладбище, которое существовало в городе, в районе под названием «Реевка», с незапамятных времен и которое в советское время стало частью закрытой военной базы с артиллерийскими складами. Как военный объект, территория тщательно охранялась, и всякий доступ к захоронениям строго пресекался. Надгробные плиты были безжалостно вырваны и использованы в качестве оснований складских помещений, объектов и зданий, а также применялись для мощения дорожек и подъездов на артскладах.
От самого кладбища почти не осталось следов.
Сегодня территория больше не является закрытой, военной базы уже не существует, и место это стало привлекать всякого рода «искателей приключений», «чёрных археологов», « сталкеров», бомжей и людей, приезжающих отдохнуть на искусственно созданное военными озеро. Многие, купающиеся и отдыхающие здесь люди, просто не знают, что, фактически, ступают по многочисленным фрагментам и купаются в озере, на дне которого покоятся еврейские останки. Многие, просто игнорируя этот факт, цинично устраивают пикники — «отрываются» — на разбросанных повсюду надгробных плитах.
Представители городской еврейской общины в интервью местным СМИ заявляли следующее:
«Сил нет заняться вопросом сохранения еврейских захоронений. Молодых представителей общества мало, и есть другие вопросы, — говорит председатель еврейской общины Кременчуга Евгений Поляк, — кризис везде и поэтому вопросами защиты достопримечательностей еврейской истории общество не будет заниматься. Пусть всё идёт, как идёт, — говорит председатель общины (идёт, как идёт — означает, что могильные камни с надписями на иврите, как и раньше, будут брать для чужих захоронений и использовать для фундаментов частных домов? — авт.). Понимаете, в чём дело: ничего мы не делали и не реставрировали. Сил не хватает, а в связи с кризисом тем более не до этого. Сейчас у всех сложное материальное положение. Мы обращались к мэру города Николаю Глухову и он никогда в помощи евреям не отказывал. Но сейчас от нас не зависит ничего, и на то, что там происходит, мы повлиять не можем».
А тем временем кладбище продолжает разрушаться; буквально на глазах «левые археологи» копают, роют и тоннами ворочают землю, подобравшись уже вплотную к захоронениям цадиков. А власть молчит!
Василий Хоменко, заместитель мэра Кременчуга по гуманитарным вопросам:
— То, что копают на этом кладбище все, кому не лень, — это правда. Пересевают землю ситами и ищут. Если бы ничего не находили в земле, то и не искали бы. Мы были на этом месте с мэром Николаем Глуховым. И могу сказать, что в данном случае ту же проблему перезахоронения человеческих костей может решить еврейское общество города. Это в том случае, когда идёт речь о запущенном еврейском кладбище. Эту проблему можно решить через общее участие национальных обществ.
Нам удалось «выловить» одного из «копателей» и вот, что он поведал:
«Мы давно здесь “работаем” и ищем пули от старых винтовок и свинцовые пломбы от ящиков со снарядами и гранатами. Нас интересует цветной металл, поэтому мы и копаем».
Поиски свинца, которые проводят местные археологи, несложные. Они просто перекапывают землю лопатами на один штык, далеко в землю не углубляются. Удаётся ли что-то найти? «Да, попадаются старые царские ордена, иногда гранаты. Но больше всего — свинцовые пули. На этом месте, по-видимому, очень давно, из них выплавляли свинец, поэтому он попадается чаще всего», — говорит молодой копатель.
Территория старых склепов, откуда уже тянут кирпич, перекопана за последние 50 лет не один раз. Сначала здесь искали золото. Потом — цветной металл. Сейчас поиски прекратились, потому что двухсотлетние сооружения надругательства уже не выдерживают — валятся на глазах.
Копатели находят не только металл. Человеческие кости под деревьями часто попадаются. Откуда они? Наиболее вероятно и правдиво: кости растянули из старинных еврейских могил во время проведения археологических раскопок. Тянули не только кости — рядом захоронение советских воинов, датированное 1944 годом. Типичный еврейский памятник возвышается над могилой красноармейца — советского воина Ивана Кондратьева, уроженца Калининской области, умершего в Кременчуге. Наверху памятника самодельная красная пятиконечная звезда. С лицевой стороны памятника — фамилия красноармейца, с другой — замазанная фамилия еврея, у которого этот памятник отобрали.
У покоящихся евреев отобрали не только памятник. Гранитное ограждение, установленное на месте захоронения красноармейца, тоже сооружено из еврейских надмогильных плит. У того, кто таким способом увековечивал имена погибших советских воинов, проблем не было. Надмогильными плитами на территории бывших артиллерийских складов усеяно всё — фундаменты бывших зданий, дороги. Наши предшественники, очевидно, были людьми простыми и, как говорится, без комплексов. У мёртвых отобрали не только могилы, надмогильные плиты и памятники, но и имя.
На правом берегу Днепра расположен пригород Кременчуга — Крюков. И здесь тоже существовало своё старинное еврейское кладбище. Историческая справка свидетельствует: «Посад Крюков, принадлежащий ныне к г. Кременчуг, находится вблизи места, где произошла легендарная Куруковская битва и где, вероятно, казаками был заключен куруковский договор 1625 г. Первое упоминание о поселении Курукове находим в 1676 г. С 1764 по 1784 гг. был Крюковский уезд Новороссийской губернии. С 1784 по 1796 гг. Крюков местечко, затем посад; присоединен к Кременчугу указом Павла I, но действительное соединение произошло лишь в 1817 г.»
В районе под названием «Кострома», в тогдашнем посаде Крюков, был выделен участок под еврейское кладбище. Известно, что при прокладке железнодорожного полотна николаевской железной дороги, оно должно было пролегать по территории кладбища, как бы разрезая его надвое. Евреи восстали против этого вопиющего факта и, вообще, игнорировали железную дорогу, предпочитая передвигаться на извозчиках. Кладбище просуществовало вплоть до тридцатых годов двадцатого столетия и буквально за пару ночей было стерто с лица земли органами НКВД. На территории проводились расстрелы граждан. Во время оккупации Крюкова немцами, в 1942 году, на бывшем кладбище также расстреливали горожан. Доподлинно известно, что на территории Крюковского еврейского кладбища похоронены многочисленные ученики и последователи раби Нахмана из Браслава. Местные жители находили отдельные памятники, надгробия, фрагменты и останки вплоть до 60-х годов. И сегодня вдоль железнодорожного полотна можно увидеть лежащие плиты с еврейскими фамилиями. Кладбища больше не существует, а стоящие на костях частные дома вплотную лепятся к железной дороге.
Нами был отмечен вопиющий факт: в основание памятника Крюковскому купцу первой гильдии Чуркину положены еврейские плиты. Очевидно, что они взяты со старинного еврейского кладбища и перенесены на соседний участок, сохранившийся и доныне.
В 1989 году браславским хасидом — равом Исраэлем Меиром Габаем, с целью спасения кладбищ, братских могил и могил еврейских праведников по всему миру, сохранения старинных синагог и памяти о великом еврейском прошлом было основано Общество «Огалей цадиким» («Шатры праведников»).
В конце восьмидесятых годов предыдущего века, с падением «железного занавеса», когда туристы и паломники начали посещать страны восточной Европы, они были потрясены ужасным состоянием остатков еврейского прошлого: синагоги осквернены, кладбища разорены и разрушены и т.п. Тяжкий жребий выпал на долю могил многих великих представителей еврейского народа и его праведников. Родилась немедленная потребность в деятельности общества «Огалей цадиким».
С тех пор члены общества «Огалей цадиким» успели починить сотни могил, почистить и огородить десятки еврейских кладбищ, построить синагоги и дома для приема гостей рядом с могилами праведников. Кроме того, общество «Огалей цадиким» финансирует охрану и зажигание постоянной свечи памяти над могилами праведников по всему миру.
Сегодня общество действует по всему миру, но главным образом, в восточной Европе и на Земле Израиля. Финансирование производится только из частных пожертвований, и находится под контролем раввинского совета.
После больших усилий в Меджибоже удалось построить склеп над могилой Баал Шем Това, рядом с которым действует территория, называемая «район Баал Шем Това», включающая спальные комнаты, синагогу, микву, столовую. Восстановленная дорожка ведёт паломников к могиле Бааль Шем Това. Кроме того, в результате многолетних трудов, обществу «Огалей цадиким» удалось построить точную копию древней синагоги Бааль Шем Това, и сейчас реставрируется синагога раби, автора книги «Огев Исраэль» из Апты, который был раввином в г. Меджибож.
В Кременчуге же ситуация складывается весьма не просто.
В 2008 году кладбище с захоронениями праведников посетил рав Исраэль Меир Габай — глава всемирной организации «Оалей Цадиким — Гэдэр Авот» («Шатры праведников»). При поддержке семьи Бабилуа, многих евреев — приверженцев движений Браслав и ХАБАД, были установлены стелы с памятными мемориальными надписями на иврите на артскладах и в Крюкове.
В последнее время территория бывшего еврейского кладбища стала темой постоянных дискуссий и дебатов, участок стал привлекать многих инвесторов и служит темой для постоянных скандалов. Корпорация Столица (Киев) пыталась начать строительство жилого микрорайона Озерный в Кременчуге на месте бывших военных складов (на костях!). По информации представителей городской администрации, «жилой микрорайон будет построен на участке площадью 89 га. Всего здесь будет 549 тыс. кв. м жилья, в том числе площадь первой очереди 149 тыс. кв. м. Также будет создана социальная инфраструктура магазины, детские сады, школа, аквапарк, подземные паркинги, православный храм. Участок, на котором будет построен микрорайон, расположен в сложных геологических условиях на гранитной платформе. На этой территории не были проложены инженерные коммуникации, создание которых требует значительных затрат, в то же время участок находится недалеко от исторического центра города и на нем находится озеро. К строительным работам будут привлечены местные строительные компании. Проект позволит возобновить работу некоторых местных заводов, в частности, завода силикатного кирпича».
И ни слова о еврейских захоронениях! Власти города упорно закрывают глаза на проблему старинного кладбища.
К строительству так и не приступили: тяжелая политическая и экономическая ситуация в Украине сорвала грандиозные планы. А может быть Творец?
А тем временем кладбище продолжают растаскивать и разрушать. Дальнейшая его судьба неизвестна. Неужели мы потеряем еще один уголок еврейской истории с уникальнейшей природой, с двухсотлетними деревьями и с могилами наших святых цадиков? Не хочется верить! Не допустит Б-г!
В Кременчуге проживали и останавливались многие выдающиеся деятели еврейского происхождения: Авраам Шленский, Шолом Алейхем, Эммануил Казакевич, Бенцион Рубштейн, Нохум Лабковский, Леонид Утесов, Анна Гузик и др.
Неужели завтра Кременчуг станет безликим?
Писать о былой истории Кременчуга можно до бесконечности, здесь же хочется обратить внимание на судьбу старинного еврейского кладбища, привлечь к проблеме его сохранения еврейских меценатов, наших бывших соотечественников, проживающих в различных уголках мира, еврейские фонды и организации.
Всех, кому не безразлична судьба еврейского кладбища в Кременчуге, могил цадиков, просим обращаться к представителям международной общественной организации «Оалей Цадиким Гэдэр Авот» в Полтавском регионе — Борису и Люсьене Бабилуа по адресу:
39600 Украина
Г. Кременчуг, Полтавской области.,
Интернациональный переулок, дом 6, квартира 1
Адрес электронной почты: kehilat_sara@ukr.net
Когда-то так казалось,
Что всюду будут вечны
Еврейские кварталы, еврейские местечки,
Сады, дома, крылечки, — уже давно пропали;
Разгромлены местечки и взорваны кварталы.
Разбитые кварталы и стёртые местечки, —
Души мемориалы, что погрузились в вечность.
В окошке узком догорела свечка
И уж давно всё в запустении тут.
Мы родом из еврейского местечка,
Отсюда корни наших душ растут.
Теги не заданы