Из цикла «Знание веры», темы: Трапеза, Исправление, Б-г, Цель творения, Душа, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек, Левиафан
Рабейну Бехайе писал: «Трапезы бывают плотские и разумные… те и другие — в теле и душе, и есть трапезы разума для душ, стоящих отдельно без тела, и наслаждаются ими в вечном существовании в мирах, где каждая — по своему уровню».
Далее объясняется, что речь идет о днях Машиаха: «Плотские трапезы — приготовлены им с начала творения из тонких и чистых яств, сотворенных из Высшего света… Ливьятан из рыб, и бар Юхни из птиц, сотворенные в Пятый день… и называется Ливьятам, поскольку он приготовлен для праведников… и возвышенность этих яств весьма велика, они оттачивают ум и очищают сердце, подобно манне… и возможно, их возвышенность выше уровня манны, так как речь идет о конце времен и постижение будет выше, чем когда-либо…»
«Дни Машиаха — дополнительное время субботы (тосефет шабат)» (РЦА). Это время, когда еще есть телесный аспект, но он исправлен. Рабейну Бехайе от имени своего учителя, Рашба, также пишет, что эта трапеза, предуготовленная праведникам, в конце времени, когда еще присутствует такое физическое действие как еда и питье, а затем оно будет отменено, и праведники будут сидеть и наслаждаться сиянием Шехины…
Далее рабейну Бехайе пишет, что «самец» и «самка» Ливьятана намекают на разум и животную душу (нефеш), а сам Ливьятан — на их соединение и сочетание. В этом духе он расшифровывает высказывание мудрецов о том, что Всывышний «оскопил самца, убил самку и засолил ее для праведников для Грядущего мира». В таком случае, трапеза Ливьятана произойдет в Грядущем мире, мире Бины, где душа объединится с разумом и оба они будут наслаждаться разумением света раскрытия единства Творца. Виленский Гаон объясняет «забаву» и наслаждение трапезы Ливьятана так: «Это день, который сделал Господь, возвеселимся и возрадуемся в нем», веселье в нем будет, когда мы удостоимся постоянно и беспрерывно блаженствовать от сияния Его Шехины, а радость будет от новых открытий в Торе и бесконечного раскрытия глубин ее тайн». Если бы наслаждение в Грядущем мире было бы свящано с одной категорией и сотяло на одном столпе, то блаженство ощущалось бы только в начале, когда достигают его, как мы видим в нашем мире, что удовольствие ощущается только в первый момент. Но блаженство в Грядущем мире будет добавляться в каждое мнгновение от добавочного постижения Божественного и бесконечной глубины Его Торы, и каждый раз будет добавляться знание, знать Его еще и еще, и будет усиливаться желание души приобщиться к Нему, и будет все больше с каждым мгновением, и это Мудрецы назвали трапезой Ливьятана. Смысл слова ливьятан — приобщение (корень לוי). Так объясняется стих «Этот Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им», имеется в виду, что «тешиться» — это внезапная радость, и потому когда мы поймем и постигнем Его знание вновь каждый раз внезапно, можно сказать «тешиться им»… (Комментарий к книге Иова, 3:22).
«Бегемот и Ливьятан будут корридой праведников в Грядущем, и каждый, кто не видел корриду народов в этом мире, удостаивается видеть ее в Грядущем». (Мидраш Раба). «Коррида — когда весь народ собирается, чтобы посмотреть на это представление».
Далее описывается, как Дикий Бык поднимает Ливьятана на рога и разрывает его. Здесь иносказательно описывается аннулирование и умерщвление злого начала. «В этом и заключается трапеза Ливьятана и Дикого Быка, которая связана с убоем двух видов злого начала: вожделения (Ливьятан) и гнева, ненависти и зависти (качеств бодливого быка)» (РЦА).
На первый взгляд, это противоречит сказанному ранее о возвышенности Ливьятана и Дикого Быка и трапезы с их поеданием. Но на основе объясненного выше по поводу «поедания» воображения разумом (см. выше гл. 4, а также книгу Знание Субботы), мы можем получить представление о данном вопросе.
Объясняется, что «поедание» воображения — это наслаждение праведников, которое будет от поимки, убоя и «поглощения» воображений зла. Это само по себе будет смехом — их связь с Творцом: «а сам смех — ни что иное, как соединение и объединение с неким объектом, и потому сказали, что Всевышний “забавляется” с Ливьятаном. А у человека смех — когда его воля соединяется с чем-то совершенно другим, но у человека воля присоединяется только к вещам, для него приятным» (Маараль, Беер аГола).
Игра, забава — нахождение смысла и удовольствия будет в самом по себе «поедании» воображения и зла, и в этом и заключается «коррида» Грядущего, для тех, кто не наслаждались и не радовались представлениям зла в материальном мире. Ведь в этом и есть суть забавы: соединение с удовольствием с вещью самой по себе. Как ребенок, играющий и забавляющийся без всякой цели, ведь если есть внешняя цель, кроме игры — это уже не игра. Игра — лишь тогда, когда желание не ограничено, это свобода желания. И когда нет системы зла и ее порабощений, нет и служения выбора, но лишь наслаждение его отменой, и тогда приходит истинная забава — «игра младенца над норой змеи» (исконный Змей, корень зла). Таков принцип: забава существует только в мире свободы.
Аннуляция зла — это прекращение власти воображения, сидящего верхов на силе вожделения. И хотя корень самого вожделения — в святости, это сила приобщения (двекут), которая находится в любом наслаждении, как объяснялось. И когда оно станет чистым, смех приобщения будет полным. Поймите все это.
«Привел меня царь в комнаты свои» — и откуда же придет Элияу, сын Берахэля, и откроет Израилю внутренности Бегемота и Ливьятана» (Шир аШирим Раба). Эта трапеза — наслаждения удовольствием постижения Грядущих раскрытий, связанных с тайной раскрытия Единства Творца. Это свет, прорывающийся из тьмы, добра, раскрывающегося изнутри зла. Убиение злого начала приведет к раскрытию «хорошо весьма — есть злое начало» в творении, это глубина раскрытия Единства, как объяснялось.
«Какая разница Всевышнему, если евреи будут есть мясо без кошерного забоя, если еврей ударит животное по голове и съест? Знай, что правила кошерного забоя даны только чтобы очистить Израиль, ибо в будущем Он сделает трапезу из Беемота и Ливьятана, и нет там кошерного забоя» (Танхума, Шмини). Это тайна зла, возвращающегося в добро при раскрытии единства Творца, когда выяснится, что вся его суть была в раскрытии добра, света, который прорывается из тьмы.
«Забава» это трапезы — наслаждение знанием при постижении этих открытий Торы: «Трапеза Ливьятана» — это знание, которое умножится на земле, и это — наибольшая радость, выше которой нет. И Моше тоже называется Ливьятаном (Сифра дэцниюта 18:3), и об этом сказано (Псалмы 104:26): «Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им». И в том «забава Всевышнего с праведниками», что Он открывает им новое в Торе, как написано (Шмот 24:11): «И видели Б-га, и ели, и пили». Видение значит постижение, и это — «Свет, спрятанный для праведников». И внутренний аспект Торы будет тогда открыт, как сейчас простой смысл Торы, и поэтому будет свобода от всех обвинителей [сил зла], как написано (Йешая 11:9): «Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Бога…». А «вино, хранимое с Шести дней творения» — это тайны Торы, которые будут открыты через Моше. И об этом времени сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Господа навеки, возрадуется Господь в Своих деяниях». (Гаон, Совершенная мера).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»