Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Известный мидраш говорит, что после прихода Машиаха, в конце дней, Всевышний устроит трапезу для праведников. В чем идея мидраша, в чем символика мифических существ Ливьятана (Левиафана) и Дикого Быка и в чем их связь?

Рабейну Бехайе писал: «Трапезы бывают плотские и разумные… те и другие — в теле и душе, и есть трапезы разума для душ, стоящих отдельно без тела, и наслаждаются ими в вечном существовании в мирах, где каждая — по своему уровню».

Далее объясняется, что речь идет о днях Машиаха: «Плотские трапезы — приготовлены им с начала творения из тонких и чистых яств, сотворенных из Высшего света… Ливьятан из рыб, и бар Юхни из птиц, сотворенные в Пятый день… и называется Ливьятам, поскольку он приготовлен для праведников… и возвышенность этих яств весьма велика, они оттачивают ум и очищают сердце, подобно манне… и возможно, их возвышенность выше уровня манны, так как речь идет о конце времен и постижение будет выше, чем когда-либо…»

«Дни Машиаха — дополнительное время субботы (тосефет шабат)» (РЦА). Это время, когда еще есть телесный аспект, но он исправлен. Рабейну Бехайе от имени своего учителя, Рашба, также пишет, что эта трапеза, предуготовленная праведникам, в конце времени, когда еще присутствует такое физическое действие как еда и питье, а затем оно будет отменено, и праведники будут сидеть и наслаждаться сиянием Шехины…

Далее рабейну Бехайе пишет, что «самец» и «самка» Ливьятана намекают на разум и животную душу (нефеш), а сам Ливьятан — на их соединение и сочетание. В этом духе он расшифровывает высказывание мудрецов о том, что Всывышний «оскопил самца, убил самку и засолил ее для праведников для Грядущего мира». В таком случае, трапеза Ливьятана произойдет в Грядущем мире, мире Бины, где душа объединится с разумом и оба они будут наслаждаться разумением света раскрытия единства Творца. Виленский Гаон объясняет «забаву» и наслаждение трапезы Ливьятана так: «Это день, который сделал Господь, возвеселимся и возрадуемся в нем», веселье в нем будет, когда мы удостоимся постоянно и беспрерывно блаженствовать от сияния Его Шехины, а радость будет от новых открытий в Торе и бесконечного раскрытия глубин ее тайн». Если бы наслаждение в Грядущем мире было бы свящано с одной категорией и сотяло на одном столпе, то блаженство ощущалось бы только в начале, когда достигают его, как мы видим в нашем мире, что удовольствие ощущается только в первый момент. Но блаженство в Грядущем мире будет добавляться в каждое мнгновение от добавочного постижения Божественного и бесконечной глубины Его Торы, и каждый раз будет добавляться знание, знать Его еще и еще, и будет усиливаться желание души приобщиться к Нему, и будет все больше с каждым мгновением, и это Мудрецы назвали трапезой Ливьятана. Смысл слова ливьятан — приобщение (корень לוי). Так объясняется стих «Этот Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им», имеется в виду, что «тешиться» — это внезапная радость, и потому когда мы поймем и постигнем Его знание вновь каждый раз внезапно, можно сказать «тешиться им»… (Комментарий к книге Иова, 3:22).

Поимка Ливьятана и Дикого Быка

«Бегемот и Ливьятан будут корридой праведников в Грядущем, и каждый, кто не видел корриду народов в этом мире, удостаивается видеть ее в Грядущем». (Мидраш Раба). «Коррида — когда весь народ собирается, чтобы посмотреть на это представление».

Далее описывается, как Дикий Бык поднимает Ливьятана на рога и разрывает его. Здесь иносказательно описывается аннулирование и умерщвление злого начала. «В этом и заключается трапеза Ливьятана и Дикого Быка, которая связана с убоем двух видов злого начала: вожделения (Ливьятан) и гнева, ненависти и зависти (качеств бодливого быка)» (РЦА).

На первый взгляд, это противоречит сказанному ранее о возвышенности Ливьятана и Дикого Быка и трапезы с их поеданием. Но на основе объясненного выше по поводу «поедания» воображения разумом (см. выше гл. 4, а также книгу Знание Субботы), мы можем получить представление о данном вопросе.

Объясняется, что «поедание» воображения — это наслаждение праведников, которое будет от поимки, убоя и «поглощения» воображений зла. Это само по себе будет смехом — их связь с Творцом: «а сам смех — ни что иное, как соединение и объединение с неким объектом, и потому сказали, что Всевышний “забавляется” с Ливьятаном. А у человека смех — когда его воля соединяется с чем-то совершенно другим, но у человека воля присоединяется только к вещам, для него приятным» (Маараль, Беер аГола).

Игра, забава — нахождение смысла и удовольствия будет в самом по себе «поедании» воображения и зла, и в этом и заключается «коррида» Грядущего, для тех, кто не наслаждались и не радовались представлениям зла в материальном мире. Ведь в этом и есть суть забавы: соединение с удовольствием с вещью самой по себе. Как ребенок, играющий и забавляющийся без всякой цели, ведь если есть внешняя цель, кроме игры — это уже не игра. Игра — лишь тогда, когда желание не ограничено, это свобода желания. И когда нет системы зла и ее порабощений, нет и служения выбора, но лишь наслаждение его отменой, и тогда приходит истинная забава — «игра младенца над норой змеи» (исконный Змей, корень зла). Таков принцип: забава существует только в мире свободы.

Аннуляция зла — это прекращение власти воображения, сидящего верхов на силе вожделения. И хотя корень самого вожделения — в святости, это сила приобщения (двекут), которая находится в любом наслаждении, как объяснялось. И когда оно станет чистым, смех приобщения будет полным. Поймите все это.

Трапеза Ливьятана и Дикого Быка

«Привел меня царь в комнаты свои» — и откуда же придет Элияу, сын Берахэля, и откроет Израилю внутренности Бегемота и Ливьятана» (Шир аШирим Раба). Эта трапеза — наслаждения удовольствием постижения Грядущих раскрытий, связанных с тайной раскрытия Единства Творца. Это свет, прорывающийся из тьмы, добра, раскрывающегося изнутри зла. Убиение злого начала приведет к раскрытию «хорошо весьма — есть злое начало» в творении, это глубина раскрытия Единства, как объяснялось.

«Какая разница Всевышнему, если евреи будут есть мясо без кошерного забоя, если еврей ударит животное по голове и съест? Знай, что правила кошерного забоя даны только чтобы очистить Израиль, ибо в будущем Он сделает трапезу из Беемота и Ливьятана, и нет там кошерного забоя» (Танхума, Шмини). Это тайна зла, возвращающегося в добро при раскрытии единства Творца, когда выяснится, что вся его суть была в раскрытии добра, света, который прорывается из тьмы.

«Забава» это трапезы — наслаждение знанием при постижении этих открытий Торы: «Трапеза Ливьятана» — это знание, которое умножится на земле, и это — наибольшая радость, выше которой нет. И Моше тоже называется Ливьятаном (Сифра дэцниюта 18:3), и об этом сказано (Псалмы 104:26): «Ливьятан, которого Ты создал, чтобы тешиться им». И в том «забава Всевышнего с праведниками», что Он открывает им новое в Торе, как написано (Шмот 24:11): «И видели Б-га, и ели, и пили». Видение значит постижение, и это — «Свет, спрятанный для праведников». И внутренний аспект Торы будет тогда открыт, как сейчас простой смысл Торы, и поэтому будет свобода от всех обвинителей [сил зла], как написано (Йешая 11:9): «Не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе, ибо полна земля знанием Бога…». А «вино, хранимое с Шести дней творения» — это тайны Торы, которые будут открыты через Моше. И об этом времени сказано (Псалмы 104:31): «Да будет слава Господа навеки, возрадуется Господь в Своих деяниях». (Гаон, Совершенная мера).

 


Какой будет новая жизнь евреев на земле, в которую ведет их Всевышний? Что требует Он от тех, кто входит в Землю Израиля? Эти и многие другие темы раскрываются в нашей недельной главе. Читать дальше