Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В чем идея трапезы в Будущем мире, и в чем ее суть в этом? Что собой в духовном плане представлял ман (манна)?

Писал Рамбан: «Сказано в трактате Брахот (17а) о Будущем мире: “Часто говорил Рав: В Будущем мире нет ни еды, ни питья, …ни ревности, ни ненависти, ни соперничества, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины(Б-жественного Присутствия)”. И также часто говорится в Талмуде (Брахот 64а, Шабат30а, Сота 49а и др.): “Святой, благословен Он, насытит их в Будущем мире сиянием Своей Шехины, как сказано: “Насыщаться буду наяву Твоим Образом” (Теилим 17:15)”. Имеется в виду, что существование этих праведных людей будет поддерживаться сиянием Его Славы, подобно тому как в этом мире существование души в теле поддерживается едой и питьем. Об этом написано: “В свете Лика Царя — жизнь” (Мишлей 16:15); и толкуют в Ваикра раба (20:10): “И видели они Б-га — и ели, и пили” (Шмот 24:11) — истинную пищу, как написано: “В свете Лика Царя — жизнь” (т.е. созерцание “Лика Царя” — Шехины — поддерживало “жизнь” в их телах, подобно пище этого мира). (Врата Воздаяния).»

Следует объяснить эти слова, а также поразмыслить над следующим вопросом.

Поедание манны

«И я разыскал в Мехильте (Ваиса гл. 4) толкование на стих “Сегодня вы не найдете его (ман)…” (Шмот 16:25): “Сегодня вы его не найдете, но вы найдете его завтра. Раби Элазар бен Хисма сказал: В этом мире вы его не найдете, но вы найдете его в Будущем мире”. И это изречение можно объяснить двумя путями. Или имеется в виду, что среди обитателей Будущего мира будут и такие, кто не достиг уровня, позволяющего постоянно “питаться” от сияния Шехины, и они будут поддерживать свое существование субстанцией, материализовавшейся из этого сияния, как это было с поколением пустыни. Или можно объяснить, что, по мнению раби Элазара бен Хисмы, стих словами “Сегодня вы не найдете его…” намекает на то, что люди в Будущем мире будут насыщаться первоосновой мана — самим сиянием Всевышнего. И мне представляется, что здесь намекается на первооснову мана, которой будут насыщаться обитатели Будущего мира.

И об этом сказано в трактате Йома (75б) по поводу стиха “Хлеб небожителей ел человек” (Теилим 78:25): “По мнению раби Акивы, это хлеб, которым питаются ангелы-служители”. Он имел в виду, что “хлеб”, которым “питаются” ангелы, происходит от сияния Шехины. “И сказал ему раби Ишмаэль: “Акива, в этом ты ошибся. Разве ангелы-служители питаются хлебом? А ведь сказано уже (о Моше на горе Синай): “Хлеба не ел и воды не пил” (Дварим 9:9)”. Опроверг его, потому что раби Акива полагал, что ангелы питаются субстанцией, материализовавшейся из высшего сияния, а они “питаются” самим светом”. (Рамбан, там же).

Нужно поразмыслить о сущности этой высшей пищи: манны.

Суть пищи

“Нет ничего существующего в мире, в высших и низших мирах, что не нуждалось бы в пропитании, ведь если кому-то нужно черпать существование от другого — в этом его пропитание” (рабейну Бехайе).

Каждый сотворенный объект получает свою жизненную силу в каждый момент времени от Источника жизни — “и ты даешь жизнь всем”. Получение жизненной силы через благодать свыше называется пищей. В зависимости от сущности всякого сущего — такова и его пища. “И у ангелов служения есть пища, вещь, которая дает им существование — жизненная сила от Всевышнего, изобилующая в них, и также о будущем сказано: “В Грядущем мире нет ни еды, ни питья… но питаются сиянием Шехины”. Ибо без пищи невозможно. Так установил Всевышний, что всякий ограниченный сотворенный объект нуждается в пище, дающей существование его жизненной силе” (РЦА).

Относительно пищи человека, мы знаем, что “до греха пища Адама была духовной, но после него вся еда стала перемешана: добро и зло” (Руах Хаим).

Рамбан объясняет, что, возможно, плоды Эденского сада растворялись в органах, как манна. Это и есть исправленная пища, которая служила Израилю для подготовлки к получению Торы и ее постижению: “…ибо Израиль в пустыне были святыми для Всевышнего, ангелами в теле, и вкушая манну… их мысль блуждала по Десятому качеству и они размышляли о ее сути, как написано “и видели Бога, и ели, и пили”, и тем самым были готовы постичь высшие постижения на Синае…” (рабейну Бехайе).

“Ибо поскольку манна была только из одной первоосновы, и была простым объектом, а не составным, как другие виды пищи, и обострял разум и приводил человека к познанию понятий…”

“Простой объект”… “из одной первоосновы” — в этом тайное свойство вкушения манны — у вкусившего ее человека будет одно чистое сердце, и очищенный мозг без примеси зла, для получения Торы, и наслаждения ею — это и есть прилепление к Древу Жизни» (предисловие к Шав Шмайса).

Манна — материализация высшего света

«И повелел Он облакам наверху и двери небес растворил. И дождем пролил им манну для еды и хлеб небесный дал им» (Псалмы 78:23-24). Это указывает, что высший свет материализовался волей Всевышнего, и потому царь Давид назвал его «небесным хлебом», и упомянул его, что пролил его дождем, открыв двери небес, ибо так сказано о высшем свете: «открылись небеса и увидел я видения Божии» (Йехезкель 1). И ты найдешь здесь, в главе о манне, пять раз слово «манна», в соответствии с пятью упоминаниями слова «свет» в рассказе о сотворении мира. Это намекает нам, что манна есть порождение этого света, и свет есть основа манны, и как свет был сотворен в первый день, так манна начала падать в первый день после субботы» (рабейну Бехайе, Шмот 16).

«Итак, мы видели, что существование тела у людей с чистой душой поддерживается тончайшими субстанциями, а у самых святых — еще более тонкими. Так существование людей поколения пустыни поддерживалось маном, который полностью усваивался тканями тела (без участия органов пищеварения и выделения, см. Йома 75б) и был порождением Высшего Света, принявшего материальную форму по воле своего Создателя, да будет Он благословен. И они удостоились мана в тот час, когда их души вознеслись, постигая чудеса рассеченного моря, как сказано (Мехильта, Бешалах, гл. 3, 15:2): “Рабыня видела на море больше, чем постиг пророк Йехезкель (которому были открыты сокровенные тайны высших миров)”. А наш учитель Моше, душа которого была вознесена в постижении Творца и соединилась с Ним в еще большей степени, чем их души, не нуждался в этой материализовавшейся субстанции, и существование его тела поддерживалось сиянием Шехины и самим постижением высших миров» (Рамбан, Врата Воздаяния).

Рамбан также сравнивает манну с аллегорической трапезой праведников в Грядущем мире — Ливьятаном и птицей Бар Юхни, которые также являются порождением Высшего света.

Вернемся к словам Рамбана, который объясняет слова Мехильты двумя способами:

«И я разыскал в Мехильте (Ваиса гл. 4) толкование на стих “Сегодня вы не найдете его (ман)…” (Шмот 16:25): “Сегодня вы его не найдете, но вы найдете его завтра. Раби Элазар бен Хисма сказал: В этом мире вы его не найдете, но вы найдете его в Будущем мире”. И это изречение можно объяснить двумя путями. Или имеется в виду, что среди обитателей Будущего мира будут и такие, кто не достиг уровня, позволяющего постоянно “питаться” от сияния Шехины, и они будут поддерживать свое существование субстанцией, материализовавшейся из этого сияния, как это было с поколением пустыни. Или можно объяснить, что, по мнению раби Элазара бен Хисмы, стих словами “Сегодня вы не найдете его…” намекает на то, что люди в Будущем мире будут насыщаться первоосновой мана — самим сиянием Всевышнего. И мне представляется, что здесь намекается на первооснову мана, которой будут насыщаться обитатели Будущего мира. И об этом сказано в трактате Йома (75б) по поводу стиха “Хлеб небожителей ел человек” (Теилим 78:25): “По мнению раби Акивы, это хлеб, которым питаются ангелы-служители”. Он имел в виду, что “хлеб”, которым “питаются” ангелы, происходит от сияния Шехины. И сказал ему раби Ишмаэль: “Акива, в этом ты ошибся. Разве ангелы-служители питаются хлебом? А ведь сказано уже (о Моше на горе Синай): “Хлеба не ел и воды не пил” (Дварим 9:9). Опроверг его, потому что раби Акива полагал, что ангелы питаются субстанцией, материализовавшейся из высшего сияния, а они “питаются” самим светом”».

Принятие пищи в Грядущем — будет выше, чем пища поколения принимающих Тору. Ведь их постижение будет несравненно выше, и их телесный аспект будет ангельским, они будут питаться, подобно ангелам, основанием манны — высшим сиянием:

«Обо всем этом сказано у наших Мудрецов, и упомянуто наслаждение души ее существованием, и поместили ее с ангелами… под Троном Славы, и установили ее место в Мудрости, и это — само постижение и совершенно воздаяние, и упомянули ее существование как существование ангелов по их группам, в наслаждении от их постижения».


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше