Из цикла «Знание веры», темы: Трапеза, Исправление, Б-г, Цель творения, Душа, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
«В Грядущем мире нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни ненависти, ни конкуренции, но праведники сидят, и их венцы на голове их, и наслаждаются сиянием Шехины, как сказано (Шмот 24:11): “И видели Бога, и ели, и пили” (Брахот 17).
На первый взгляд, тут есть явное противоречие. С одной стороны, нет в нем еды и питья, а с другой — ели и пили. Но, несомненно, имеется в виду подчеркнуть возвышенность Грядущего мира именно в этом вопросе: земная еда против небесной “еды”. Следует также поразмыслить, почему великая награда и наслаждения Грядущего мира аллегорически описываются как “еда”, как мы увидим и далее.
“Учили мудрецы: человек сотворен в канун субботы из-за чего? … Чтобы немедленно приступил к трапезе” (Санедрин 38).
“В Грядущем Всевышний сделает трапезу для праведников из мяса Ливьятана” (Бава Батра 75).
“В каждое время пусть будут твои одежды белыми, и масла на твоей голове да не будет недостатка” (Коэлет 9:8) — аллегория о царе, который пригласил своих рабов на трапезу и не установил время, умные среди них украсили себя и сели на входе во дворец…» (Шабат 153).
«А суд — суд истинный, и все готово к трапезе» (Авот 3:20).
В этих возвышенных вопросах мы можем только привести слова наших учителей, которые открыли нам некую долю из тех возвышенных постижений.
Подобно тому, как тело наслаждается вкусом меда, так душа наслаждается мудростью, и так мы находим в даровании Торы (Шмот 24): «и видели Бога, и если, и пили», уподобил наслаждение видением лика Шехины, что есть духовная пища, наслаждению еды и питья, и так же Моше стоял на горе сорок дней без еды и питья, потому что его душа наслаждалась блаженством, которое и давало существование его телу, подобно тому, как еда и питье тела удерживает в нем душу» (рабейну Бехайе).
«И видели Бога, и если, и пили»: сказал раби Йоханан: несомненная еда, как сказано (Притчи 16): «В свете лика царя — жизнь». (Ваикра раба 20).
Следует поразмыслить об одном и том же слове, описывающем два вида «пищи». Отсюда мы делаем вывод, что их корень — один. Для понимания этого приведем слова рабейну Бехайе в другом месте:
«Не хлебом единым — жизненность человека не только от хлеба, но и от духовной силы, взращивающей его, и она — его судьба и сила, как сказали Мудрецы: нет ни одной травинки внизу, над которым не было бы силы свыше, которая ударяет его и говорит ему: расти! И над этой силой есть другая сила, которая властвует над ним и дает ему существование, а над той — другая, и так от одной силы до другой — до Первопричины, Всесильного, источника жизни и жизненной силы всего…»
Ведь Израиль все сорок лет в пустыне не ели хлеба и жили, и в этом смысл слов «ибо всем, исходящим из уст Господа, будет жить человек»… Все эти силы-посредники названы в Писании «исходящим из уст Господа», и данный стих дает нам понять, что основная жизненная сила в пище не идет от цепочки причин, как хлеб, который мы едим, в котором множество средств, но основная жизненность в пище — сила, приближающаяся к Первопричине…
Об этом и сказали Мудрецы (Шмот 24): «И видели Бога, и если, и пили»: сказал раби Йоханан: несомненная еда, как сказано (Притчи 16): «В свете лика царя — жизнь». Раби Йоханан хотел сказать, что высший свет, который есть жизнь души и ее пища и ее наслаждения — это несомненная еда, а пища тела, которая приходит из цепочки причин — не есть несомненная еда. Мне кажется, что Писание назвало манну «исходящим из уст Господа», хотя все средства есть «исходящие из уст Господа» и потому сказано «все», тем не менее манна была «исходящее из уст Господа» буквально, из того что сказано (Шмот 16): «вот, Я даю вам дождем хлеб с небес», и пойми это. И тогда объяснение данного стиха таково: «ибо всем, исходящим из уст Господа — всеми средствами — будет жить человек, а тем более об исходящим из уст Господа — манне, в которой нет множества средств, и она — прямо исходящее из уст Господа…»
Таким образом, корень еды — один, а разница лишь в близости к Первопричине.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»