Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Цель творения, Смысл жизни, Душа, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
Но задача души по отношению к телу не исчерпывается этим. «Это не значит, что воскресший человек не будет и далее продолжать возвышаться. Но дело в том, что по приходе души в тело станет человек достойным и возвышенным, и его тело получит сразу же первое очищение, и поднимется в нем надо всем, что было во все дни его первой жизни.
Уровень этого очищения будет зависеть от всех добрых дел, которые человек уже сделал. Это очищение поставит человека на ступень, на которой подобает ему быть среди достойных наслаждаться совершенством. И после этого будут оба, душа и тело, (продолжать) возвышаться в зависимости от первоначальной ступени, на которую человек был помещен» (там же).
Это непрекращающееся возвышение есть тайна вечного существования тела. Ведь в каждом очищении тело возвышается, и тем самым меньше скрывает свет души, и тогда ее свет увеличивается и распространяется, и она еще больше очищает тело, и этот процесс повторяется бесконечно.
Но нужно подумать, ведь после исправления в могиле нечистота тела исчерпана, и после первого очищения после воскрешения оно получает ангельскую форму, а если так, в чем суть этого непрерывного очищения вследствие воздействия души на тело?
Рамхаль в Даат Твунот подробно описывает цель творения, ради которой сотворен человек, это ничто иное, как постижение Единства. Это единственное постижение, которого человек может получить до конца, поскольку сущность Творца человек не может знать, «мысль совершенно не постигает Его». Только единство человек может познать, и для этого сотворен, поскольку это постижение через отрицание. Отрицать всякую реальность кроме Него и знать, что Его реальность единственна и Его власть единственна и нет ничего кроме Него совершенно.
Для этого сотворена материя — тело, и его порождение — существование зла, чтобы человек мог отринуть его реальность, и знать что на самом деле нет другой стороны, и корень всего — в Едином. Таким образом тело — материя сотворено чтобы научить обратному, чем оно кажется. Вкратце: постижение человека ограничено, и всякая возможность знать существует изнутри тьмы тела. Это знание через отрицание. В этом обязанность веры и служения в нашем мире, темном мире материи, и в этом будет раскрытие в Грядущем: раскрытие Единства, когда это знание раскроется и станет известно задним числом. Поймите все это.
Перейдем теперь к нашему вопросу.
Корень всех этих раскрытий находится в начале образования бытия. С первого сокращения света (цимцум), с ухода света Бесконечного из миров, и образования корня существования сосудов, ограничивающих свет. Только так есть возможность высших раскрытий ради постижения человека, по своей природе ограниченного. Свет должен быть ограничен сосудами, а постижение света человеком — в разоблачении одеяния сосудов и постижении света, закрытого в них. Нет возможности постижения в простом Единстве Всевышнего, наполняющем и окружающем все миры, нет возможности постижения, что нет ничего кроме Него вообще, кроме как через отрицание всего, кроме Него.
Эти света и корни высших сосудов, спускаются, развиваются и огрубляются, до такого состояния, когда они становятся ограничивающими свет сосудами. Это происходит именно для этой цели, ибо только через отрицание тела сосуда, человек может открыть и познать спрятанный в нем свет.
А цель всего — это свет и сосуд души человека и его тела, это уменьшенная модель всего бытия. Нет никакого постижения и нет никакого возвышения без служения, заключающегося в отрицании тела во всех его аспектах. И так на всех уровнях, снизу вверх, в каждом мире по своему. Поэтому человек сотворен с телом, и если бы не согрешил, таким образом он поднялся бы к Грядущему миру. «У праведников нет покоя в нашем мире, и также — в Грядущем мире»: в нашем мире нет покоя в служении, а в том — в получении награды.
Неограниченное возвышение души может иметь место только при существовании тела. То же самое относится и к неограниченному наслаждению души. Ведь, как мы объяснили, всякое постижение заключается в отрицании тела — сосуда, в разоблачении одеяния — аллегории и постижении того, что подразумевается под аллегорией, и в этом постоянно обновляющееся наслаждение. Каждый уровень, которого душа удостаивается и возвышается, находится на той же траектории возвышения: очищение тела — сосуда, его возвышение и превращение в свет нового постижения. Ведь как мы установили, постижение человека происходит через отрицание. Без существования тела, нечего отрицать и нет возможности постижения. Поразмыслите как следует надо всем, что здесь объяснялось, это замечательные слова, дающие покой душе обладающих тонкой душой.
Таким образом, как было объяснено по поводу цели существования тела в саду Эдена, в Грядущем мире, она заключается в возможности постижения человека, который в материальном мире привык к образам тела. Так и цель существования тела навеки — в той же причине, ибо нет у человека по самой его сути возможности подниматься в постижениях и удостаиваться вечных наслаждений без существования тела. Отсюда мы возвращаемся к пониманию слов Рамбана: «Ибо это творение (тело) было для времени воскрешения мертвых для упомянутых нужд, и Всевышний не желает его уничтожения после того». До сих пор мы рассматривали, в меру нашего постижения, первый ответ Рамбана.
«И есть еще у этой формы (тела) глубокие тайны, ибо не было ее создание в бесхозном образе бессмысленным, но для великой нужды и важного смысла, и Всевышний желает его существования» (Рамбан, второй ответ).
Нам уже известно, что внутренняя форма человека отображает строение высших качеств, в которых Всевышний проявляется в мире. И также детализация его строения на органы и сухожилия есть облачения шестьсот тринадцати духовных «органов» — частей высшей Колесницы, корень которых — в заповедях Торы. Такова форма всего мироздания — форма человека. Человек сотворен в образе Бога, состоит из всех существующих сил, и поэтому только он может исправить их и поднять к абсолютному совершенству.
Но следует знать: только после того, как душа спустилась в тело, ей дана сила исправлять мироздания, поскольку она пронизывает все миры, от начала и до конца, и они держатся на ней. Соединение души с телом необходимо для этой цели: исправления всех миров. И как мы объяснили, каждый мир состоит из света и сосудов, души и тела. И так воскрешение человека в его теле воскрешает все мироздание. Все миры, держащиеся за его меру роста, будут исправлены и засветят и будут жить вечно. Как пишет автор книги Лешем:
«Дело в том, что в своей глубине воскрешение мертвых — не только надежда, предназначенная человеку, но оно есть необходимое предназначение для всех сил мироздания, от дня его основания до конца всех дней мира, все его силы и детали сил, обеспечивавшие появление и существование всех деталей существующих объектов в мире и все процессы, с ними происходившие. Все силы каждой детали мироздания и каждого момента в будущем вернутся, обновятся, восстанут и будут исправлены во время воскрешения мертвых. Воскрешение будет не только для человека, но для всех деталей сил всего мироздания и управления им во все дни мира. И воскрешение человека — микрокосма будет также относиться ко всему миру — макрокосму, в его целостности и во всех деталях, бывших на протяжении существования всего мира».
В свете этих основ мы понимаем второй ответ Рамбана о цели воскрешения тела: «И есть еще у этой формы (тела) глубокие тайны, ибо не было ее создание в бесхозном образе и бессмысленным, но для великой нужды и важного смысла, и Всевышний желает его существования».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»