Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Душа, Рамбан, Будущий мир, Загробный мир, Рав Эуд Авицедек
После того, как объяснил смысл мира душ, создавшегося после греха Древа Познания, в котором души находятся до воскрешения, когда произойдет конечное воздаяние, Рамхаль объясняет пользу мира душ для воскрешения:
«Кроме того, что мир душ является местом пребывания душ все время ожидания ими тела, есть в нем дополнительная большая польза для самих душ и для тела после воскресения.
Было постановлено, что человек сможет достигнуть совершенства только после смерти, даже если его деяния сделали его достойным совершенства еще при жизни. (Если бы человек не был достоин совершенства при жизни, то никогда не достиг бы его, ведь время приобретения совершенства — только в этом мире, до смерти).
Еще вытекает из этого постановления, что все время пребывания души в теле в этом мире, содержащем зло, (ибо не может быть зло устранено из этого мира до конца), будет также и душа темна и тускла.
И хотя с помощью добрых дел, которые делает человек, душа приобретает совершенство и достоинство, это не сможет раскрыться. Душа не сможет воссиять сиянием, которым следует ей воссиять согласно достоинству, обладаемому ею на самом деле. Все это остается скрытым в ее сущности до того времени, когда ему будет дано раскрыться.
Но задержка эта не со стороны души, а со стороны тела, и оно само теряет из-за этого, так как не получает все это время очищение, которое следовало бы ему получить.
Однако и душа тоже теряет, потому что она замкнута в самой себе и не может излучить свое сияние; и еще потому, что не выполняет подобающее ей действие — очищение тела. А если бы выполняла его, то весьма совершенствовалась бы из-за этого со стороны самой сущности этого действия, поскольку функция совершенства — воздавать добро и совершенствовать другого. И еще: очищение тела — действие, подобающее душе по ее природе и закону, ибо для этого она создана. И всякое создание совершенствуется, когда выполняет то, что постановил ему делать Творец, и недостает этому созданию совершенства все время, пока не выполняет предписанного ему Творцом.
Но когда душа выходит из тела и перемещается в мир душ, она расправляется и сияет своим сиянием, которое подобает ей согласно ее деяниям. И тем, что душа постигает там все время пребывания в мире душ, она укрепляется после того, как ослабла в теле, и больше приготовляется к тому, что следует ей делать во время воскресения. Таким образом, когда она вернется в тело, сможет выполнить в нем подобающее ей действие, а именно: упомянутое очищение» (Путь Творца, ч.1 гл.3).
Совершенство души заключается в очищении тела, ибо совершенный дает и воздействует, а не принимает. Все сотворение мира было для этой цели, ведь совершенный мир есть воздействующий и принимающий, мужское и женское начало, земля и небо, а совершенство есть их объединение. А суть понимаемого под аллегорией — отношение между Творцом и творением. Поймите это как следует.
Для этой цели душа спустилась в наш мир, и этим она уподобляется Творцу — в воздаянии блага другому. Когда она дает от себя свое совершенство, и дает существование вечной жизни телу, подобно воздаянию вечной жизни от Творца всему сущему. Так установил Творец действие души, дал ей возможность уподобиться Ему, и в этом ее совершенство, и тем самым она удостоится прилепиться к Нему, и это и есть Грядущий мир. Поразмыслите над всем этим еще раз как следует.
Данное действие полностью может реализоваться только после воскрешения:
«И нужно знать, что даже сейчас, когда душа входит в смертное тело, несмотря на то, что она еще не приобрела совершенство своими деяниями, она находится на высоком уровне совершенства и, со стороны своих собственных достоинства и сияния, в состоянии дать столь большое очищение материи человека, что тот вышел бы из границ рода человеческого.
Но постановление Творца останавливает ее, скрывает ее силу и уменьшает ее сияние, чтобы она не смогла сделать этого. Она будет пребывать в теле, замкнутая в себе в той мере, в какой нужно согласно Высшему намерению, и будет действовать только согласно мере и порядку, которые пожелала мудрость Всевышнего.
Вследствие добрых дел, которые душа постоянно делает, следовало бы ей раскрыться и воссиять, как мы упомянули, и тогда тело получило бы от нее очищение. Но согласно постановлению, объясненному нами выше, она сможет раскрыться только в мире душ.
Но при возвращении души в тело после воскресения она не уменьшится и не скроется, а войдет в него во всем своем сиянии и во всей силе, и тогда сразу же очистит тело великим очищением. И не нужно будет человеку постепенное взросление, какое требуется сейчас детям, а сразу же в тот момент засветит душа в нем и сразу же очистит его большим очищением». (Рамхаль, Путь Творца, там же).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»