Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Галут, Геула, Избавление, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Таков был вид всего творения, каким его сделал Творец, до грехопадения человека, когда Шхина располагалась в низших мирах: «Это похоже на царя, который построил дворец, взглянул на него и насладился его видом. Сказал Он тогда: О дворец, дворец, как бы я желал, чтобы ты услаждал мой взор всегда так же, как теперь я наслаждаюсь тобой! Так и Святой, благословен Он, сказал: Мир Мой, мир Мой! Как бы желал Я, чтобы ты услаждал Мой взор во всякое время, как теперь Я наслаждаюсь твоим видом» (Брэйшит Раба 9:4). «Мир мой» — совершенный в низших сферах, так же, как Я задумал этот мир в высших сферах — в этом и состоит смысл удваивания.
«И потому есть две буквы hэй в Четырехбуквенном Имени Бога: первая hэй указывает на то, что Он, благословенный, является необходимо существующим Сам по Себе, а вторая hэй — на то, что Он сообщает бытие всему сущему» (Маараль, речь на Шабат Тшува, 79). Последняя, низшая буква hэй из Его великого Имени является корнем существования низших миров, того мира, где должно раскрыться Его царство. «hэй — это царство небесное» (Зоар, ч. 3, 29). Пребывание Шхины Благословенного в низших мирах, сокрытое за завесой естества и руководства суда. Первая, высшая hэй есть корень Субботы грядущего мира, в которой царство Его раскроется совершенно: «И будет Господь царем всей земли».
После столь широкого взгляда мы способны понять слова наших мудрецов:
«Был Израиль наказан дважды, и дважды будет утешен»
«Однако, у самого народа Израиля есть превосходство формы, и потому грех их вдвойне тяжек, по причине обладания степенью формы, которая является второй, превосходящей материю. И наказаны были дважды, то есть, так же, как их грех не соответствует их нематериальной форме, ибо сообразно с этой ступенью, не должно быть в них греху, и потому были наказаны вдвойне, ведь все язвы их были неестественными, ибо эти удары были необычайной силы, не схожими с другими, ибо соответствовали их ступени формы» (Маараль, выше).
Израиль, обладающий совершенством формы, имея корень их в высших мирах, содержащий аспекты высшего и низшего, внутреннего и внешнего — согрешили вдвойне. Таково и наказание их, сообразно с их ступенью и корнем, непохожее на обычаи естества.
«И так же двойным утешением будут они утешены. Утешениями, превосходящими естество, божественной природы, достойной их степени формы, потому эти утешения и называются “двойными”. Ибо та вещь, которая соответствует материальной природе — это одна идея. А то — что превосходит природу — это другое, поэтому именно утешения являются двойными» (там же).
Избавление Израиля произойдет неестественным путем, оно будет заключаться в совершенстве творения в будущем мире, когда мир будет полностью исправлен, вернувшись в то состояние, в котором он был сразу после сотворения его Всевышним: «Мир Мой, мир Мой», будет совершенно соответствовать своей высшей форме.
«Но о будущем мире сказано: “Я, Я” — два раза, это показывает, что то, что Господь будет их Богом — есть неизбежность и необходимость. Ибо удвоение служит укреплением, то есть, этому необходимо быть. И на это указывает удвоение, как говорят мудрецы во многих местах: “Повторило Писание эти слова, указывая на необходимость” (Псахим 61а, см. там). Итак, удвоение служит укрепелением, то есть, показывает на необходимость того, чтобы так было. Но на Синае сказано “Я” — один лишь раз, и это не было неизбежностью, и потому могло быть и было разделение… Однако, повторило Писание эти слова, указывая, что не будет более разделения вовек» (там же).
Таково совершенное Избавление: раскрытие единства Творца, происходящее лишь из самой Его сути, и все творение соединится в Нем со своим единственным Источником, и более не будет отделена от Него вовек.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»