Темы: Зоар, Рав Ицхак Зильбер, Галут, Земля Израиля, Предсказание, Пророчество, Ишмаэль, Пророки, Разрушение Храма, История еврейского народа, Стена Плача
" И скажет следующее поколение, дети ваши, которые придут после вас, и чужеземец, который придет из далекой страны, увидев бедствия той земли и недуги ее, которыми поразил ее Г-сподь:
"Сера и соль, пожарище — вся земля, не засевается и не плодоносит она, и не всходит на ней никакая трава, как после истребления Сдома и Аморы... которые уничтожил Г-сподь во гневе Своем и в ярости Своей". И скажут все народы: "За что поступил так Г-сподь с этой страной? Почему так велик гнев [ Его]?" И ответят: "За то, что отвергли они союз с Г-сподом, Б-гом отцов их, который Он заключил с ними, когда вывел их из земли Египетской. И пошли они, и стали служить иным богам, и поклонялись им... И воспылал гнев Г-спода на ту страну, и навел на нее [ Всевышний] все проклятия, о которых написано в этой книге. И изгнал их Г-сподь из страны их в гневе, и в ярости, и в негодовании великом и забросил их в страну другую..." (Дварим, 29: 21—27).
Из множества предсказаний об изгнании народа Израиля из его страны, о разрушении ее и превращении в пустыню следует особо отметить пророчество Ирмеягу. Замечательно оно тем, что, в отличие от большинства прочих предсказаний, где события описаны в будущем времени, грядущее предстает в нем уже свершившимся:
" Увидел я землю, и вот — пустота и хаос, померкшие небеса; увидел я горы, и вот — дрожат они, и все холмы сотрясаются; увидел я [ страну и вот — нет [в ней ни] души, и все птицы небесные разлетелись; увидел я [ страну], и вот плодородный край стал пустыней, и все города его разрушены пред Г-сподом яростным гневом Его. Ибо так сказал Г-оподь: "Пустыней станет вся земля, но [ все же] Я ее не уничтожу окончательно" (Ирмеягу, 4: 23—27).
Несмотря на подобные предостережения, всегда находились среди евреев те, кто не желал слушать пророков, полагая, что раз уж Всевышний обещал Эрец-Исраэль Аврааму, Ицхаку и Яакову, раз уж Он привел их потомков в страну, то это — навсегда. Гневно обращается к таким беспечным и недальновидным современникам своим пророк Йехезкель:
"... сказал Г-сподь Б-г: "С кровью [пищу] будете есть, и глаза свои станете поднимать к идолам вашим, и кровь прольете — и хотите землю унаследовать?! Опирались вы на меч свой, творили гнусности и жену ближнего своего оскверняли — и хотите землю унаследовать?!... И предам Я землю эту опустошению и запустению, и иссякнет гордое могущество ее, и опустеют горы Израиля... И узнают, что Я — Г-сподь, когда предам землю эту опустошению и запустению за все гнусности, которые они творили" (Йехезкель, 33: 25, 26, 28, 29).
Далее пророк сетует на то, что сограждане смотрят на него лишь как на сладкоголосого песнопевца, не прислушиваясь к его словам, ибо считают, что говорит он от своего собственного имени. Пророк предостерегает этих людей: "Но когда сбудется это [пророчество] — и вот, оно сбывается уже, — тогда осознают, что был пророк среди них" (Йехезкель, 33: 33).
Все сбылось, предсказания исполнились. В течение почти двух тысяч лет Эрец-Исраэль пребывала в запустении. Страна, бывшая некогда столь плодородной, превратилась в дикую степь. После подавления восстания Бар-Кохбы римляне разрушили города и села, перепахали вдоль и поперек Храмовую гору, полностью уничтожили развитую систему гидротехнических сооружений в Земле Израиля. В VII веке арабы-бедуины, кочевавшие по осиротевшей стране, скормили своим козам последнюю траву, которую еще была способна давать истощенная земля. Турки, захватившие в XVI веке Эрец-Исраэль, вырубили все леса, извели под корень знаменитые когда-то на весь мир ливанские кедровые рощи. Все попытки пришельцев возродить в стране земледелие ни к чему не привели: пшеница давала нищенские урожаи, гораздо меньшие, чем собирали в соседних странах — Сирии и Египте. Разработка полезных ископаемых практически прекратилась. Рыболовством почти никто не занимался.
Пришла в упадок плодороднейшая страна, лежавшая на перекрестке торговых путей, соединяющих Европу, Азию и Африку, страна, являвшаяся святыней для двух господствовавших в этой части света религий — мусульманской и христианской, страна, за право обладать которой сложили свои головы во время крестовых походов сотни тысяч воинов европейских и арабских армий. Так продолжалось почти две тысячи лет...
Исполнились слова пророка Михи:
"Слушайте же это, главы дома Яакова и правители дома Израиля, презирающие правосудие и искривляющие все прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Его сановники судят, принимая взятки, а его священники учат за плату... но на Г-спода [при этом] надеются, говоря: "Ведь Г-сподь среди нас, не постигнет нас беда". Поэтому из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом (Миха, 3: 9—12).
Свидетельствует римский историк Дион Кассий: "50 их укрепленных городов и 985 иных поселений были разрушены. 580 000 человек погибли в вылазках и сражениях. Умершим же от голода и эпидемий нет числа. Почти вся Иудея превратилась в пустыню. Территория Иерусалима — столицы Иудеи — была распахана, и на этом месте была основана римская колония под названием Элиа Капитолина".
Все, что осталось от величественного некогда Храма,- стена, ограждавшая с запада Храмовую гору, на иврите — Котель маарави. Каждому еврею знакомо и другое ее название — Стена плача.
"Вот Он, стоит за нашей стеной", — говорит о Всевышнем Шир-аширим (2: 9). "За какой стеной?" — спрашивают мудрецы, и отвечают: "За Западной стеной Храмовой горы. Ибо поклялся ему [Давиду] Б-г, что она никогда не будет разрушена" (Мидраш Шир-аширим раба).
Стена эта, частично построенная царем Давидом, ограждала еще Первый Храм. При возведении Второго Храма она, чудом избежавшая разрушения, была надстроена и продолжала, как и прежде, ограждать Храмовую гору с запада. Веспасиан, захвативший Иерусалим, приказал своим военачальникам полностью разрушить непокорный город и распахать землю, на которой он стоял. Уничтожить Западную стену было поручено предводителю наемников из Аравии Пангару. Когда Веспасиан узнал, что Пангар не выполнил его приказ и Западная стена не разрушена, он вызвал Пангара и потребовал от него объяснений. "Я решил оставить ее как памятник военной мощи Римской империи, — ответил тот. — Глядя на нее, люди смогут представить себе, насколько грандиозен был сам Иерусалимский Храм, разрушенный непобедимыми римлянами". Пангар был казнен, но Западная стена уцелела.
Не менее девяти раз Иерусалим был разрушен и вновь отстроен за два последних тысячелетия, но Всевышний исполнил Свою клятву и сохранил для еврейского народа его святыню — Котель маарави. И сегодня стоит Западная стена - свидетель древних пророчеств о бессмертии Храма, и сотни тысяч евреев всего мира, побывавшие в Иерусалиме, целовали ее святые камни...
Кто только не перебывал за два тысячелетия в многострадальной стране Израиля! До IV века в ней хозяйничали римляне, затем страна попала под власть Византии; с 640 года Эрец-Исраэль входила в состав Арабского халифата, а после его распада в ней правили египтяне; затем началась эпоха крестовых походов, первый из которых состоялся в 1096—1099 годах. В 1187 году султан Египта Салах-ад-Дин разгромил крестоносцев и включил всю Эрец-Исраэль, кроме крепости Акко, еще столетие остававшейся в руках крестоносцев, в состав своего государства. Арабы правили страной до завоевания ее в 1516 году турками; под игом Османской империи Эрец-Исраэль находилась до 1917 года, когда страну захватили англичане; в 1920 году международная конференция в Сан-Ремо выдала Англии мандат на управление Палестиной. Новая история страны Израиля началась с появлением первых еврейских поселений.
Каждый из народов-захватчиков, побывавших в Эрец-Исраэль за два тысячелетия, повинен в разграблении ее богатств, в хищническом использовании ее природных ресурсов. Рамбан, побывавший в стране Израиля в 1267 году, отмечал в письме к своему сыну следующее: "Что я могу рассказать об этой стране? Она пустынна и запущенна. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше всего, а в Иудее самая страшная судьба постигла Иерусалим".
Немало неевреев — ученых, писателей и просто искателей приключений — побывало в Палестине в годы турецкого владычества; до нашего времени дошли воспоминания некоторых из них.
Известный французский востоковед К.Вольней, посетивший Эрец-Исраэль в конце XVIII века, пишет: "Я ездил в города, знакомясь с обычаями и нравами их жителей. Я добирался до далеких деревень, где изучал положение земледельцев. Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своем пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах... Сравнение далекого прошлого с современным состоянием этой страны порождало высокие думы. Перед моим духовным взором оживала история прошедших времен... Я вспоминал царства Дамасское, и Иерусалимское, и Самарийское, в котором жили десять колен еврейского народа, вспоминал воинственное государство филистимлян и торговые города-республики Финикии. В Сирии, почти обезлюдевшей в нашу эпоху, были когда-то сотни богатых цветущих городов. По равнинам ее были разбросаны деревни и села... обработанные поля, людные дороги... Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где все то, что составляло гордость и украшение этой страны? Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где некогда пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья... Великий Б-же! Отчего произошли столь роковые перемены? По каким причинам так разительно изменилась судьба этой страны?.. В чем причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?"
К.М.Базили, русский дипломат на Ближнем Востоке, живший в XIX веке, отмечает в своих воспоминаниях ужасающую безнравственность обитателей Палестины, алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах, покинув свое жилье; он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей — "самой безнравственной администрации в мире".
Как тут не вспомнить слова Торы: "И скажут все народы: "За что поступил так Г-сподь с этой страной?" (Дварим, 29: 23).
После изгнания евреев римлянами Эрец-Исраэль превратилась в страну без собственного народа —постоянно живущего в ней, привязанного к своему историческому наследию, укоренившегося в ее земле, считающего ее своей родиной. Ни один из народов-захватчиков так и не прижился здесь, ибо Палестина была для них лишь колонией, разменной монетой в мировой политике, базой для экспедиционных армейских частей.
Арабы, господствовавшие в стране в течение семи столетий, ассимилировали осевших здесь курдов, африканцев, албанцев, персов, греков, берберов, сербов, черкесов и многих других, но появившийся этнический конгломерат так и не стал особой, "палестинской" нацией, оставшись интегральной частью разбросанного по обширным пространствам Азии и Африки арабского народа.
Турок, правивших Палестиной в течение четырех веков, интересовали лишь богатства страны; разграбив их, они исчезли из Эрец-Исраэль, не оставив после себя никаких следов, если не считать произведенных ими разрушений.
Не удивительно ли это? Богатейшая страна, страна без собственного народа, ушедшего в изгнание, так и не стала родиной ни для кого чужого, на протяжении девятнадцати веков отвергая пришельцев! Вот что говорит по этому поводу Рамбан: "Пророчество о том, что в отсутствие народа Израиля страна будет пустынной, — добрый знак для всех евреев, находящихся в рассеянии. Это говорит о том, что страна не примет никого другого, и убедительно доказывает, что намерение Б-га вернуть еврейский народ в Эрец-Исраэль будет исполнено. Ибо не найти во всем мире хорошей и обширной страны, густонаселенной в прошлом, которая остается в запустении несмотря на то, что многие народы пытались ее прибрать к рукам. Ничего у них не получилось [в Эрец-Исраэль]: никого не приняла страна после нашего ухода" (комментарии к гл. Вайикра, 26: 16).
О ЧЕМ ПЛАКАЛ РАБИ ХИЯ И ЧЕМУ РАДОВАЛСЯ РАБИ АКИВА
В древней кабалистической книге "Зогар" содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.
"Стал раби Хия вздыхать и плакать, дойдя до слов "а Сарай, жена Аврама, не рожала ему [детей]" (Брейшит, 16: 1):
— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля, [от которого ведут свой род арабы]!
— Почему? — спросил его раби Йоси. — Ведь Сара потом родила, да еще какого сына!
— ... Я оплакиваю годы бездетности Сары, — ответил раби Хия. — Ибо Сара, видя, что у нее появляются дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: "... Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он на свет, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара..." [Брейшит, 17: 20, 21]. Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: 'Тому, кто делает обрезание, полагается ли от Тебя награда?" Ответил Всевышний: "Да". Снова спросил ангел: "Почему Ты не награждаешь Ишмаэля при жизни?" Ответил Б-г: "Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, в то время как сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже". Сказал ангел: "Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение воли Твоей" [И Всевышний согласился с ним]. В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (Еврейская традиция считает потомками Эдома европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но, успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля" (Зогар, гл. "Шмот", 32а).
***
Талмуд рассказывает (Макот, 246):
“Шли однажды рабан Гамлиэль, раби Эльазар бен Азарья, раби Йегошуа и раби Акива в Иерусалим. Дойдя до горы Гацофим, порвали они на себе рубахи в знак траура, а дойдя до Храмовой горы, увидели лисицу на том месте, где прежде была Святая Святых. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива засмеялся.
— Что вызвало твой смех? — спросили его остальные.
— А почему вы плачете? — ответил тот вопросом на вопрос.
— Перед нами — то место, о котором сказано:
"... постороннего, который приблизится, ожидает смерть" [Бемидбар, 1: 51], а теперь лисицы гуляют здесь. Можем ли мы не плакать? Сказал им рабби Акива.
— Потому-то я и радуюсь, ибо сказано: "И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехъяу" [Йешаяу, 8: 2]. Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать свои показания одновременно, но Урия жил во время Первого Храма, а Зхарья — во время Второго Храма... Дело в том, что Йешаягу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха: "... из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом" [Миха, 3: 12], а Зхарья говорит [ о более позднем будущем]: "... еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи... и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там]..." [Зхарья, 8: 4, 5]. Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи.
Ответили ему товарищи: “Акива, ты нас утешил!”
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»