Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лекция рава Ицхака Зильбера

" И скажет следующее поколение, дети ваши, которые придут после вас, и чужеземец, который придет из далекой страны, увидев бедствия той земли и недуги ее, которыми поразил ее Г-сподь:

"Сера и соль, пожарище — вся земля, не засевается и не плодоносит она, и не всходит на ней никакая трава, как после истребления Сдома и Аморы... которые уничтожил Г-сподь во гневе Своем и в ярости Своей". И скажут все народы: "За что поступил так Г-сподь с этой страной? Почему так велик гнев [ Его]?" И ответят: "За то, что отвергли они союз с Г-сподом, Б-гом отцов их, который Он заключил с ними, когда вывел их из земли Египетской. И пошли они, и стали служить иным богам, и поклонялись им... И воспылал гнев Г-спода на ту страну, и навел на нее [ Всевышний] все проклятия, о которых написано в этой книге. И изгнал их Г-сподь из страны их в гневе, и в ярости, и в негодовании великом и забросил их в страну другую..." (Дварим, 29: 21—27).

Из множества предсказаний об изгнании народа Израиля из его страны, о разрушении ее и превращении в пустыню следует особо отметить пророчество Ирмеягу. Замечательно оно тем, что, в отличие от большинства прочих предсказаний, где события описаны в будущем времени, грядущее предстает в нем уже свершившимся:

" Увидел я землю, и вот — пустота и хаос, померкшие небеса; увидел я горы, и вот — дрожат они, и все холмы сотрясаются; увидел я [ страну и вот — нет [в ней ни] души, и все птицы небесные разлетелись; увидел я [ страну], и вот плодородный край стал пустыней, и все города его разрушены пред Г-сподом яростным гневом Его. Ибо так сказал Г-оподь: "Пустыней станет вся земля, но [ все же] Я ее не уничтожу окончательно" (Ирмеягу, 4: 23—27).

Несмотря на подобные предостережения, всегда находились среди евреев те, кто не желал слушать пророков, полагая, что раз уж Всевышний обещал Эрец-Исраэль Аврааму, Ицхаку и Яакову, раз уж Он привел их потомков в страну, то это — навсегда. Гневно обращается к таким беспечным и недальновидным современникам своим пророк Йехезкель:

"... сказал Г-сподь Б-г: "С кровью [пищу] будете есть, и глаза свои станете поднимать к идолам вашим, и кровь прольете — и хотите землю унаследовать?! Опирались вы на меч свой, творили гнусности и жену ближнего своего оскверняли — и хотите землю унаследовать?!... И предам Я землю эту опустошению и запустению, и иссякнет гордое могущество ее, и опустеют горы Израиля... И узнают, что Я — Г-сподь, когда предам землю эту опустошению и запустению за все гнусности, которые они творили" (Йехезкель, 33: 25, 26, 28, 29).

Далее пророк сетует на то, что сограждане смотрят на него лишь как на сладкоголосого песнопевца, не прислушиваясь к его словам, ибо считают, что говорит он от своего собственного имени. Пророк предостерегает этих людей: "Но когда сбудется это [пророчество] — и вот, оно сбывается уже, — тогда осознают, что был пророк среди них" (Йехезкель, 33: 33).

Все сбылось, предсказания исполнились. В течение почти двух тысяч лет Эрец-Исраэль пребывала в запустении. Страна, бывшая некогда столь плодородной, превратилась в дикую степь. После подавления восстания Бар-Кохбы римляне разрушили города и села, перепахали вдоль и поперек Храмовую гору, полностью уничтожили развитую систему гидротехнических сооружений в Земле Израиля. В VII веке арабы-бедуины, кочевавшие по осиротевшей стране, скормили своим козам последнюю траву, которую еще была способна давать истощенная земля. Турки, захватившие в XVI веке Эрец-Исраэль, вырубили все леса, извели под корень знаменитые когда-то на весь мир ливанские кедровые рощи. Все попытки пришельцев возродить в стране земледелие ни к чему не привели: пшеница давала нищенские урожаи, гораздо меньшие, чем собирали в соседних странах — Сирии и Египте. Разработка полезных ископаемых практически прекратилась. Рыболовством почти никто не занимался.

Пришла в упадок плодороднейшая страна, лежавшая на перекрестке торговых путей, соединяющих Европу, Азию и Африку, страна, являвшаяся святыней для двух господствовавших в этой части света религий — мусульманской и христианской, страна, за право обладать которой сложили свои головы во время крестовых походов сотни тысяч воинов европейских и арабских армий. Так продолжалось почти две тысячи лет...

Исполнились слова пророка Михи:

"Слушайте же это, главы дома Яакова и правители дома Израиля, презирающие правосудие и искривляющие все прямое, строящие Сион на крови, а Иерусалим — на несправедливости! Его сановники судят, принимая взятки, а его священники учат за плату... но на Г-спода [при этом] надеются, говоря: "Ведь Г-сподь среди нас, не постигнет нас беда". Поэтому из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом (Миха, 3: 9—12).

Свидетельствует римский историк Дион Кассий: "50 их укрепленных городов и 985 иных поселений были разрушены. 580 000 человек погибли в вылазках и сражениях. Умершим же от голода и эпидемий нет числа. Почти вся Иудея превратилась в пустыню. Территория Иерусалима — столицы Иудеи — была распахана, и на этом месте была основана римская колония под названием Элиа Капитолина".

Все, что осталось от величественного некогда Храма,- стена, ограждавшая с запада Храмовую гору, на иврите — Котель маарави. Каждому еврею знакомо и другое ее название — Стена плача.

"Вот Он, стоит за нашей стеной", — говорит о Всевышнем Шир-аширим (2: 9). "За какой стеной?" — спрашивают мудрецы, и отвечают: "За Западной стеной Храмовой горы. Ибо поклялся ему [Давиду] Б-г, что она никогда не будет разрушена" (Мидраш Шир-аширим раба).

Стена эта, частично построенная царем Давидом, ограждала еще Первый Храм. При возведении Второго Храма она, чудом избежавшая разрушения, была надстроена и продолжала, как и прежде, ограждать Храмовую гору с запада. Веспасиан, захвативший Иерусалим, приказал своим военачальникам полностью разрушить непокорный город и распахать землю, на которой он стоял. Уничтожить Западную стену было поручено предводителю наемников из Аравии Пангару. Когда Веспасиан узнал, что Пангар не выполнил его приказ и Западная стена не разрушена, он вызвал Пангара и потребовал от него объяснений. "Я решил оставить ее как памятник военной мощи Римской империи, — ответил тот. — Глядя на нее, люди смогут представить себе, насколько грандиозен был сам Иерусалимский Храм, разрушенный непобедимыми римлянами". Пангар был казнен, но Западная стена уцелела.

Не менее девяти раз Иерусалим был разрушен и вновь отстроен за два последних тысячелетия, но Всевышний исполнил Свою клятву и сохранил для еврейского народа его святыню — Котель маарави. И сегодня стоит Западная стена - свидетель древних пророчеств о бессмертии Храма, и сотни тысяч евреев всего мира, побывавшие в Иерусалиме, целовали ее святые камни...

Кто только не перебывал за два тысячелетия в многострадальной стране Израиля! До IV века в ней хозяйничали римляне, затем страна попала под власть Византии; с 640 года Эрец-Исраэль входила в состав Арабского халифата, а после его распада в ней правили египтяне; затем началась эпоха крестовых походов, первый из которых состоялся в 1096—1099 годах. В 1187 году султан Египта Салах-ад-Дин разгромил крестоносцев и включил всю Эрец-Исраэль, кроме крепости Акко, еще столетие остававшейся в руках крестоносцев, в состав своего государства. Арабы правили страной до завоевания ее в 1516 году турками; под игом Османской империи Эрец-Исраэль находилась до 1917 года, когда страну захватили англичане; в 1920 году международная конференция в Сан-Ремо выдала Англии мандат на управление Палестиной. Новая история страны Израиля началась с появлением первых еврейских поселений.

Каждый из народов-захватчиков, побывавших в Эрец-Исраэль за два тысячелетия, повинен в разграблении ее богатств, в хищническом использовании ее природных ресурсов. Рамбан, побывавший в стране Израиля в 1267 году, отмечал в письме к своему сыну следующее: "Что я могу рассказать об этой стране? Она пустынна и запущенна. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям. Иудея пострадала больше всего, а в Иудее самая страшная судьба постигла Иерусалим".

Немало неевреев — ученых, писателей и просто искателей приключений — побывало в Палестине в годы турецкого владычества; до нашего времени дошли воспоминания некоторых из них.

Известный французский востоковед К.Вольней, посетивший Эрец-Исраэль в конце XVIII века, пишет: "Я ездил в города, знакомясь с обычаями и нравами их жителей. Я добирался до далеких деревень, где изучал положение земледельцев. Повсюду я видел лишь разбой и опустошение, тиранию и нищету. Каждый день я встречал на своем пути заброшенные поля, опустевшие деревни, города, лежащие в развалинах... Сравнение далекого прошлого с современным состоянием этой страны порождало высокие думы. Перед моим духовным взором оживала история прошедших времен... Я вспоминал царства Дамасское, и Иерусалимское, и Самарийское, в котором жили десять колен еврейского народа, вспоминал воинственное государство филистимлян и торговые города-республики Финикии. В Сирии, почти обезлюдевшей в нашу эпоху, были когда-то сотни богатых цветущих городов. По равнинам ее были разбросаны деревни и села... обработанные поля, людные дороги... Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? Где пахари и возделанная ими земля, где стада, где все то, что составляло гордость и украшение этой страны? Увы! Я объехал всю эту пустыню, посетил места, где некогда пышно цвела жизнь, и не видел ничего, кроме запустения и безлюдья... Великий Б-же! Отчего произошли столь роковые перемены? По каким причинам так разительно изменилась судьба этой страны?.. В чем причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?"

К.М.Базили, русский дипломат на Ближнем Востоке, живший в XIX веке, отмечает в своих воспоминаниях ужасающую безнравственность обитателей Палестины, алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах, покинув свое жилье; он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей — "самой безнравственной администрации в мире".

Как тут не вспомнить слова Торы: "И скажут все народы: "За что поступил так Г-сподь с этой страной?" (Дварим, 29: 23).

После изгнания евреев римлянами Эрец-Исраэль превратилась в страну без собственного народа —постоянно живущего в ней, привязанного к своему историческому наследию, укоренившегося в ее земле, считающего ее своей родиной. Ни один из народов-захватчиков так и не прижился здесь, ибо Палестина была для них лишь колонией, разменной монетой в мировой политике, базой для экспедиционных армейских частей.

Арабы, господствовавшие в стране в течение семи столетий, ассимилировали осевших здесь курдов, африканцев, албанцев, персов, греков, берберов, сербов, черкесов и многих других, но появившийся этнический конгломерат так и не стал особой, "палестинской" нацией, оставшись интегральной частью разбросанного по обширным пространствам Азии и Африки арабского народа.

Турок, правивших Палестиной в течение четырех веков, интересовали лишь богатства страны; разграбив их, они исчезли из Эрец-Исраэль, не оставив после себя никаких следов, если не считать произведенных ими разрушений.

Не удивительно ли это? Богатейшая страна, страна без собственного народа, ушедшего в изгнание, так и не стала родиной ни для кого чужого, на протяжении девятнадцати веков отвергая пришельцев! Вот что говорит по этому поводу Рамбан: "Пророчество о том, что в отсутствие народа Израиля страна будет пустынной, — добрый знак для всех евреев, находящихся в рассеянии. Это говорит о том, что страна не примет никого другого, и убедительно доказывает, что намерение Б-га вернуть еврейский народ в Эрец-Исраэль будет исполнено. Ибо не найти во всем мире хорошей и обширной страны, густонаселенной в прошлом, которая остается в запустении несмотря на то, что многие народы пытались ее прибрать к рукам. Ничего у них не получилось [в Эрец-Исраэль]: никого не приняла страна после нашего ухода" (комментарии к гл. Вайикра, 26: 16).

О ЧЕМ ПЛАКАЛ РАБИ ХИЯ И ЧЕМУ РАДОВАЛСЯ РАБИ АКИВА

В древней кабалистической книге "Зогар" содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев.

"Стал раби Хия вздыхать и плакать, дойдя до слов "а Сарай, жена Аврама, не рожала ему [детей]" (Брейшит, 16: 1):

— Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля, [от которого ведут свой род арабы]!

— Почему? — спросил его раби Йоси. — Ведь Сара потом родила, да еще какого сына!

— ... Я оплакиваю годы бездетности Сары, — ответил раби Хия. — Ибо Сара, видя, что у нее появляются дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, и Всевышний ответил ему: "... Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он на свет, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сара..." [Брейшит, 17: 20, 21]. Ишмаэль был обрезан. Его ангел-покровитель спрашивает у Б-га: 'Тому, кто делает обрезание, полагается ли от Тебя награда?" Ответил Всевышний: "Да". Снова спросил ангел: "Почему Ты не награждаешь Ишмаэля при жизни?" Ответил Б-г: "Они делают обрезание, однако не так, как положено. Кроме того, в то время как сыновей Ицхака обрезают на восьмой день, мальчикам в роду Ишмаэля делают обрезание гораздо позже". Сказал ангел: "Все равно им полагается какое-то поощрение за исполнение воли Твоей" [И Всевышний согласился с ним]. В этом-то и причина моих слез! Как поступил Всевышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (Еврейская традиция считает потомками Эдома европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но, успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля" (Зогар, гл. "Шмот", 32а).

***

Талмуд рассказывает (Макот, 246):

“Шли однажды рабан Гамлиэль, раби Эльазар бен Азарья, раби Йегошуа и раби Акива в Иерусалим. Дойдя до горы Гацофим, порвали они на себе рубахи в знак траура, а дойдя до Храмовой горы, увидели лисицу на том месте, где прежде была Святая Святых. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива засмеялся.

— Что вызвало твой смех? — спросили его остальные.

— А почему вы плачете? — ответил тот вопросом на вопрос.

— Перед нами — то место, о котором сказано:

"... постороннего, который приблизится, ожидает смерть" [Бемидбар, 1: 51], а теперь лисицы гуляют здесь. Можем ли мы не плакать? Сказал им рабби Акива.

— Потому-то я и радуюсь, ибо сказано: "И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехъяу" [Йешаяу, 8: 2]. Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать свои показания одновременно, но Урия жил во время Первого Храма, а Зхарья — во время Второго Храма... Дело в том, что Йешаягу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха: "... из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом" [Миха, 3: 12], а Зхарья говорит [ о более позднем будущем]: "... еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи... и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там]..." [Зхарья, 8: 4, 5]. Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи.

Ответили ему товарищи: “Акива, ты нас утешил!”