Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Б-г, Машиах, Рамбам, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
«Смысл слов “и Я буду ходить среди вас” — что Мое управление вами будет всем известно, подобно царю, которых обходит свой народ, обеспечивая все их нужды… И не упоминается здесь награда душ в мире истины и в Грядущем мире, поскольку это с необходимостью вытекает из самого их сотворения…
А согласно сокровенному объяснению, эти благословения связаны с высшими мирами, как я уже отмечал. Обещания Творца “И установлю Я мир на земле” (Ваикра 26:6), “И не возгнушается душа Моя вами” (26:11), а также “И ходить буду среди вас” (26:12) — это все намеки на проявление Всевышнего, которое наши наставники называют שכינה (Шехина), как и написано: “И установлю обиталище Мое (מִשְׁכָּנִי — мишкани) среди вас” (26:11). А мудрецы Талмуда говорят: “Шехина пребывает в Израиле”. И в сборнике мидрашей “Берешит раба” сказано: “Основное пребывание Шехины было в нижнем мире”. И вот, для понимающих здесь упомянут и Ган Эден, и Грядущий мир.
Но все эти благословения осуществятся только после того, как весь народ Израиля станет выполнять волю своего Отца, — тогда все мироздание обретет совершенство. И нет в Торе более всеохватывающих благословений. Это те условия, на которых заключен союз между Святым, благословен Он, и нами.
Знай, что еще никогда народ Израиля не удостаивался этих благословений в полной мере — ни весь народ вместе, ни избранные единицы, так как заслуг для этого не хватало.
Поэтому-то наши наставники относят эти благословения к будущему, когда еврейский младенец станет играть с коброй, не боясь ее яда, а Святой, благословен Он, будет гулять с праведниками (по Ган Эдену). Пока это не сбылось, но сбудется, когда мы обретем совершенство». (Рамбан, Ваикра 26:12)
Есть в этом тайна, а именно, что пребывание Шхины Всевышнего в низших мирах нужно для высших миров, как об этом пишет Рамбан: «Но раби Авраам сказал, что “Он вывел из из Египта только чтобы пребывать среди них”, и об этом сказано “когда ты выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Богу на этой горе”, и правильно он объяснил. Есть в этом великая тайна, ибо по простому смыслу Божественное присутствие (Шхина) в Израиле нужна людям, а не Небу, но — и в этом тайна, на которую намекал раби Авраам ибн Эзра — [на самом деле это как бы нужно Всевышнему], на что содержится намек в стихах “Израиль, которым Я буду хвалиться”, “…а что Ты сделаешь с Твоим великим Именем”, “Вожделел для обители Себе”, “И землю вспомню” и т.д.» (Рамбан, Шмот 29:46).
Объясним это вкратце. Главная цель прихода Мессии состоит в том, чтобы Шхина твердо пребывала в Израиле. В этом состоит исправление народа Израиля, исправление мира, в этом изначальная цель всего творения: пребывание Шхины в низших мирах. Единение Б-га с человеком, находящимся здесь, в мире материи, утверждение единства Творца в этом мире.
«Сыны Израиля — избранники человеческого рода, и им уготовано приобщение к Б-гу. Им подобает быть окружёнными великой святостью, и Шхина (Б-жественное присутствие) должна постоянно находиться на них, чтобы они совершенствовались, пока не удостоятся Истинного блага. И следует знать, что хотя истинное благо приобретается каждым человеком в отдельности согласно его деяниям, Творение в целом не обретёт совершенство, пока весь Избранный Народ не достигнет требуемого идеального состояния. Он должен усовершенствоваться всеми видами святости. И тогда осенит его Шхина, и весь мир достигнет состояния совершенства, и каждый индивидуум получит то, чего удостоился своими деяниями». (Рамхаль, Основы).
Исправление мира состоит в раскрытии царства и единства Всевышнего и зависит от исправления общины Израиля. Основная идея здесь в том, что лишь народ Израиля — единый народ на земле — является сосудом для раскрытия единства Творца: «И следует знать, что Владыка, благословен Он, один, и Его свет утверждается только в том, что также обладает единством, и вот Израиль, хотя и состоит из множества людей, называется единым народом, и достоин того, чтобы в нем утвердился свет Благословенного. Народы же мира многочисленны и разрозненны совершенно, не получают исправление единения, находятся в совершенном отдалении от исправления, и нет у них другой возможности получить исправление, кроме подчинения Израилю, и тогда, хотя сами по себе они множественны, как мы сказали, но за счет Израиля они вновь могут соединиться и вернуться в аспект единства, и тогда они также будут достойны получить некий отблеск от света единства, и об этом сказано: “И станут все одной дружиной”, то есть, подобно ветвям и прутьям, которые становятся одним, если объединяются в один букет. И хотя сейчас, каменное сердце возобладает в них, и все они тянутся к скверне, отдаляясь от святости Творца, но в те дни они обретут исправленное сердце, и не будут преследовать иной цели, как только исполнять волю Всевышнего» (Рамхаль, маамар а-хохма).
Это исправление произойдет в дни Машиаха: «Итак, следует тебе знать, что, хотя народ Израиля сам по себе является избранным и освященным, увенчанным венцом Творца, но пока весь мир во всех его составляющих не будет исправлен, Израиль также не достигает предела своего совершенства, но, когда наконецраскроется царство Всевышнего в Его мире, и добро возымеет власть и подчинит зло, как подобает, тогда наследует Израиль свое совершенство в полноте» (Рамхаль, маамар а-хохма).
Совершенство раскрытия единства Творца связано с уничтожением зла во Вселенной: «Во всем благой и делающий благо», в то время не будет места, свободного от раскрытия полноты Его единовластия: «И будет Господь царем всей земли, в тот день будет Господь один и имя Его одно». В этом цель прихода Машиаха:
«Итак, когда укрепится святость, как полагается, необходимо, чтобы народ Израиля пребывал в стране Израиля, ибо это избранный народ, а это избранная страна, и над Израилем воцарится царь из дома Давида, который есть избранный царь, и в нем весь Израиль соединяется со святостью, а если одно из этих условий не выполняется, то святость не утверждается, как должно» (Рамхаль, маамар а-хохма).
Цель этого — реализация замысла сотворения мира, т.е. совершенного благодеяния — жизни будущего мира:
«Однако, цель состоит в том, чтобы все пребывали в радости, в великом свете и обильных дарах, а ступени зла, напротив, будут подчинены и уничтожены, и об этом говорится: “И тогда праведники… а уста злодеев заткнутся”, и главное — что Амалек будет изничтожен на земле, ибо о нем была клятва, что Имя и Трон не будут в полноте, пока он не будет уничтожен…
И вот, то благое положение, в котором будет находиться мир, состоит в том, что все творения будут пребывать в состоянии полной готовности к тому, чтобы царство Всевышнего раскрывалось в них постоянно, а они приобретают от этого благо за благом до бесконечности, ибо Он, благословенный, не имеет конца, и благость Его не имеет границ, и когда Он пребывает с творениями и соединяется с ними, они приобретают благо без границ, и об этом говорится: “И царствуй…”, и Писании об этом сказано: “Из поколения в поколение…”, ибо царство Благословенного будет вечным, и те, кто удостоятся его, пребудут в блаженстве навеки веков» (Рамхаль, маамар а-хохма).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.