Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Б-г, Машиах, Рамбам, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Мы подробно изложили эту идею выше, в первой главе, приведем вкратце основные тезисы. Рамбам видит в днях Машиаха две главных задачи: первая — возвращение народа Израиля к совершенству своего уровня, вторая — возможность подготовки Израиля к жизни в будущем мире.
«“Дни Мошиаха” — это период, когда сыны Израиля вновь обретут царство и возвратятся на землю Израиля. И будет тот царь чрезвычайно велик, и его царский дом в Сионе прославится, и слава его распространится меж всех народов больше, чем слава царя Шломо. И все народы заключат с ним мир, и все земли будут служить ему из-за его праведности великой и из-за чудес, при его посредстве сотворенных. А всякого, кто против него восстанет, Г-сподь всевышний погубит и предаст ему в руки. И все стихи Писания свидетельствуют о его успехе и о нашем успехе вместе с ним. В окружающей действительности ничто не изменится по сравнению с тем, что есть ныне, и только королевство возвратится к Израилю. Таковы слова мудрецов: “Этот мир от дней Мошиаха отличается лишь порабощением царствами” (Брахот 34б). И будут в его дни богатые и бедные, сильные и слабые по сравнению с другими. Однако в те дни труда не составит найти средства к существованию, так что при небольшой затрате усилий человек добьется результатов значительных. И к этому относится сказанное: “В будущем земля Израиля произрастит караваи и дорогие одежды” (Шабат 30б) — подобно тому, как говорят о человеке, нашедшем что-либо готовое: “Такой-то нашел хлеб испеченный и пищу доваренную”. Подтверждением того сказанное: “и чужеземцы будут земледельцами вашими и виноградарями вашими” (Йешаяу 61:5), тем самым сообщая, что будет и сев, и жатва» (Рамбам, предисловие к тринадцати основам).
Возвращение царства Израилю, помимо того совершенства, которое есть в этом, является устранением величайшего препятствия для обретения Израилем своего совершенства, и препятствие это — иго царств, как телесное, так и духовное, как известно. Именно так Израиль сможет стать совершенным в исполнении всех заповедей, мудрость их преумножится, и они удостоятся жизни будущего мира.
И подчеркивает Рамбам: «Мы уповаем на дни Мошиаха не из-за обильных урожаев и богатства и не для того, чтоб нам ездить верхом на скакунах или пить вино из драгоценных кубков, как полагают неразумные. Однако пророки и праведники жаждали дней Машиаха, и велико было их стремление, потому что будет в ту пору собрание праведных и правление доброе и мудрое, и царское правосудие и великая его прямота, и безмерна мудрость его и близость его к Б-гу, как сказано: “Г-сподь сказал мне: Сын Мой ты, Я сегодня тебя породил” (Псалмы 2:7). И будет исполнение всех заповедей Учения нашего учителя Моше без небрежения и лености и не по принуждению (но по доброй воле и с желанием великим), как сказано: “И не будут более учить каждый ближнего своего и брата своего, говоря: Познайте Г-спода! — ибо все они будут знать Меня, от мала до велика” (Ирмияу 31:33), “Я вложу Учение Мое в них” (там же 31, 32), “И устраню Я сердце каменное из их плоти” (Йехезкель 36:26)…
Но целью является мир грядущий, и к нему направлено старание».
«Надежда на приход Машиаха является достоянием не только Израиля, но всего человечества, как об этом говорят пророки: “Ибо тогда сделаю Я язык народов чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно” (Цфанья 3:9) и во многих других местах. И как объясняет Рамбам: И все эти вещи, относящиеся к Йешу а-Ноцри и к тому потомку Йишмаэля, восставшему после него, призваны лишь сделать прямой стезю царя Мессии, исправить весь мир, чтобы служить Господу вместе, как сказано: “Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы воззвали все к имени Господа и служили Ему плечом к плечу”. Каким образом? Уже преисполнился мир словами о Мессии и о Торе, и о заповедях, и достигли эти идеи далеких островов и множества народов, необрезанных сердцем, и они обсуждают эти вещи и заповеди Торы. Одни говорят: эти заповеди были истинными, но в это время уже отменены, и не назначались на все поколения, а другие говорят: в них есть тайный смысл, и не следует понимать их буквально, и уже пришел Мессия и раскрыл тайное. Но когда восстанет истинный царь Мессия, преуспеет и превознесется и возвеличится, немедленно все они раскаиваются и познают, что ложь унаследовали отцы их, и пророки их, и отцы их ввели их в заблуждение» (Законы о царях, гл. 11).
И так говорит об этом подробно Рамхаль в «Маамар а-Икарим»: «И следует знать, что хотя истинное благо приобретается каждым человеком в отдельности согласно его деяниям, Творение в целом не обретёт совершенство, пока весь Избранный Народ не достигнет требуемого идеального состояния. Он должен усовершенствоваться всеми видами святости. И тогда осенит его Шхина, и весь мир достигнет состояния совершенства, и каждый индивидуум получит то, чего удостоился своими деяниями. Но с самого начала Творения и до сих пор это состояние ещё не было достигнуто. Первый человек согрешил сразуже после своего создания. Праотцы начали процесс совершенствования, и их потомки стали избранным народом. Но совершенство не было достигнуто из-за грехов, которые откинули евреев назад от полного исправления. Во всяком случае, необходимо достигнуть того, чтобы весь народ Израиля был совершенен во всех аспектах, и тогда всё Творение приобретёт совершенство. Тогда весь мир придёт в исправленное состояние, в котором праведники будут испытывать вечное наслаждение в соответствии с их деяниями. Высшая Мудрость отмеряла шесть тысяч лет для служения людей и их старания достигнуть совершенства. После этого мир будет обновлён в другой форме, подобающей для получения вечного наслаждения теми, кто удостоился этого. Избранный народ должен достигнуть совершенного состояния прежде, чем закончатся 6000 лет, и тогда всё (совершенство) сможет трансформироваться в Вечность. Нам было обещано, что это произойдёт в любом случае. Средством для этого будет один из потомков царя Давида, которого изберёт для этого Всевышний и поможет ему преуспеть в этом, и он — царь Машиах (Мессия). В его время и с его помощью премного усовершенствуется Израиль и за ним — всё Творение» (Рамхаль, Основы).
И Абарбанэль в своей книге «Йешуот Мешихо» перечисляет десять целей, которые будут достигнуты с приходом Машиаха, приведем их вкратце: воцарение царя Машиаха, собрание рассеяния Израиля, отмщение язычникам и их уничтожение, материальное процветание в стране Израиля, приумножение мудрости в Израиле, возвращение пророчества в Израиле, обретение вновь чудес и знамений, вечное Избавление и прекращение изгнания, принятия оставшимися народами мира единства и царства Всевышнего, воскресение мертвых.
Все эти цели соответствуют также мнению Рамбама.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.