Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Устранение ига царств, экономическое изобилие и душевный покой дадут возможность Машиаху обучить весь народ Торе

Касательно исчезновения злого начала

Однако, еще остается удивительным то, что Абарбанэль относит устранение злого начала к эпохе, следующей после воскресения мертвых, по его словам, это изменение законов природы, о котором спорили рабби Йоханан и Шмуэль. И так выходит из простого смысла слов Гемары: «“… и придут дни, о которых скажешь ты: нет мне в них проку” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и провинностей, и здесь есть спор со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий с лица земли”» (Шабат 151б).

Из слов же Рамбама следует, что устранение злого начала произойдет в дни Мессии:

«Великое преимущество, которое будет в те дни, заключается в том, что мы избавимся от порабощения царствами, мешающего нам исполнить все заповеди. И умножится мудрость, как сказано: “наполнится земля ведением Г-спода” (Йешаяу 11: 9). И прекратятся войны, как сказано: “Не поднимет народ на народ меча” (Миха 4:3). И (достигнуто) будет в те дни великое совершенство (духовное), благодаря чему мы удостоимся жизни мира грядущего». — Рамбам, предисловие к основам веры (предисловие к главе Хелек).

И если скажешь ты, что Рамбам говорит только лишь о внешней помехе, т.е. иге царств, но не о «закваске в тесте», то он добавляет там:

«И будет исполнение всех заповедей Учения нашего учителя Моше без небрежения и лености и не по принуждению (но по доброй воле и с желанием великим), как сказано: “И не будут более учить каждый ближнего своего и брата своего, говоря: Познайте Г-спода! — ибо все они будут знать Меня, от мала до велика” (Ирмияу 31:33), “Я вложу Учение Мое в них” (там же 31, 32), “И устраню Я сердце каменное из их плоти” (Йехезкель 36:26). И в этих вещах постигнут Грядущий мир сильным постижением».

И следует понимать так, что он имеет в виду, что те хорошие условия, которые будут в те дни: устранение ига царств, экономическое изобилие и душевный покой, — сделают возможным для царя Машиаха обучить весь Израиль Торе в той самой высшей форме, которая была в истории еврейского народа, но не то, что бы Творец уничтожил совсем злое начало.

И так он пишет в законах о покаянии:

«Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода царя Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: “Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего” (Иешаяу, 11:9). И сказано: “И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня” (Ирмияу, 31:33). И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти» (Йехезкель, 36:26). Ибо царь тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего» (гл. 9).

Однако, еще следует разобраться во всем этом, ибо простой смысл слов Рамбама указывает на устранение свободы выбора: «И устраню Я сердце каменное из груди вашей».

И нужно ответить на это, опираясь на слова «Лехэм Мишнэ», которые мы привели выше, который объясняет, что Рамбам занял серединную позицию между мнениями, и он считает, что всякое пророчество, не говорящее об изменении законов природы, относится к дням Машиаха. И полагает Рамбам, что устранение каменного сердца произойдет в результате знания, которое приумножится в те дни, и по причине покоя, который даст возможность учиться, и еще то, что Машиах будет обучать Торе народ — во всем этом нет никакого изменения законов природы. Ибо таково было положение первого человека, Адама, до грехопадения. А по внутреннему смыслу, ведь в природе человека из Израиля заложено стремление исполнять волю Творца, как сказал рабби Александри: «Открыто Тебе, что желание наше — исполнять волю Твою, а кто же мешает? Лишь “закваска в тесе” и иго царств! Да будет воля Твоя, чтобы Ты спас нас от них, и мы вновь будем творить законы, угодные Тебе, с полным сердцем» (Брахот 17а).

Ответ Виленского Гаона

В его словах заложено примирение двух позиций, он разделяет между эпохой Машиаха сына Йосэфа и эпохой Машиаха сына Давида: «Если удостоится народ Израиля, то вначале придет и воцарится Машиах бен Йосэф, как некогда Шауль воцарился перед Давидом, и это началось бы, если бы мы удостоились, в начале пятого тысячелетия, которое соответствует ступени “hод” (“слава”), в котором начинается царство, как мы говорили выше про Шауля. И об этом сказали мудрецы: “Две тысячи лет Машиаха” (Санэдрин 93а, Авода Зара 7а), и тогда, действительно, не было бы иной разницы между этим миром и днями Машиаха, кроме ига царств. Но когда придет Машиах бен Давид, тогда “исчезнет смерть навсегда”, и эта эпоха называется “будущее”» (Сафра де-Цниюта, глава 1).

Другое объяснение слов Шмуэля

Маарам бен Габай, а за ним и Маараль, привели иное объяснение слов Шмуэля:

«Как мы уже объяснили, даже тот, кто говорит, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, не имеет в виду, что не будет ничего другого, кроме того, что мы и дети наши, и внуки наши не будем находиться в рабстве, сказать такое совершенно невозможно. Но дело в том, что мир не будет настолько погружен в материальность, как теперь, и злое начало будет устранено из человека, и все люди прильнут единым сердцем к служению Творцу. Потому что тот, кто говорит, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, имеет в виду, что мир продолжит вести себя согласно естественным законам, и в нем не будет происходить вещей, выходящих за пределы законов природы, но лишь то, что является возможным в рамках естества, и все люди станут праведниками» (Маараль, «Нэцах Исраэль», глава 50).

Он объясняет там, что имеется в виду, что мир вернется в состояние, предшествующее греху древа познания добра и зла, ибо такова истинная природа мира. Согласно тому, что мы писали выше, как вывод из слов «Лехэм Мишнэ», выходит, что эти авторитеты поясняют идею устранения злого начала, о чем говорит Шмуэль, в смысле вывода Рамбама.

«И это же касается идеи благословения: нет сомнения, что святая земля была готова к благословению во всем, если бы грех не стал бы тому помехой… И об этом сказали мудрецы: “но лишь грехи ваши продлили проклятие, и прегрешения ваши стали помехой вашему благу”. Получается, что благословение уготовано земле, но грех мешает ему прийти. А коли так, то в дни Машиаха на земле будет благословение, к которому готова земля сама по себе. И написано (Вайикра 26:4): “И земля даст урожай свой”, не как сегодня, а как в дни Адама. “Где сказано о том, что поле засеют, и оно даст урожай в тот же день? Говорит Писание: “Память сотворил чудесам Своим” (Теилим, 111:14), и еще: “Да произрастит земля траву, в которой семя её” — в день, когда была засеяна — дала урожай. “И дерево полевое даст плод свой” (Вайикра 26:4) — не как сегодня, но как в дни первого человека. Откуда следует, что дерево будет посажено и в тот же день даст плоды свои? Говорит Писание: “Память сотворил чудесам Своим” (Теилим, 111:14), и еще: “Дерево плодовое, дающее плод по виду его” (Брейшит 1:11) — в тот же день дало плоды свои. Откуда же следует, что само дерево будет пригодно в пищу? Говорит Писание: “Дерево плодовое”. Если бы имелось в виду, что оно просто дает плоды, то уже сказано: “Дающее плод”, почему же сказано: “Дерево плодовое”? Но как плод съедобен, так и дерево съедобно. Откуда следует, что даже неплодовые деревья дадут плод? Говорит Писание: “И дерево полевое даст плод свой””. Итак, в будущем, когда будет устранен грех из среды людей, то земля, которая была проклята Б-гом за грехи человека (см. Брейшит 3:17), вновь вернется к своему прежнему состоянию и благословению, в котором она пребывала до того, как согрешил Адам.

А по мнению того, кто утверждает, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, не вызовет затруднения в понимании сказанное здесь, что земля ежедневно будет давать плоды, ибо такая вещь не называется чудом, ибо так и происходило в начале сотворения мира и продлилось бы, если бы Адам не согрешил» (Маараль, там же).

Еще о сохранении свободы выбора

«“… и придут годы, о которых скажешь: нет мне проку в них” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и прегрешений, и здесь спор со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий с лица земли”» (Шабат 151б).

Позиция рабби Йоханана, а также слова Гемары там, заключаются в том, что злое начало будет устранено совершенно. Однако, придерживающиеся позиции рабби Йоханана также полагают, что дни Машиаха не являются целью мировой истории, но они суть подготовка к жизни в будущем мире, и в эти дни также есть возможность для духовного роста. Рост в те дни заключается в прилеплении к благу, а не в противлении злу.

И так поясняет Маараль: «Из того, о чем мы говорили, должен ты сделать вывод, что идея Машиаха и того порядка, который будет тогда в мире, состоит в том, что мир будет пребывать в состоянии совершенства, не как сейчас, но это будет совсем иное бытие. И в главе “а-Шоэль” (Шабат 151б) читаем: “Помни о Творце твоем в дни юности твоей, пока не настали дни беды” (Коэлет 12:1) — это дни старости. “… и не пришли дни, о которых скажешь: нет мне в них проку” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и провинностей. Смысл сказанного там в том, что то, что уже совершилось не может более совершиться, ибо оно уже совершилось. Потому и тот мир, в котором мы сейчас живем, который не пребывает в совершенстве, и поскольку он несовершенен, возможен в нем грех, и человек может направить свою стезю в сторону греха. Но в дни Машиаха мир уже будет пребывать в совершенстве, поэтому невозможно в нем приобрести заслуги, ибо он будет в состоянии свершившегося потенциала, и грех там тоже невозможен, поскольку не сможет человек изменить дела свои и стать иным, чем как он был создан, ибо он уже в состоянии полного совершенства, и нет места никакому изменению, но все будет таким, как оно есть, ибо весь потенциал будет актуализирован.

И представляется невозможным сказать, что Израиль не сможет приобрести дополнительного совершенства и превосходства в дни Машиаха, и лишь злодей не сможет изменить своего поведения и стать праведником. Это положение вещей называется “актуализация”, так как он уже состоялся как злодей, не сможет стать праведником. Потому Писание и предупреждает человека, чтобы он стал праведником до того, как раскроется Машиах, ибо тогда, конечно, еще возможно грешнику покаяться. Но в дни Машиаха уже не сможет совершить покаяние, ибо нет там возможности изменения, чтобы измениться ему от зла к добру, грешному стать праведником, или измениться от добра ко злу. Но если он уже праведник, тогда, без сомнения, возможно ему приобрести еще большее превосходство и совершенство. И так подсказывает здравый смысл, ибо дни Машиаха не являются тем состоянием мира, когда он будет чистым разумом, и все люди станут бесплотными ангелами, ибо будут есть и пить, и не равен мир Машиаха будущему миру. Поэтому, безусловно, там возможно приобретение новой ступени, но не будет такого, что человек сможет изменить свои поступки от зла к добру или от добра ко злу» (Маараль, книга «Нэцах Исраэль», гл. 46).


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше