Из цикла «Знание веры», темы: Б-г, Машиах, Каббала, Маараль, Геула, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Однако, еще остается удивительным то, что Абарбанэль относит устранение злого начала к эпохе, следующей после воскресения мертвых, по его словам, это изменение законов природы, о котором спорили рабби Йоханан и Шмуэль. И так выходит из простого смысла слов Гемары: «“… и придут дни, о которых скажешь ты: нет мне в них проку” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и провинностей, и здесь есть спор со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий с лица земли”» (Шабат 151б).
Из слов же Рамбама следует, что устранение злого начала произойдет в дни Мессии:
«Великое преимущество, которое будет в те дни, заключается в том, что мы избавимся от порабощения царствами, мешающего нам исполнить все заповеди. И умножится мудрость, как сказано: “наполнится земля ведением Г-спода” (Йешаяу 11: 9). И прекратятся войны, как сказано: “Не поднимет народ на народ меча” (Миха 4:3). И (достигнуто) будет в те дни великое совершенство (духовное), благодаря чему мы удостоимся жизни мира грядущего». — Рамбам, предисловие к основам веры (предисловие к главе Хелек).
И если скажешь ты, что Рамбам говорит только лишь о внешней помехе, т.е. иге царств, но не о «закваске в тесте», то он добавляет там:
«И будет исполнение всех заповедей Учения нашего учителя Моше без небрежения и лености и не по принуждению (но по доброй воле и с желанием великим), как сказано: “И не будут более учить каждый ближнего своего и брата своего, говоря: Познайте Г-спода! — ибо все они будут знать Меня, от мала до велика” (Ирмияу 31:33), “Я вложу Учение Мое в них” (там же 31, 32), “И устраню Я сердце каменное из их плоти” (Йехезкель 36:26). И в этих вещах постигнут Грядущий мир сильным постижением».
И следует понимать так, что он имеет в виду, что те хорошие условия, которые будут в те дни: устранение ига царств, экономическое изобилие и душевный покой, — сделают возможным для царя Машиаха обучить весь Израиль Торе в той самой высшей форме, которая была в истории еврейского народа, но не то, что бы Творец уничтожил совсем злое начало.
И так он пишет в законах о покаянии:
«Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода царя Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: “Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего” (Иешаяу, 11:9). И сказано: “И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня” (Ирмияу, 31:33). И сказано: Я удалю каменное сердце из вашей плоти» (Йехезкель, 36:26). Ибо царь тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего» (гл. 9).
Однако, еще следует разобраться во всем этом, ибо простой смысл слов Рамбама указывает на устранение свободы выбора: «И устраню Я сердце каменное из груди вашей».
И нужно ответить на это, опираясь на слова «Лехэм Мишнэ», которые мы привели выше, который объясняет, что Рамбам занял серединную позицию между мнениями, и он считает, что всякое пророчество, не говорящее об изменении законов природы, относится к дням Машиаха. И полагает Рамбам, что устранение каменного сердца произойдет в результате знания, которое приумножится в те дни, и по причине покоя, который даст возможность учиться, и еще то, что Машиах будет обучать Торе народ — во всем этом нет никакого изменения законов природы. Ибо таково было положение первого человека, Адама, до грехопадения. А по внутреннему смыслу, ведь в природе человека из Израиля заложено стремление исполнять волю Творца, как сказал рабби Александри: «Открыто Тебе, что желание наше — исполнять волю Твою, а кто же мешает? Лишь “закваска в тесе” и иго царств! Да будет воля Твоя, чтобы Ты спас нас от них, и мы вновь будем творить законы, угодные Тебе, с полным сердцем» (Брахот 17а).
В его словах заложено примирение двух позиций, он разделяет между эпохой Машиаха сына Йосэфа и эпохой Машиаха сына Давида: «Если удостоится народ Израиля, то вначале придет и воцарится Машиах бен Йосэф, как некогда Шауль воцарился перед Давидом, и это началось бы, если бы мы удостоились, в начале пятого тысячелетия, которое соответствует ступени “hод” (“слава”), в котором начинается царство, как мы говорили выше про Шауля. И об этом сказали мудрецы: “Две тысячи лет Машиаха” (Санэдрин 93а, Авода Зара 7а), и тогда, действительно, не было бы иной разницы между этим миром и днями Машиаха, кроме ига царств. Но когда придет Машиах бен Давид, тогда “исчезнет смерть навсегда”, и эта эпоха называется “будущее”» (Сафра де-Цниюта, глава 1).
Маарам бен Габай, а за ним и Маараль, привели иное объяснение слов Шмуэля:
«Как мы уже объяснили, даже тот, кто говорит, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, не имеет в виду, что не будет ничего другого, кроме того, что мы и дети наши, и внуки наши не будем находиться в рабстве, сказать такое совершенно невозможно. Но дело в том, что мир не будет настолько погружен в материальность, как теперь, и злое начало будет устранено из человека, и все люди прильнут единым сердцем к служению Творцу. Потому что тот, кто говорит, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, имеет в виду, что мир продолжит вести себя согласно естественным законам, и в нем не будет происходить вещей, выходящих за пределы законов природы, но лишь то, что является возможным в рамках естества, и все люди станут праведниками» (Маараль, «Нэцах Исраэль», глава 50).
Он объясняет там, что имеется в виду, что мир вернется в состояние, предшествующее греху древа познания добра и зла, ибо такова истинная природа мира. Согласно тому, что мы писали выше, как вывод из слов «Лехэм Мишнэ», выходит, что эти авторитеты поясняют идею устранения злого начала, о чем говорит Шмуэль, в смысле вывода Рамбама.
«И это же касается идеи благословения: нет сомнения, что святая земля была готова к благословению во всем, если бы грех не стал бы тому помехой… И об этом сказали мудрецы: “но лишь грехи ваши продлили проклятие, и прегрешения ваши стали помехой вашему благу”. Получается, что благословение уготовано земле, но грех мешает ему прийти. А коли так, то в дни Машиаха на земле будет благословение, к которому готова земля сама по себе. И написано (Вайикра 26:4): “И земля даст урожай свой”, не как сегодня, а как в дни Адама. “Где сказано о том, что поле засеют, и оно даст урожай в тот же день? Говорит Писание: “Память сотворил чудесам Своим” (Теилим, 111:14), и еще: “Да произрастит земля траву, в которой семя её” — в день, когда была засеяна — дала урожай. “И дерево полевое даст плод свой” (Вайикра 26:4) — не как сегодня, но как в дни первого человека. Откуда следует, что дерево будет посажено и в тот же день даст плоды свои? Говорит Писание: “Память сотворил чудесам Своим” (Теилим, 111:14), и еще: “Дерево плодовое, дающее плод по виду его” (Брейшит 1:11) — в тот же день дало плоды свои. Откуда же следует, что само дерево будет пригодно в пищу? Говорит Писание: “Дерево плодовое”. Если бы имелось в виду, что оно просто дает плоды, то уже сказано: “Дающее плод”, почему же сказано: “Дерево плодовое”? Но как плод съедобен, так и дерево съедобно. Откуда следует, что даже неплодовые деревья дадут плод? Говорит Писание: “И дерево полевое даст плод свой””. Итак, в будущем, когда будет устранен грех из среды людей, то земля, которая была проклята Б-гом за грехи человека (см. Брейшит 3:17), вновь вернется к своему прежнему состоянию и благословению, в котором она пребывала до того, как согрешил Адам.
А по мнению того, кто утверждает, что нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, не вызовет затруднения в понимании сказанное здесь, что земля ежедневно будет давать плоды, ибо такая вещь не называется чудом, ибо так и происходило в начале сотворения мира и продлилось бы, если бы Адам не согрешил» (Маараль, там же).
Еще о сохранении свободы выбора
«“… и придут годы, о которых скажешь: нет мне проку в них” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и прегрешений, и здесь спор со Шмуэлем, ибо так сказал Шмуэль: нет между этим миром и днями Машиаха иной разницы, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет нищий с лица земли”» (Шабат 151б).
Позиция рабби Йоханана, а также слова Гемары там, заключаются в том, что злое начало будет устранено совершенно. Однако, придерживающиеся позиции рабби Йоханана также полагают, что дни Машиаха не являются целью мировой истории, но они суть подготовка к жизни в будущем мире, и в эти дни также есть возможность для духовного роста. Рост в те дни заключается в прилеплении к благу, а не в противлении злу.
И так поясняет Маараль: «Из того, о чем мы говорили, должен ты сделать вывод, что идея Машиаха и того порядка, который будет тогда в мире, состоит в том, что мир будет пребывать в состоянии совершенства, не как сейчас, но это будет совсем иное бытие. И в главе “а-Шоэль” (Шабат 151б) читаем: “Помни о Творце твоем в дни юности твоей, пока не настали дни беды” (Коэлет 12:1) — это дни старости. “… и не пришли дни, о которых скажешь: нет мне в них проку” — это дни Машиаха, в которых нет заслуг и провинностей. Смысл сказанного там в том, что то, что уже совершилось не может более совершиться, ибо оно уже совершилось. Потому и тот мир, в котором мы сейчас живем, который не пребывает в совершенстве, и поскольку он несовершенен, возможен в нем грех, и человек может направить свою стезю в сторону греха. Но в дни Машиаха мир уже будет пребывать в совершенстве, поэтому невозможно в нем приобрести заслуги, ибо он будет в состоянии свершившегося потенциала, и грех там тоже невозможен, поскольку не сможет человек изменить дела свои и стать иным, чем как он был создан, ибо он уже в состоянии полного совершенства, и нет места никакому изменению, но все будет таким, как оно есть, ибо весь потенциал будет актуализирован.
И представляется невозможным сказать, что Израиль не сможет приобрести дополнительного совершенства и превосходства в дни Машиаха, и лишь злодей не сможет изменить своего поведения и стать праведником. Это положение вещей называется “актуализация”, так как он уже состоялся как злодей, не сможет стать праведником. Потому Писание и предупреждает человека, чтобы он стал праведником до того, как раскроется Машиах, ибо тогда, конечно, еще возможно грешнику покаяться. Но в дни Машиаха уже не сможет совершить покаяние, ибо нет там возможности изменения, чтобы измениться ему от зла к добру, грешному стать праведником, или измениться от добра ко злу. Но если он уже праведник, тогда, без сомнения, возможно ему приобрести еще большее превосходство и совершенство. И так подсказывает здравый смысл, ибо дни Машиаха не являются тем состоянием мира, когда он будет чистым разумом, и все люди станут бесплотными ангелами, ибо будут есть и пить, и не равен мир Машиаха будущему миру. Поэтому, безусловно, там возможно приобретение новой ступени, но не будет такого, что человек сможет изменить свои поступки от зла к добру или от добра ко злу» (Маараль, книга «Нэцах Исраэль», гл. 46).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.