Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Машиах, Рамбам, 13 основ веры, Рав Эуд Авицедек
Дни Мессии, то есть вера и истинность его прихода, и не следует думать, что он запоздает, и если он медлит — жди его, и да не станет человек полагать ему время прихода, и не станет выискивать намеки в Писании на время его прихода, и мудрецы говорят: «Да изыдет дух вычисляющих конец», но будет верить, что будет у него превосходство и преимущество, и слава более всех царей, бывших от сотворения мира, как о нем пророчествовали все пророки: начиная с Моше Рабейну и заканчивая Малахи. Тот же, кто усомнился в его приходе и приуменьшил его достоинство, отверг этим Тору, ибо в Торе предсказано о нем явно в рассказе про Билама и в главе «Ницавим», и к этой основе относится также, что нет иного царя в Израиле, но лишь отпрыск дома Давида и семени Шломо, и любой, оспаривающий царственность этой семьи, отверг имя Господа, благословен Он, и слова Его пророков.
Двенадцатая же основа — дни Мессии, и она заключается в необходимости верить, что он придет и не запоздает, и если станет медлить — жди его (Хавакук гл. 2), и не подобает устанавливать ему время и выискивать в стихах Писания намеки, чтобы узнать время его прихода, так сказали мудрецы наши: «Да изыдет дух вычисляющих конец» (Санэдрин 98). И нужно помнить об Избавлении и о любви Всевышнего, и пусть молится Ему человек, как об этом сказал каждый из пророков: от Моше Рабейну до пророка Малахи. И тот, у кого есть в этом сомнение или приуменьшит достоинство Мессии, он искажает Тору, которая предсказывает его приход в рассказе про Билама и в главе «Ницавим». И относится к этой основе, что нет царя в Израиле, но лишь отпрыск Давида и семени Шломо, и всякий, отрицающий царственность этой семьи, отвергает Бога и слова Его пророков.
Я верю полной верой в приход Мессии, и хотя он медлит, все равно буду ждать его, ожидая каждый день его приход.
«И вот те, у кого нет доли в будущем мире, но они исторгаются и погибают, и наказываются сообразно с величиной своего злодейства и греха в веки веков: еретики, эпикоросы, отвергающие Тору, отвергающие воскресение мертвых и приход Избавителя» (законы о покаянии 3:6).
«И потому возжелали весь Израиль, их пророки и мудрецы, дней Мессии, чтобы пребывать в покое от царств, не позволяющих им заниматься Торой и заповедям, как должно, и обретут они покой и преумножат мудрость, чтобы удостоиться жизни в будущем мире, ибо в те дни приумножится знание, мудрость и истина, как сказано: “Ибо наполнится земля знанием Господа”, и еще сказано: “И не станут учить человек брата своего и человек ближнего своего”, и сказано: “И извлеку каменное сердце из плоти вашей”, ибо царь тот, который восстанет от семени Давида, мудрым будет более, чем Шломо, и великим пророком, близким к уровню Моше Рабейну, и потому станет учить весь народ и укажет им путь Господень, и все народы придут, услышав о нем, как сказано: “И будет в конце дней, верно будет стоять гора Храма Божия в вершине гор”, но вся конечная награда и последнее благо, у которого нет конца и изъяна — это жизнь будущего мира, но дни Мессии — это еще этот мир, и мир действует, как в нем заведено, но царство вернется к Израилю, и уже сказали первые мудрецы: нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств» (там же, 9:2).
1. Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида к прежнему состоянию, к изначальной власти, и отстроит Храм, и соберет изгнанников Израиля, и в его дни возвратятся все законы, как они были прежде, приносят жертвы, соблюдают седьмые и юбилейные годы в соответствии со всеми законами этих заповедей, написанных в Торе, и всякий, кто не верит в него, или тот, кто не ожидает его прихода, не только всех других пророков он отвергает, но Тору и Моше Рабейну, ибо Тора свидетельствовала о нем, как сказано: «И вернет Господь рассеяние твое и помилует тебя, и вновь соберет тебя… И даже если будет рассеяние твое в конце поднебесной… и приведет тебя Господь», и эти вещи открыто написаны в Торе, и они включают в себя все вещи, о которых говорили все пророки, также и в рассказе про Билама сказано об этом, и там он пророчествует о двух Мессиях: о первом Мессии — Давиде, который спас Израиль от врагов их, и о втором Мессии, который восстанет из потомков его и спасет Израиль в конце дней, и там он говорит: «Я узрю его, но не теперь» — это о Давиде, «Замечаю его, но не близко» — это царь Мессия, «взошла звезда от Яакова» — это о Давиде, «и восстал жезл от Израиля» — это царь Мессия, «и сокрушил края Моава» — это о Давиде, как сказано: «И нанес удар Моаву и измерил его веревкой», «и победил всех сынов Шета» — это царь Мессия, о котором сказано: «И власть его от моря до моря», «И был Эдом наследием его» — это о Давиде, как сказано: «И был Эдом Давиду рабами», «И будет наследием его…» — это царь Мессия, как сказано: «И поднимутся избавители на гору Цион…»
2. Также и в отрывке про города-убежища говорит Тора: «Когда расширит Господь Бог твой владения твои и добавишь себе еще три города…», но никогда не происходило этого, и Всевышний не тщетно дал такую заповедь, а в словах пророков нет нужды доказывать, ибо все их книги полны этих слов.
3. И да не подумаешь ты, что царь Мессия должен совершать чудеса и знамения, изменять природу вещей, воскрешать мертвых и тому подобные вещи, это не так, ибо вот рабби Акива был великим мудрецом из мудрецов Мишны, и был оруженосцем царя Бен-Кузивы, и говорил про него, что он — царь Мессия, и думал он и все мудрецы того поколения, что он — царь Мессия, пока не был убит за грехи, и так как был он убит, поняли они, что он не был им, и не просили у него мудрецы ни знамения, ни знака, и суть вещей такова: эта Тора, ее законы и постановления даны на веки веков, к ним не добавляют и не убавляют от них.
Примечание Раавада: «да не подумаешь ты…» — сказал Авраам: ведь бен Кузива утверждал: «Я царь Мессия» и отправили мудрецы к нему людей проверить его, может ли судить по запаху или нет, и так как не делал такого — убили его. (Смотри в комментарий «Кэсэф Мишнэ» там, что он ответил, что Рамбам следует мнению в Мидраше Эйха Раба, что иноплеменники убили царя Бен-Кузиву. И согласно мнению Рамбама, следующему мнению Шмуэля (Санэдрин 91б) в том, что нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств, hалаха не следует мнению Равы, что мудрецы Израиля убили царя Бен-Кузиву потому, что он не мог вершить суд по запаху (см. еще в комментарий «Лехем Мишнэ» там)).
4. И если восстанет царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся заповедями подобно отцу его Давиду, согласно Торе Письменной и Устной, и заставит весь Израиль следовать ей, и укрепит слабые места ее исполнения, и станет вести войны Господа, то есть презумпция считать его Мессией. Если он поступал так и преуспел, построил Храм в положенном месте, собрал рассеяние Израиля, то он совершенно определенно есть Мессия, если же пока не преуспел или был убит, то он совершенно определенно не есть тот, о ком предсказано в Торе. И вот, он как все совершенные и праведные цари Израиля, которые умерли.
И лишь затем поставил его Святой, благословен Он, чтобы испытать им многих, как сказано: «И из разумных споткнутся, чтобы очистить их, и отобрать и отбелить до сроков конца, ибо еще есть время». Также и Йешу а-Ноцри, да сотрется имя его и память о нем, который вообразил себя Мессией и был казнен по приговору суда, уже пророчествовал о нем Даниэль, как сказано: «И распутные сыны народа твоего восстанут, чтобы исполнить предсказание, но преткнутся». И разве есть преткновение большее, чем это?! Ведь все пророки говорили, что Машиах избавит Израиль и спасет его, и соберет рассеяние его, и укрепляет их исполнение заповедей. А этот был причиной убийства Израиля мечом, рассеяния остатка их, унижения его, подмены Торы, и склонил весь мир служить иному божеству, чем истинный Господь. Но мысли Творца мира не под силу человеку постичь, ибо наши пути не как Его пути, и наши мысли не как Его мысли. И все эти вещи, относящиеся к Йешу а-Ноцри и к тому потомку Йишмаэля, восставшему после него, призваны лишь сделать прямой стезю царя Мессии, исправить весь мир, чтобы служить Господу вместе, как сказано: «Ибо тогда обращусь Я к народам языком ясным, чтобы воззвали все к имени Господа и служили Ему плечом к плечу». Каким образом? Уже преисполнился мир словами о Мессии и о Торе, и о заповедях, и достигли эти идеи далеких островов и множества народов, необрезанных сердцем, и они обсуждают эти вещи и заповеди Торы. Одни говорят: эти заповеди были истинными, но в это время уже отменены, и не назначались на все поколения, а другие говорят: в них есть тайный смысл, и не следует понимать их буквально, и уже пришел Мессия и раскрыл тайное. Но когда восстанет истинный царь Мессия, преуспеет и превознесется и возвеличится, немедленно все они раскаиваются и познают, что ложь унаследовали отцы их, и пророки их, и отцы их ввели их в заблуждение.
1. Да не подумаешь ты, что во дни Мессии будет изменение в обычаях мира или в законах природы, но мир действует, как в нем заведено, а то, о чем говорит пророк Йешаягу: «И будет жить волк с ягненком, и леопард с козленком будут пастись вместе» — это образ и притча, смысл же в том, что Израиль будет жить безопасно вместе со злодеями язычниками, обозначенными как волк и леопард, как сказано: «Степной волк разграбит их, и леопард подстерегает города их». И покаются все и придут к истинной вере, и не станут грабить и вредить, но будут вкушать разрешенное спокойно с Израилем, как сказано: «И лев, подобно тельцу, станет есть сено». И все подобное этому относительно Мессии есть притча, и в дни царя Мессии станет понятно всем, о чем говорит притча, и на что намекает.
Примечание Раавада: «да не подумаешь ты, что во дни Мессии… притчи» — сказал Авраам: в Торе ведь сказано: «И истреблю Я злого зверя из земли».
2. Сказали мудрецы: нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств. Из простых слов пророков представляется, что в начале дней Мессии будет война Гога и Магога, и что перед войной Гога и Магога восстанет пророк, который будет увещевать Израиль и приуготовлять их сердце, как сказано: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элия», и он не приходит, чтобы очистить нечистое или провозгласить нечистым чисто, и не для того, чтобы объявить порочными людей, которых считают непорочными, и не для того, чтобы объявить непорочными порочных, но лишь для того, чтобы установить мир в мире, как сказано: «И обратит сердце отцов на сыновей». Есть из мудрецов те, кто говорит, что прежде прихода Мессии придет Элиягу, и все эти вещи и схожие с ними не сможет знать человек, как они произойдут, до того, как они произойдут, ибо это вещи тайные у пророков, также и у мудрецов нет четкого предания относительно этих вещей, но они говорят так, как они понимают из стихов Писания, и потому у них есть много споров относительно этих вещей, но во всяком случае, порядок этих событий и исследования их не являются основой веры, и никогда не следует человеку углубляться в сказания, и много времени уделять изучению мидрашей, связанных с этими вещами и тому подобными, и считать их основами веры, ибо они не приводят ни к трепету, ни к любви к Богу, также и не станет рассчитывать конец, сказали мудрецы: «да изыдет дух рассчитывающих конец», но пусть ждет и верит в общую идею, как мы изложили.
3. Во дни царя Мессии, когда устоится царство его и соберутся к нему весь Израиль, всем будет разъяснен род их в святом духе, которым он будет обладать, как сказано: «И воссядет, очищая и омывая…» И сначала очищает сыновей Леви, говоря, этот — родовитый коэн, а тот — родовитый левит, и извлекает тех, кто не принадлежит к этому роду, в Израиль, ведь так говорит Писание: «И сказал Атрашта им… пока не восстанет коэн для урим и тумим» Таким образом учишь ты, что святым духом определяют род тех, кого полагали таковым, и сообщают род. Однако, Израилю называет лишь колена их, сообщая, что такой-то из такого-то колена, а тот из такого-то колена, но не говорит о тех, кого считают непорочного происхождения, что он — мамзер или раб, ибо закон говорит, что семья, которая смешалась, не раскрывают ее проблемного происхождения.
4. Не для того возжелали мудрецы и пророки дней Мессии, чтобы властвовать над миром или помыкать язычниками, и не для того, чтобы превозносили их народы, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, но для того, чтобы могли свободно заниматься Торой и ее мудростью, и не будет у них притеснителя и мешающего, чтобы они могли удостоиться будущего мира, как мы писали об этом в законах о покаянии.
5 И в то время не будет там ни голода, ни войны, ни ревности и зависти, ибо благо будет дано в большом изобилии, и все деликатесы доступны, как пыль, и все занятие мира будет лишь в том, чтобы познавать Господа, и потому Израиль будут великими мудрецами, знающими тайные вещи, и постигнут мысль Творца их, насколько возможно для человека, как сказано: «Ибо наполниться земля знанием Господа, как вода, покрывающая море».
«Однако, дни Мессии — это время, когда царство вернется Израилю и они вернутся в страну Израиля, и будет тот царь великим весьма, и дом царства его в Сионе, велико будет имя его и весть о нем обойдет больше народов, чем о царе Шломо, и все народы будут в мире с ним и все земли будут служить ему по великой праведности его, и вследствие чудес, которые он явит, и всякого, кто восстанет против него, уничтожит Господь и предаст в руки его, и все стихи Писания свидетельствуют об успехе его и нашем успехе с ним, и в действительности не будет никакого изменения по сравнению с тем, как есть сейчас, но только царство вернется Израилю, и так сказали мудрецы: “Нет разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств”, и будут в его дни бедные и богатые, сильные и те, кто слабее их, но в те дни будет людям очень легко снискать себе пропитание, и даже небольшим трудом, который совершит человек, достигнет большого результата, и об этом сказано: “В будущем страна Израиля произрастит булки и одежду”, ибо так говорят люди про того, кто нашел готовое: этот нашел выпеченный хлеб и готовую еду, и доказательство тому сказанное: “и сыны чужеземные — пахари ваши и виноградари”, значит, там есть время посева и время жатвы, и потому разгневался тот мудрец, который произнес это изречение, на своего ученика, когда тот не понял его слов и решил, что они сказаны буквально, и ответил ему сообразно с его уровнем постижения, но тот ответ не был истинным, и доказательство того, что он не ответил ему истинным ответом, это то, что он привел в доказательство своих слов стих: “Не отвечай глупцу на глупость его”.
И великая польза, которая будет в те дни, что мы будем в покое от ига царств, которое мешает нам исполнять все заповеди, и мудрость приумножится, как сказано: “ибо наполнится земля знанием”, и прекратятся войны, как сказано: “не вознесет один народ на другой меч”, и в те дни будет обретаться великое совершенство и через него мы удостоимся жизни в будущем мире, и Мессия тот умрет, и воцарится сын его после него, и сын сына, и уже указал пророк на смерть его: “Не потускнеет и не убежит, пока не насадит суд на земле”, и царство его будет длиться долго весьма, и жизнь человеческая умножится также, ибо когда исчезнут тягостные волнения и печали, тогда увеличатся дни людей, и не следует удивляться, что царство его будет стоять тысячи лет, ибо мудрецы сказали, что хорошее собрание не быстро расходится.
Мы не стремимся и не вожделеем дней Мессии для обилия урожая и богатства, не для того, чтобы восседать на конях, и не для того, чтобы пить вино в сопровождении музыкантов, как думают люди с путаными мыслями. Но пророки и благочестивые вожделели дней Мессии, и весьма велико было их стремление к этим дням, ибо будет тогда собрание праведных и доброе, мудрое и праведное правление царя, великая прямота его и необычайная мудрость, и близость к Богу, как сказано: “Господь сказал мне, ты сын Мой, Я ныне родил тебя” (Теилим 2), и исполнение всех заповедей Торы Моше Рабейну, лишенная халатности и лени, и невозможности, как сказано: “И не станут учить более человек брата своего и человек ближнего своего, говоря: знайте Господа, ибо все будут знать Меня от мала до велика… и поставлю Тору Мою в сердца их… и извлеку сердце каменное из плоти вашей” и много других подобных этому стихов, говорящих об этом. И таким образом удостоятся они будущего мира крепко и прочно».
«Эта вещь является великой основой из основ веры Израиля, состоящая в том, что не может быть, чтобы не восстал от семени Шломо муж, который бы собрал рассеяние наше, и устранил позор наш и изгнание наше, и раскрыл истинную веру, и истребил всех, кто будет перечить его словам. Как обещал нам Святой, благословен Он, в Торе Своей: “Увижу его, но не теперь, замечу, но не близко, взошла звезда от Яакова и восстал жезл от Израиля, и сокрушил края Моава и победил всех сыновей Шета, и был Эдом наследием его, и наследием ему был Сэир врагов его, а Израиль преуспевает…”
Также обетовал нам Творец через Своих пророков, что мы не погибнем и не совершит с нами полного истребления, и мы не перестанем быть благочестивым народом. И также как невозможно представить себе прекращение бытия Творца, так и мы не можем исчезнуть из мира. Ибо так сказано: “Я Господь не изменился, и вы, сыны Яакова, не были истреблены” (Малахи 3:6), И также возвестил нам Всевышний и укрепил нас в том, что невозможно Ему презреть нас вообще, хотя мы и гневим Его и преступаем Его заповеди. Ибо так написано: “Так сказал Господь: если будут измерены небеса наверху и будут исследованы основы земли внизу, то и Я презрю все семя Израиля за все, что сделали они, сказал Господь” (Йешаягу 31:37). И в том же самом смысле обетовал нам в Торе через Моше Рабейну, ибо так написано: “И еще то, когда будут в стране врагов их, не презрю их и не возгнушаюсь ими, чтобы истребить их, разорвать завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их” (Вайикра 26:44)»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.