Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Рамбан, Мистика, Рай, Рав Эуд Авицедек
Входы в Ган Эден и Геином
Мы объяснили, что идея еды состоит в поддержании жизни посредством истребления элементов, находящихся на более низком уровне, чем тот, кто ест. Здесь поговорим о еде, связанной с воображением:
Есть три реальности: материя, идея и фантазия. Материя — это материальная реальность. Идея — духовная, это внутреннее содержание, источник всего материального. Что касается материи — условие его существования — естество в тех границах и определениях, какие определены для этой вещи. Однако существование духовного обусловлено устранением плотского естества, ибо это сущность разума (мир, где обитает душа): отстранение от всякого плотского дела и очищение от всякой крупицы материи. Но и фантазия также уничтожает границы естества, но не потому, что стремится к духовному, напротив, все его стремление и желание — к плоти, но так как границы плоти удовлетворяют полноте его страсти, ломает он ограничения матери и пределы естества. Такова суть Геинома — реальность небытия, языком Маараль, и вникни в это как следует.
Прилепленность злодея к миру фантазии приводит в результате к прекращению его существования, ибо вся действительность, от которой он питается и в которой находит свое наслаждение и жизненность, не существует на самом деле, ни в пределах требуемого естества, ни в действительности вечности — духовном аспекте. Потому и прекращение существования этой реальности происходит в двух мирах: «Злодеи даже при жизни называются мертвецами» (Брахот 18б), это страшно для того, кто думает об этом. Напротив, праведник, прильнувший к духовному аспекту, к миру вечных разумов, питается лишь тем, что необходимо в пределах естества, святой же превосходит и это, ибо его питание есть превознесение материи, такой человек живет в двух мирах, «праведник называется жизнью», и поразмысли над этим хорошо.
И вот, как мы объяснили, еда человека, связанная с уничтожением поедаемого, касается того, что «ниже его», и в этом наслаждение и превознесение его, когда собираются все уровни жизни (искры), которые находятся и укрепляют аспекты минералов, растений и животных, их превознесение и исправление, как было объяснено. Когда поднимется человек на ступень идеи разума, тогда едой его — связанной с уничтожением — станет ступень, низшая по сравнению с этим — это ложная фантазия. В этом состоит наслаждение разума — в истреблении ложной фантазии, то есть, когда он собирает в себе все отрицания всех наслаждений этого мира и его фантазий. «И ведь это самое сладкое и самое приятное наслаждение — властвовать над скотским духом, это постоянное наслаждение, дающее покой душе» (Хазон Иш, письма, часть 2, 13). Поразмысли над всем этим хорошенько.
«Ган Эден — сказал Реш Лакиш: если он находится в Эрец Исраэль, то вход его в Бейт Шане (потому что плоды этого места самые сладкие во всей стране Израиля — Раши), а если в Аравии — то вход в него в Граме, а если в Месопотамии — то вход его в Думаскенине, а в Вавилоне — Абайе хвалит плоды правого берега, Рава хвалит плоды Герпании» (Эйрувин 19а).
Разумеется, место вкусных плодов свидетельствует о своем духовном корне — Ган Эдене, который есть источник всех наслаждений. Но открыли нам учителя наши, что ключ оттуда — вход к постижению Ган Эдена — состоит в отрицании телесных наслаждений, которые символизируют эти места. Один вход соответствует страстности, а один — гневливости, прародителям всех дурных черт. При правильной еде — истреблении плотских фантазий и желаний — праведный приподнимается ко входу к постижению духовных удовольствий, таков аспект Ган Эдена, таковы входы в Ган Эден.
И расширим немного, ведь мудрецы наши уже установили: «Всякий, превосходящий величием другого, страсть его превосходит силой страсть другого» (Сукка 52а). И так мы находим, что корень страсти к идолопоклонству заложен в Святое Святых (Йома 69б). И так учили нас, что корень страсти половой связи необходим для желания постичь Тору (Зоар, часть I). Корень всякого греха и таков и первый грех — сила змея — есть фантазия, восседающая на вожделеющем.
Этой силой он склоняет его пользоваться этими силами и страстями больше, чем это необходимо, с целью получать удовольствие от этого мира, а потом человек уже не в состоянии получить наслаждения от истинных удовольствий.
Таким образом, для злодея, эти входы являются входами в Геином, потому что он пользуется этими силами, страстями и реалиями для наслаждения от этого мира. Для праведника же это входы в Ган Эден, ибо он отвергает те воображаемые страсти, которые сопровождают эти вещи, снимает с них одеяние плоти, раскрывает их внутреннее содержание, ибо цель их состоит в постижении истинного наслаждения — из корня Ган Эдена, получать наслаждение от близости к Всевышнему и удовольствие от сияния Его Шхины.
Неравнодушному мыслителю подобает наслаждаться пониманием этих основ.
Есть еще одна тема, которую поднимает Рамбан, полемизируя с теми, кто отрицает все эти вещи:
Место душ
«И если станут вопрошать нас: каким образом душа может быть ограничена тем местом, которое называется Геином или Шеоль» (Рамбан, там же). Это вопрос, который задают отрицатели веры в воздаянии в Геиноме и Ган Эдене — ведь душа нематериальна, как же ее может заключить в свои пределы какое-то материальное место?
«На это мы ответим им, что несмотря на всю глубину слов греческих философов и соблазнов халдеев и агарян, утверждающих, что душа не заключается в пределы места и нет у нее обиталища в мозгу или в сердце, но они лишь места, содержащие намек на функции разума (таково мнение философов, что у души нет конкретного места)». Таково воззрение философов, что у души нет конкретного определенного места в человеческом теле, ибо нет места, способного заключить ее в свои пределы.
«Мы же, тем не менее, не станем обманывать свой разум, что нет в теле какого-нибудь Реувена этого тонкого творения, называемого душой, более, нежели есть от этой души в мозгу осла или в ветке дерева. И что эта душа никак не привязана к телу более, чем она привязана к телу другого человека. И неважно, находится ли ее обиталище в теле человека в аспекте “места” или без аспекта “места”, ибо она не есть плоть, и нет смысла цепляться к словам мудрецов, когда они говорят о вещах, которые не суть плоть, но всяком случае душа обитает в нем и имеет связь с его телом» (там же). Каким бы ни было определение, мы видим факт, что душа имеет отношение к конкретному человеку, сообразно с ее сутью, обитает в конкретном человеке, и уже предпринималась попытка дать этому объяснение: «Как говорят некоторые исследователи из народов, это тонкое, сияющее духовное творение привязано к духу жизни, который они называют другой человеческой душой, и эти две души сопряжены друг с другом: тонкая, пребывающая в более грубой, обладающей движением, связанной с естественным теплом крови, и связь этих обеих душ подобна связи пламени с фитилем посредством масла, т.е. кровь выполняет роль посредника между ними. Или это происходит иным путем, как хотят те, кто расширяет уста свои, обсуждая формулировки и ругая тех, кто спорит с ними, называя тех, кто отходит от их слов глупцом и неучем, ничего не разумеющим и не знающим…
Но в любом случае, Тот, кто сообщил душе обиталище в этой плоти, и сопряг ее с телом, способен ограничить ее этим местом, и связать ее с тем тонким огнем, который находится там, ибо он также относится к высшей группе существ, и был так создан, чтобы душа очищалась от скверны в том чистилище или погибала совсем» (там же).
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?