Из цикла «Знание веры», темы: Машиах, Пророчество, Рамбам, Рамбан, 13 основ веры, Вера, Конец дней, Рав Эуд Авицедек
Рамбам, основной авторитет в вопросах основ веры, установил, что вера в приход Мессии является основой Торы. Далее мы покажем, что не все наши учителя согласились с ним в этом положении. Безусловно, они также считали веру в приход Мессии обязательной, о котором говорили многие пророки, но они утверждали, что это не является основой, на которой базируется религия Израиля. Мнение Рамбама стало принятой в hалахе, и вера в приход Мессии встала в ряд с другими основами веры. Эта тема будет предметом нашего рассмотрения в начале изложения этой основы.
Мессия знаменует избавление из четвертого изгнания, конец которого не был раскрыт. Долгота этого изгнания и тягостность его испытаний являются причинами утраты веры в его приход. Нам надлежит вдуматься в суть этого изгнания, и таким образом понять его назначение и исправление через избавление.
Это дни конца изгнания, по их завершению должен будет открыться Избавитель. Как мудрецы наши видели своим святым духом, это наиболее тяжелое время, которое придется пережить народу Израиля. Как в смысле испытаний в вере, так и в смысле бед и страданий, которым подвергнется народ в целом и каждый отдельный человек. Мудрецы открыли нам корень и цель такого руководства, ибо только из него произрастает Избавление, далее мы особо поговорим об этом.
В этой основе, помимо веры в нее, есть и заповедь, являющаяся частью основы, и это: ожидание прихода Мессии. Следует разъяснить ее суть, разобраться в ее внутреннем значении в качестве части основы.
«Сказал Рав: вышли все сроки, и все теперь зависит лишь от покаяния и добрых дел. А Шмуэль сказал: довольно скорбящему выдержать время своего траура. Их спор аналогичен спору танаев: рабби Элиэзэр говорит: если евреи совершат покаяние — будут избавлены, а если нет — не будут избавлены. Сказал ему рабби Йеошуа: если не совершают покаяние — не будут избавлены, но Святой, благословен Он, ставит над ними царя, указы которого столь же тяжки, сколь указы Амана, и Израиль совершают покаяние и возвращает Он их на добрый путь» (Санэдрин 97а).
По всем мнениям Избавление зависит от покаяния. Мы разъясним этот предмет и увидим, что само покаяние является частью Избавления, которое есть полное исправление всего мироздания.
Эта мало освещенная тема требует объяснения. Почему есть необходимость в двух Мессиях? Какова функция каждого из них? Почему изначально Машиаху сына Йосэфа было предначертано погибнуть? Этими вопросами мы займемся, а также осветим уровень самого Машиаха в отдельной главе.
«Сказал рабби Хия бар Аба от имени рабби Йоханана: все пророки говорили лишь о днях Мессии, но будущий мир — не видел того глаз, но лишь Ты, Боже! И в этом он спорит с Шмуэлем, ибо сказал Шмуэль: нет никакой разницы между этим миром и днями Мессии, кроме ига царств, как сказано: “Ибо не исчезнет бедняк из среды земли”» (Брахот 34б).
Этот спор относится к сути дней Мессии, продолжит ли существовать привычный миропорядок, или он будет нарушен. Мы должны вдумчиво подойти к этой теме, понять, каким будет положение человека в те дни, исчезнет ли свобода выбора по мнению Шмуэля, а если нет, то в чем она будет заключаться.
Вышеуказанный спор амораев является основой спора Рамбама и его последователей с Рамбаном и мудрецами Каббалы относительно сущности дней Мессии, мы посвятим отдельную главу для разъяснения мнений каждой их сторон.
Избавление — предстоящее спасение — является темой большого количества пророчеств наших пророков. Это надежда Израиля, на него они уповают и его ждут. Вера в него дает им силы выстоять тяготы изгнания и долготу ее дней. Более того, она дает смысл и значение для самого изгнания. Боль и страдания, особенно связанные с верой, приобретают смысл в контексте ожидания избавления. Не просто так, враги наши, и прежде всего христиане, стремящиеся уничтожить веру Израиля, подвергают ударам именно веру в эту основу. Отрицают надежду Израиля на избавление, даже приводят доказательства из слов пророков, что Творец заменил нас на них, послал им их Мессию, и нет надежды на наше избавление, как видно из долготы изгнания и униженного положения Израиля в нем.
Творец, благословен Он, поставил нам пророков, которые увещевают нас на протяжении поколений, чтобы утвердить эту основу и укрепить ее. Пророчество служили лекарством и снадобьем для всех разбитых и сокрушенных сердец, укрепляли ослабленные руки и согбенные колени. Наши учителя писали обильные слова утешения, приводили доказательства из слов пророков и мудрецов, чтобы укрепить веру в приход Мессии, много занимались опровержением слов христиан, склонявших слова пророков в сторону своей тщетной веры.
Особенно постарался великий учитель Израиля объяснить эту основу. Он видел то разрушение и отвержение Торы, к которому привело отрицание этой основы, в то, что сын Давида есть наш Избавитель: «Ибо Машиах избавит Израиль, спасет их, соберет рассеяние их и укрепит их соблюдение заповедей», а они отреклись от веры в нашего Машиаха и пошли за своим Лжемессией, ставшим для них камнем преткновения и причиной «убийства Израиля мечом и рассеяния остатка их, унижения их, подмены Торы, и склонил большую часть мира к служению иному божеству, нежели истинный Бог».
Рамбам установил, что вера в приход Машиаха сына Давида, является основой веры, и любой отрицающий ее равен отрицающему другие основы.
Есть среди наших учителей те, кто не согласились с ним в этом вопросе, и хотя они, безусловно, считают, что каждый сын народа Израиля обязан верить в это, тем не менее, они полагают, что это не является основой веры. В этой главе мы займемся этим вопросом.
«И знай, что даже если мы согласимся в сердце нашем, что за преступления наши и грехи отцов наших утратили мы все утешения, и что это изгнание будет длиться постоянно без конца и края, и даже если скажем, что возжелал Бог истязать нас в этом мире игом царств, для какой-либо цели или без нее, все это не навредит нам в смысле основы Торы. Ибо конец награды нашей состоит не в днях Мессии и поедании плодов той земли, омовении в термах Тверии, и тому подобных наслаждениях, также и жертвы, и служение в Храме не есть предел нашего желания, но воздаяние наше и взор наш направлен на будущий мир, на наслаждение души тем, что называется Ган Эден, и на спасение от наказаний Геинома».
Эти слова принадлежат Рамбану в «книге Избавления». По его мнению, пока человек не отверг надзор Творца и наказание, и награду, предстоящую ему в мире душ, и воскресение мертвых, хотя он и не верит в обетования спасения в этом мире — это дни Мессии, — нет в этом разрушения Торы и отвержения основы веры. Далее мы приведем слова Рамбана относительно высоты веры в предстоящее избавление, ее ценность и значение. Но несмотря на всю ценность совершенства этого исправления, Рамбан не считает ее основой веры, как он об этом сказал.
Но он заканчивает там свои слова так: «Однако, наши мудрецы полагают, что тот, кто отрицает начало этого воздаяния, то есть, дни Мессии, отрицает Тору и нет у него доли в будущем мире. Потому что к этой мысли привело его именно отрицание воздаяния за исполнение слов нашей Торы, он умалишенный, который спорит с явными стихами Писания, и называется апикоросом в словах наших мудрецов».
Если так, то в отношении алахи, Рамбан признает правоту мнения, что вера в приход Мессии является основой веры.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»