Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Будущий мир, Маараль, Рав Эуд Авицедек
Шл”а приводит два ответа: один ответ взят им из слов Маарам Баг, а второй — его собственный, но суть их в одном, а именно, что, на самом деле, указание на вечное воздаяние содержится в Торе, мы приведем сначала ответ Маарам Баг:
«Из всех наших слов следует в общем следующее: с момента уничтожения смерти не будет более смерти, и все будет жить вечно, и исполнится сказанное: “и положу жилище Мое среди вас”, Шехина пребудет среди нас в теле и душе вечно, и чем старше будет становиться человек, будет прибавлять в мудрости, и пойдут от подвига к подвигу без конца и предела. И начало будет пределом сытости и без труда, ибо работа их будет делаться сама, а земля Израиля произрастит булки и одежду. Затем будет на земле мир, “и истреблю злых зверей” — это тайна “клипы”, из “клипы” будет устранена горечь, и кожура будет служить плоду, как я писал выше. “И Я распложу вас и преумножу вас” — с выпрямленной спиной, подобно Адаму до грехопадения. “И положу жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас” — все эти вещи говорят о вечности, ибо сразу по обретению этих благословений начинается вечность. И не вызывает затруднения это упоминание вечности, но лишь для Рамбама, который считает, что это благо прекратится и станут опять умирать после воскресения из мертвых, и вечность будет лишь для душ, для него остается трудным, почему Тора не сказала об этом. Но для согласия мудрецов Истины в том, что вечность дана для душ в теле, и она не закончится, но лишь будет возрастать постоянно без конца и предела, все становится верным» (Шл”а, История человека, Бейт Давид).
Объясняет Маарам Баг, что по мнению мудрецов Истины, в Торе упомянуто воздаяние. Ибо невозможно отделить материальные и духовные обетования, которые упомянуты в Торе, от обетования вечности. Ибо вечное обетование дано душе и телу вместе, и обетования эти состоят в том, что благословения и обетования, данные в Торе, будут исполнены в вечности, и сами они будут возноситься все выше и выше вечно, от материальных обетований к духовным обетованиям, которые являются их источником, и пойми это хорошо. В этих благословениях содержатся все обетования: уничтожение зла, преумножение блага в материальном и духовном, и помещение присутствия благословенного Бога в Его народе, это и есть само по себе воздаяние и вечное обетование для души в теле. И, разумеется, все это в процессе восхождения, у которого нет конца. Нужно уразуметь эти восхитительные вещи.
Сам же он дал объяснение, что, действительно, вечное духовное воздаяние, описано в Торе. И это он объясняет, предварив знание тайны букв Торы и их высшего источника, и тайну высших истоков всех существ вообще. Ибо буквы, которыми были созданы небо и земля, являются источниками всех существ, и из их сочетаний были созданы все существа по родам их. Но они опускаются — буквы и все существа — от ступени к низшей ступени, пока не воплощаются в той материальной форме, в которой открываются нам. И все, о чем говорится в Торе в материальном значении, на самом деле указывает на свой духовный смысл и источник, но в этом мире раскрывается в материальной форме.
Если так, то те обетования, касающиеся материальных наград, скрывают в себе свой источник, а именно: вечные духовные обетования. Например, обетование дождя скрывает обетование блага вечной жизни, ибо материя есть воплощения принципа благодати, источника создания жизни, и так во всех обетованиях блага скрыты вечные обетования, касающиеся источника этих благ, и в общем виде это касается будущего мира со всеми его вечными духовными наслаждениями. Если так, то в простом прочтении Тора раскрывает, подразумевая во внутреннем смысле, вечные обетования. И пойми это хорошо.
Он подробно объясняет там различие между пророческим постижением и постижением мудрости, сообразно сказанному мудрецами: «Мудрец лучше пророка».
«Ибо мудрец понимает своим умом, и раз он понимает своим умом, то способен постичь скрытые и самые тайные вещи, но пророк называется “провидцем” или “смотрящим”, то есть он может видеть вещи с внешней стороны, поэтому любой пророк нуждается в прилеплении к вещи, о которой он пророчествует, и он прилепляется к этим вещам и знает их в силу своего пророчества». Постижение мудреца, размышляющего своим умом, является внутренним, и потому он способен постичь вещи «сокрытые и тайные».
«Ибо пророчество похоже на видение глаза, который улавливает ощущаемое с внешней стороны, и хотя пророчество производится не материальным органом чувств, все же, как орган чувств прилепляется к ощущаемому, так есть и прилепление силы пророчества пророка, которая есть представляющая способность, или той силы, которая принимает пророчество, которая прилепляется к той вещи, о которой он пророчествует. И потому имеет преимущество мудрец, который постигает и познает тайные вещи, выводя их из своего разума собственными силами» (там же).
Таким образом он объясняет там, почему идея будущего мира не упомянута в Торе. Это потому, что Тора есть слово Бога живого, переданное через пророка.
«И потому невозможно, чтобы идея будущего мира и нетленности души вообще была передана в пророчестве, ибо нет возможности узреть и увидеть это, ибо эта вещь полностью отделена от человека, и поскольку она полностью отделена от человека, то пророчество не затрагивает ее, ибо, как мы уже говорили, пророчество должно прилепиться к вещи, которой она касается, извне. Поэтому идея будущего мира и бессмертия души более подлежит объяснению посредством мудрости, ибо мудрец постигает тайные вещи более чем то, что раскрывается в пророчестве, потому мудрец лучше пророка, ибо он в состоянии постичь то, что невозможно постичь пророчеством, ибо пророческая сила подобна ощущению глаза, принимающего ощущаемое извне, и нет возможности написать в Торе идею будущего мира, ибо это вообще не имеет отношения к понятию пророчества, ибо тот, кто познал разницу между мудрецом и пророком, понимает, что это вещь невозможная, ибо пророки должны прилепиться к вещи, о которой они пророчествуют.
И потому сказали мудрецы: Все пророки говорили лишь о днях Машиаха, но будущий мир — “глаз не видел того, но лишь ты, Боже”. Суть этой идеи в том, что, поскольку пророчество нуждается в способности видеть, а она и есть прилепление извне к тому, что познается пророчеством, то пророчествовать они могли только о днях Машиаха, потому что идея Машиаха относится к дням этого мира и не отделена от человека полностью, потому что это все еще этот мир. Но будущий мир, отделенный от этого мира, не подлежит пророчеству, ибо глаз не видел его, а пророк может пророчествовать лишь в силу своего пророческого зрения, как мы говорили».
Приведем суть его слов вкратце: будущий мир есть конечное исправление всего творения. Это предназначение включает в себя все души народа Израиля, даже законченных злодеев, о которых сказано в Мишне, что нет у них доли в будущем мире. Каждый, происходящий из семени праотцев Израиля, и душа его — душа Израиля, будет исправлен, через страдания в этом мире и в будущем, но в конечном будущем зло будет исправлено, и весь совершенный им грех, даже грех, за который полагается ему «карет» — будет изглажен.
Поэтому эта идея не может быть записана в Письменной Торе, ибо, согласно законам Торы, этим злодеям нет исправления, и лишь согласно руководству высших принципов Творца и тайнам Милосердного, эти обетования обретаются для всех душ Израиля, не соответствуя их поступкам, но по принципу благости Бога и Его щедрот. И лишь мудрецы, знающие тайное, — и это мудрецы Устной Торы, — именно они раскрыли эту основу.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.