Из цикла «Знание веры», темы: Воскрешение из мертвых, Награда и наказание, Рамбам, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
По мнению Рамбама, что воскресение мертвых не является частью будущего мира, и он полагает, что суть будущего мира раскрыта в Торе, остается необходимым объяснить, почему в Торе не написано про воскресение мертвых?
Он подробно пишет об этом в своем послании о воскресении мертвых, мы приведем суть его слов. Воскресение мертвых есть чудо, полностью противоречащее законам природы, и вера в него дается только через пророчество. Было необходимым прежде утвердить веру в пророчество у поколения вышедших из Египта, которое было окружено отрицающими веру в пророчество и сотворение мира из небытия. И только затем было возможно сообщить через пророков эту основу веры.
Следует задать вопрос относительно его слов. Ведь получается, на первый взгляд, что до слов пророков (а по мнению Рамбама там, лишь пророчество Даниэля, который относится к последним пророкам, обязывает открыто верить в эту основу) в народе не была распространена вера в воскресение мертвых? Но ведь по мнению Рамбама, тот, кто отрицает хотя бы одну из тринадцати основ, даже не по злому умыслу, лишается доли в будущем мире! И даже если мы скажем, что та основа, которая еще не была раскрыта, не налагает такой кары, остается непонятным следующее:
Зачем нужно было ждать прихода пророков? Ведь Моше Рабейну, величайший из пророков, пророчество которого более всего было истинным в глазах народа Израиля, не прибегая даже к знамениям! Почему же Творец не раскрыл через него в явном виде идею воскресения мертвых в Торе?
Возможно, можно дать на это такой ответ:
Сообразно с силой затруднения, представляется верным сказать, что смысл причины, по которой вечное воздаяние не было раскрыто в Письменной Торе, состоит в том, чтобы утвердить веру в Устную Тору, через которую и сообщить эту основу, что нет никакой возможности постижения вне толкования мудрецов Устной Торы ничего из того, о чем говорится в Письменной Торе. И действительно, ведь вся основа веры в воскресение раскрывается лишь через мудрецов Торы.
И как объясняется в Гемаре: «Все пророки вообще говорили лишь о днях Машиаха, но будущий мир — “не видел того глаз, но лишь Ты, Боже”» (Брахот 34б). И ведь без пророческого дара, единственная возможность для этой основы быть раскрытой существует только через мудрецов Торы. И как мы привели из слов Рамхаля, нет никакой возможности познать эту основу, руководствуясь только словами Письменной Торы. И действительно, через мудрецов Торы эта основа утвердилась у всего множества народа. Те, кто отрицали ее, начали с того, что отрицали Устную Тору как таковую. В свете этих слов, становится более понятным, почему относительно этой основы требуется вера в то, что воскресение мертвых следует из Торы, как мы говорили подробно об этом выше.
И это тоже лишь на правах возможного ответа, сообразно с тяжестью проблематики. Абарбанэль в своей книге «Йешуот Мешихо» объясняет, что есть три эпохи в том, что называется «конец дней». Первая — время, когда невозможно ему наступить, прежде наступления двух тысяч лет Машиаха, вторая — последнее время, позже которого не может быть, чтобы он не наступил, это время называется «в положенный срок». Третья — время, когда возможно ему наступить, если конец будет ускорен.
А поскольку воскресение мертвых произойдет в эпоху дней Машиаха, а заповедь ожидать этих дней является целью этой веры, все то время, пока не прошла эпоха, невозможная для его прихода, не было необходимости вообще раскрывать эту основу в Торе, однако все это воспринимается с большим трудом.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению