Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Карет, Рамбам, Рамбан, Рав Эуд Авицедек
Выше мы привели слова Рамбама о том, что воздаяние злодею было раскрыто в Торе, и оно состоит в наказании «карет». И как Рамбам приводил источник этой основы в Торе: «И слова Писания, указывающие на эту основу, — то, что сказано: “Теперь же, если понесешь грех их, а если нет — сотри меня”, и ответил ему Господь: “того, кто согрешил мне, сотру из книги Моей”, значит, Он знает того, кто служит Ему, и того, кто грешит против Него, чтобы воздать награду первому и наказать второго».
И так Рамбам пишет в свое послании: «И мы объяснили, опираясь на слова Торы, согласно с тем, как их истолковали наши мудрецы, и все это для того, чтобы разрешить великое сомнение, могущее возникнуть у того, кто решит, что в Торе нет указания на воздаяние и наказание в будущем мире в явном виде. Ибо Тора указала на предел наказания, состоящее в исторжении души из будущего мира. И это те же самые вещи, о которых мы долго и подробно говорили в нашем сочинении о законах покаяния» (Послание о воскресении мертвых).
И следует задать вопрос, почему о воздаянии праведника не сказано открыто, а именно о пребывании его души в жизни будущего века?
И написал об этом Рамбан: «И знай, и разумей, что “карет”, про который говорится в отношении души — есть великое упование на пребывание души после смерти и на доброе воздаяние в мире душ, ибо когда Всевышний говорит: “И исторгнется душа та из народа ее” (Бемидбар 15:30), “И исторгнется душа та передо мной” (там же 22:3), то это указывает на то, что грешная душа исторгнется за грех свой, а другие души, которые не согрешили, будут пребывать перед Ним в высшем сиянии, и потому Он поясняет: “душа та, грех ее в ней” (Бемидбар 15:31), ибо тот грех, который в ней, уничтожает ее.
Смысл же всего этого в том, что душа человека есть свеча Бога, вдунутая в ноздри наши из уст Всевышнего и дыхания Вседержителя, как сказано: “И вдунул в ноздри его душу живую” (Брейшит 2:7) — и получается, что она, будучи самой по себе бессмертной, не состоящей из элементов так, чтобы ее разложение на них было возможным, и была бы у нее причина для возникновения и уничтожения, подобно составным творениям, но ей положено пребывание в вечности, подобно пребыванию бесплотных разумов.
Поэтому нет нужды Писанию говорить о том, что душа пребудет нетленной в заслугу заповедей, но говорит лишь о том, что в наказание за грехи обезобразится, осквернится и будет исторгнута из положенной ей вечности, и потому такое слово избрала Тора для обозначения этого — “карет” (“отсечение”), подобно тому, как ветку отсекают от дерева, в котором находятся ее корни, и об этом сказали наши мудрецы: ““из народа ее” — народ же ее пребывает в мире” (Сифри гл. Шлах 112), ибо “карет” для грешной души указывает на нетленность других душ, которые не согрешили, и они и есть “народ ее, пребывающий в мире”» (Комментарий к книге Вайикра, 18:29).
Пребывание души в вечности есть естественная вещь для нее, ибо ее природа выше природы элементов, и как объясняет Рамбан, комментируя стих (Брейшит 2:7): «“И вдунул в ноздри его душу живую” — здесь намекает нам Писание на величие души, ее происхождение и тайну, ибо, говоря о ней, упомянуло полное Имя Бога, и сказало, что именно Он вдунул в ноздри человека душу живую, сообщая этим, что душа в человеке имеет происхождение не из элементов, как оно намекнула, говоря о физической душе животных (там же 1:20), так же не происходит она от бесплотных разумов, но она есть дух Великого Бога, из уст Его знание и разум, ибо тот, кто дует в ноздри другого, дает ему от своего дыхания, и об этом сказано: “Дыхание Вседержителя устроило их” (Иов 32:8)».
И потому в природе ее заложено вечное существование: «И по этой причине не пояснил учитель наш Моше в Торе, что награда за заповеди есть награда в мире душ, ибо это есть вещь естественная, ибо нет уничтожения для бесплотного разума… и поскольку нетленность души есть вещь очевидная и естественная, а “карет” (“исторжение”) — вещь чудесная, понадобилось ему открыто говорить о “карете”» (Конец речи «Торат А-шем тмима»).
Однако, Рамбам писал не так, а именно, что «карет» также является естественной вещью, ибо вот его слова в послании о воскресении мертвых: «И не вынес их за пределы событий этого мира в воздаянии и наказании, и за пределы вещей, заложенных в природе, а именно пребывание души или ее исторжение, о которых мы говорили, то есть, будущий мир и “карэт”».
Здесь он следует своему мнению в нескольких местах, где он пояснил, что душа злодея истребляется подобно скотине: «Ибо человек, преследующий свои страсти, отдающий преимущества вещам чувственным над разумными, переводящий свой разум на свои страсти, пока не станет подобен скотине, которая не представляет в своей душе ничего, кроме еды, питья и полового сношения, тогда божественная сила, т.е. разум, никак не узнается в нем, и становится похожа на какое-то отрезанное существо, плавающая в море первичной материи, а море первичной материи есть хаос» (Предисловие к Мишне).
Так он пишет и в законах о покаянии: «Расплата же со злодеями состоит в том, что они не удостоятся той жизни, но будут истреблены и погибнут, и каждый, кто не удостаивается этой жизни, есть мертвец, который никогда не будет жить, но истребляется за свое злодейство и погибает, как скотина, и это “карет”, о котором говорит Тора, как сказано: “исторгаясь, исторгнется душа та”, и говорит об этом Предание: “исторгаясь в этом мире, исторгнется из будущего мира”, т.е. та душа, которая отделилась от тела в этом мире, не удостоится жизни в будущем мире, но исторгнется из будущего мира также» (Законы о покаянии 8:1).
Но истина в том, что здесь нет спора вообще, ибо без сомнения, «карет» не есть нечто естественное для души, самой по себе, ибо она взята из источника жизни, как объяснил Рамбан. Но в силу свободного выбора человеку дана возможность создавать свою сущность. Этот злодей, который пошел против своей души и дал силы своему телу, чтобы превозмочь душу, для него естественно, с точки зрения той сущности, которую он создал в себе, быть отторгнутым от источника жизни. И как сказал рабейну Йона а-Хасид: «И знай, что душа злодея, все желание которой состоит в телесных удовольствиях его физической жизни, и она отдалилась от стремления к служению Творцу и отошла от своего источника, по смерти его опустится в землю, туда, куда были направлены ее желания, и станет природа ее подобной праху, который спускается, но не поднимается… И еще сказано: “Кто знает, дух человеческий поднимается ли вверх, а дух скотины опускается ли вниз в землю”… “Дух скотины” — это злодеи. И не может человек сказать, что сомнение было в душе человеческой, поднимается ли она вверх, ибо Писание говорит: “А дух вернется к Богу, который дал его” (Коэлет 12:7). Да и относительно духа скотины, как возможно сомневаться, опускается ли он вниз, ведь дух скотины взят от земли, как же он может подняться?! И объясняется в Торе, что душа человеческая есть высшее творение, ибо про душу скотины сказано, что она от земли, как сказано: “Произведет земля душу живую по роду ее” (Брейшит 1:24), а про душу человека: “И вдунул в ноздри его душу живую” (там же 2:7). Поэтому душа человеческая поднимается вверх после смерти тела, ибо все вещи возвращаются к своему источнику» (Шаарэй Тшува, шаар 2, 18).
Хотя душа праведника по своей природе поднимается к своему источнику, душа злодея (будучи взятой оттуда же) опускается в прах, как скотина, источник которой там, ибо такую сущность создал он для себя, а «все вещи возвращаются к своему источнику».
В любом случае, Рамбам также считает, что награда души есть вещь более естественная, и потому в Торе есть указание только на наказание «карет», а не на награду в будущем мире.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»