Из цикла «Врата воздаяния», темы: Воскрешение из мертвых, Душа, Рамбам, Рамбан, Будущий мир, Духовный мир, Ган Эден, Загробная жизнь
115) И еще написал Рамбам в одном из своих респонсов: «Представления мудрецов Греции и мудрецов Запада о душе совпадают в том, что душа — это чистая и отделенная от материальности сущность, лишенная тела и образа, и что она — источник познания. Она и не нуждается в теле, поэтому, когда тело погибает, она не уничтожается с ним, а продолжает жить сама по себе; она существует, подобно ангелу, созерцая свет того, Будущего мира, и наслаждаясь им». Таковы слова Рамбама. Однако его понимание традиции отличается от нашего; ведь он представляет себе Будущий мир как мир душ, в котором нет места телу, как он объясняет в нескольких местах своих книг.
И также следует из его слов, что и время Будущего мира он определяет не так, как мы. Ведь по его мнению, Будущий мир наступает для человека немедленно после смерти, — и это то наслаждение и та нега, которую мы называли Ган Эденом. Так написал Рамбам, благословенна память о нем, в книге Мада (Законы тшувы 8:8): «Мудрецы называют тот мир “Будущим” не потому, что сейчас его не существует, и он возникнет только после того, как исчезнет этот мир. Дело обстоит не так. Но “Будущий” мир уже существует и пребывает, как написано (Теилим 31:20): “…Велико Твое благо, которое Ты хранишь для трепещущих перед Тобой, совершаешь для уповающих на Тебя…” (т.е. воздаяние Будущего мира уже “совершается”, несмотря на то, что Ашем “хранит” его от глаз пребывающих в нашем мире). И его называют Будущим миром только потому, что жизнь в нем наступает для человека после завершения его жизни в этом мире, где наши души пребывают вместе с телами. Но сам “Будущий” мир существует для каждого человека изначально». И видно из этих его слов, что Будущий мир — это Мир Душ, наступающий сразу после смерти тела.
Еще написал Рамбам, благословенна память о нем: «В Будущем мире нет тел и плоти, но только бестелесные души праведников, подобные ангелам-служителям. И поскольку в нем нет тел, нет в нем ни еды, ни питья, и ничего из того, в чем нуждаются тела сынов человеческих в этом мире. Т.е. там не сидят и не стоят, не спят и не умирают, не печалятся и не видят и т.п. И сказали мудрецы древности, благословенна память о них: “В Будущем мире нет ни еды, ни питья, ни интимной близости…, а только праведники восседают с венцами на головах и наслаждаются сиянием Шехины” (Брахот 17а). Ведь ясно, что нет там тел, уже из того, что нет там “ни еды, ни питья”. А то, что сказано “праведники восседают”, это иносказание: т.е. души праведников пребывают там, не испытывая страданий или усталости. И также то, что сказано “с венцами на головах”, — имеется в виду мудрость, которую они приобрели и благодаря которой удостоились жизни Будущего мира, — она по-прежнему с ними, и она их “венец”. А что значит “наслаждаются сиянием Шехины”? Они познают и постигают подлинную сущность Святого, благословен Он, так, как не могли познать, пребывая в темном и низменном теле» (Законы тшувы 8:2).
И еще подробнее Рамбам разъясняет это в главе Хелек и в своем «Свитке воскрешения мертвых» и он приводит доказательства того, что в Будущем мире пребывают только бестелесные души.
116) А Ган Эден, по его представлению, это избранное место на земле, в котором Б-г посадил плодовые деревья и разнообразные растения, приносящие великую пользу. И в будущем Он откроет его сынам человеческим и укажет им дорогу туда, и они будут наслаждаться там в дни Машиаха или после воскрешения мертвых — во плоти, как в этом мире. И его наслаждения подобны наслаждениям этого мира — с едой, питьем, умащением маслами, купанием. Но не это конечное воздаяние, как разъяснил Рамбам, а Будущий мир — т.е. Мир Душ, ведь вечное существование соответствует природе души.
117) И удивительно: если он верит, что Будущий мир наступает для человека сразу же после смерти, для чего ему понадобилось доказывать и убеждать, что в том мире нет тел, но исключительно одни души? У евреев самый маленький школьник знает, что душа усопшего праведника «во благе пребывать будет» (Теилим 25:13), т.е. будет наслаждаться благом высшего мира — без тела и без какой бы то ни было материальной оболочки. И не будет ей никакой пользы от еды, питья, умащения маслами и интимной близости, ибо душа наслаждается не этим, но живет сиянием Шехины, как сказано: «И пойдет впереди тебя твоя праведность, Слава Ашема будет сопутствовать тебе» (Йешая 58:8). И хотя тайна этих процессов известна только единицам, и никто не может постигнуть их подлинную природу, кроме Владыки мира, да будет Он благословен, тем не менее, простое понимание этих вещей есть у каждого.
И для чего потребовалось Рамбаму, благословенна память о нем, доказывать то, о чем он пишет в «Свитке воскрешения мертвых» (эти аргументы Рамбама уже приводились вкратце в п.106): «Но жизнь Будущего мира — это жизнь, вслед за которой нет смерти, ведь там нет тел, ибо мы верим — и это верно по мнению всех мудрецов, что в Будущем мире обитают души без тел, подобные ангелам. И доказательством служит то, что тело состоит из органов, предназначенных для удовлетворения потребностей души, и существование тела было необходимо лишь для определенных целей: потребления пищи для поддержания тела и производства себе подобных для поддержания вида. А поскольку в Будущем мире эти функции упраздняются и потребность в них исчезает, как ясно сказали наши мудрецы: “Нет в нем ни еды, ни питья, ни интимной близости”, то нет в нем и тела — таково значение их слов. Ведь Б-г, да будет Он благословен, не производит бесполезных вещей, но создает их только для определенной цели. И упаси Б-г, чтобы Его подлинные создания уподобились созданиям идолопоклонников — “Рот у них — а не говорят, глаза у них — а не видят, уши у них — а не слышат…” (Теилим 115:5—6). Такими выглядят создания Творца, да будет Он благословен и превознесен, в глазах тех, кто воображает, что Он сотворил органы, не придав им никаких функций. А возможно, по представлению этих людей, обитатели Будущего мира лишены всех органов, но обладают только телами, и, возможно, они круглые или подобны столбам или квадратам, поставленным ярусами друг на друга. И взгляды этих профанов служат посмешищем для всех народов — “если бы они промолчали, это было бы вменено им в мудрость” (Йов 13:5)». Все это слова Рамбама, благословенна память о нем, и еще он добавляет к ним многочисленные рассуждения.
И удивительно: если он действительно верит, что Будущий мир — это мир, наступающий для душ немедленно после смерти тела, для чего ему нужны эти аргументы? Ведь уже всем открыто и известно, что души «обнажаются» от умерших тел и оставляют их тлену. Да и Писание свидетельствует: «И прах возвратится в землю, как было прежде, а душа возвратиться к Б-гу, который ее дал» (Коэлет 12:7).
118) Однако представляется, что по мнению Рамбама, благословенна память о нем, слова «Будущий мир» служат обозначением для всех миров душ и для всего, что произойдет с душами во веки веков (т.е. не только для Мира Душ, в котором души пребывают сразу после смерти человека, но и для Мира Душ, наступающего после воскрешения из мертвых). Ведь он верит совершенной верой в воскрешение мертвых — и это основа основ Торы, и, значит, он имеет в виду, что душа возвратится в тело по воле Творца, да будет Он благословен. Т.е. во дни воскрешения мертвых души выйдут из «Будущего мира» и вернуться в тела, и в дни Машиаха эти чистые люди будут наслаждаться благом этого мира, и достигнут в нем более высокого, чем прежний, уровня постижения. Но затем Рамбам, благословенна память о нем, «приговаривает» к смерти Машиаха и все его поколение (Ср. Рамбам, «Свиток воскрешения мертвых» гл. 6), а их души будут вкушать благо Будущего мира без тел, как и раньше, но на более высоком уровне постижения, которого они удостоились, выполняя заповеди в эпоху воскрешения, — и это будет продолжаться для них вечно.
119) И вот, та подробность, с которой Рамбам, благословенна память о нем, доказывает, что обитатели Будущего мира бестелесны, и само обилие приводимых аргументов объясняется двумя причинами. Ведь он знает, что люди, следующие нашей Традиции, верят, что после воскрешения мертвых нет смерти в соответствии с пониманием стиха «Уничтожит Он смерть навечно» (Йешая 25:8). И сказано (Санхедрин 92а): «Праведники, которых Святой, благословен Он, воскресит в грядущем, не возвратятся в прах снова». И согласно этому мнению, обитатели Будущего мира оставались бы после воскрешения мертвых во плоти, но Рамбам, благословенна память о нем, опровергает это мнение всеми своими силами. И именно по этому поводу спорили с ним многие из мудрецов последних поколений, как мы находим в их сочинениях (См. Раавад; Яд рама на Санхедрин; Рашба из Шанца и др.) Ведь ни один человек — мудрец или не мудрец — не будет спорить с тем, что «Будущий мир», наступающий после смерти, предназначен только для душ. И нет необходимости во всех аргументах, которые Рамбам, благословенна память о нем, приводит в различных местах, ведь общеизвестно, что тело не удостаивается удела в мире посмертного воздаяния.
Но имеется еще и вторая причина (столь подробной аргументации): Рамбам, да благословенна память о нем, стремится утвердить представление о самостоятельности души — она бестелесна и не нуждается в теле, но, подобно ангелам, представляет из себя самостоятельный разум. И так он говорит там, в «Свитке о воскрешении мертвых»: «Беда в том, что толпа не верит в иную реальность, кроме материальных тел, и, по ее представлению, не существует ничего, что не является телом и не происходит в теле. Иное не умещается в сознании невежд, и поэтому большинство из них верит, что и “творец” — тоже материальное тело, потому что, если бы он не был материальным телом, то он бы, по их представлению, не существовал. Но подлинным мудрецам — а не тем, кто только на словах называются “мудрецами” — известно из духовного откровения, что существование сущностей, независимых от материальных тел, более реально, чем сами эти тела. И более того: неверно сказать “более реально”, но духовная реальность и есть подлинная реальность, на которую не влияют сменяющие друг друга случайности материального мира. И этим мудрецам стало совершенно ясно из духовного откровения, что Творец, да будет Он благословен, бестелесен, и поэтому Его существование обладает абсолютной реальностью. И также существование всех Его бесплотных творений — т.е. ангелов и душ — более реально и устойчиво, чем существование тел. И поэтому мы верим, что в Будущем мире обитают отделившиеся от тел души, подобные бестелесным ангелам».
И еще сказал Рамбам, благословенна память о нем (там же): «И как может человек понять слова Торы так, как понимают эти профаны (т.е. из того, что Тора говорит об ангелах, как о людях — например, ангелы, навестившие Авраама, “ходят”, “говорят”, “едят”, “пьют”, — “эти профаны” заключают, что ангелы и обитатели Будущего мира телесны), — ведь ангелы, по самому своему существу, отделены от тела также, как и обитатели Будущего мира. Они (эти профаны) думают, что мы знаем о существовании ангелов только из традиции, основанной на Торе. Но разве вдумчивое исследование не свидетельствует о реальности ангелов и о существовании душ?!…» И эти слова показывают, что на языке Рамбама, благословенна память о нем, «Будущий мир» — означает посмертное существование одних только душ, которое, по его словам, можно постигнуть путем «духовного откровения» и «вдумчивого исследования».
Однако, чтобы узнать о Будущем мире, наступающем после воскрешения мертвых, действительно необходимы слова Торы, разъясненные в кабале, (ибо невозможно путем исследования доказать реальность будущего воскрешения мертвых).
120) И вот мы разъяснили, как представляет «Будущий мир» Рамбам, благословенна память о нем, и что мы подразумеваем под этими словами. И можно обнаружить, что некоторые мудрецы Испании, благословенна память о них, в своих сочинениях и молитвах принимают мнение о том, что «Будущий мир» — это Мир Душ. Так раби Шломо ибн Гвироль, благословенна память о нем, говорит в своей молитве (Кетер малхут): «Под Твоим Небесным Троном пребывают души Твоих праведников. И там услада бесконечная и безмерная — и это Будущий мир». И также он молит: «В миг, когда Ты извлечешь меня из этого мира, приведи меня с миром в Будущий мир».
Однако нам думается, что мы разъяснили все в соответствии с алахой, обосновав доказательствами из высказываний наших учителей, благословенна память о них.
121) И еще я нашел, что рав Сеадья Гаон, благословенна память о нем, в толковании на книгу Даниэля говорит о Будущем мире так же, как мы (Даниэль 2:44; 7:25; 12:13). И он просит в своих молитвах: «В Твоей верности навечно возвеличь Свое имя: собери наших изгнанников и построй наш Храм, воскреси наших мертвецов и с миром приведи их в дни избавления в Будущий мир, который Ты хранил для нас». И это древняя традиция (ведь вавилонские гаоны ближе к источнику Традиции, чем испанские мудрецы), и их «Тору не забывай» (Мишлей 3:1).
122) Но в любом случае, нас разделяет только разница в названиях («Мир Душ» Рамбана — Рамбам называет «Будущим миром»). И все сходятся во мнениях относительно воскрешения мертвых и представляют этот период подобно тому, как мы разъясняли, — и в общем, и в деталях, кроме Рамбама, благословенна память о нем, который ограничивает этот период воскрешения мертвых определенным временем и возвращает всех в Мир Душ, как мы упомянули выше (п.118). А мы считаем (см. п.109), что воскрешенные будут существовать во веки веков — в период воскрешения мертвых и в Будущем мире, «в мире, который длится бесконечно» (и поздние кабалисты поддерживают и обосновывают мнение Рамбана. См., например: Святой Шла, Бейт Давид 16:2; Рамхаль, Дерех Ашем ч.1, 3:11).
И Милосердный Владыка удостоит нас «блага, которое Он хранит для трепещущих перед Ним» (Теилим 31:20) и вершит для Своих рабов — ради Его милосердия и Его благости! Амен и амен.
Благословен Милосердный! Завершим и закончим хвалою вечному Б-гу!
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.