Из цикла «Знание веры», темы: Награда и наказание, Карет, Рамбам, Будущий мир, Тора, Праведники, Рав Эуд Авицедек, Комментарии
И следует объяснить, почему, действительно, Рамбам говорит столь подробно о наказании карет, а не о других наказаниях злодеев?
Ответ прост: он поступил так для того, чтобы противостоять ереси утверждающих, что не упомянуто в Торе никакого наказания злодеям, которое не касалось бы этого мира. Ведь все наказания, о которых четко написано в Торе, касаются бедствий, происходящих в этом мире. [А Геином, как место наказания злодеев, не указан в Письменной Торе.] Потому он объяснил, что в Торе, на самом деле, предел наказания в будущем мире, который есть карет. И так пишет Рамбам в своем послании: «Но о будущем мире вообще забыли совершенно… и мы объяснили из слов Торы, согласно тому, как истолковали наши мудрецы, и все это для того, чтобы устранить великое сомнение в сердцах тех, кто полагает, что в Торе не говорится о воздаянии и наказании в будущем мире открыто. Но Тора говорила о предельном наказании, которое есть карет — исторжение из будущего мира. И именно об этих вещах мы подробно говорили и объяснили их также в нашей книге, в законах о покаянии» (Послание о воскресении мертвых).
Таким образом снимается вторая претензия к Рамбаму.
На первый взгляд, остается непонятным, почему только наказание карет злодеям написан в Торе открыто, но не награда вечной жизни праведникам?
На это отвечает Рамбан: «И знай, и пойми, что карет души, о котором говорится в Торе, есть великое упование на сохранность души после смерти тела и на награду в мире душ, ибо когда Бог говорит: “Исторгнется душа да из народа ее” (Бемидбар 15:30), “Исторгнется душа та передо Мной” (Бемидбар 22:3), то это указывает на то, что именно грешная душа исторгнется за грех свой, а другие души, которые не согрешили, останутся в сохранности перед Ним в высшей славе, и потому Он поясняет: “та душа, грех ее на ней” (Бемидбар 15:30), ибо именно ее грех исторгает ее…
И потому нет нужды Писанию говорить, что в заслугу за заповеди будет сохраняться душа, но говорит, что в наказание за грехи будет изгнана, станет нечистой и исторгнется из положенного ей сохранения, и это формулировка, которую употребила Тора — “карет” (т.е. “исторжение”), как ветка, которая отрезается от дерева, которая питает ее корень, и об этом сказали наши мудрецы: “из народа ее — а народ ее в мире” (Сифри, гл. Шлах 112), ибо карет грешной души указывает на сохранность остальных душ, которые не согрешили, которые и есть народ ее, который в мире» (Вайикра 18:29).
В продолжение своих слов там, Рамбан делает замечание на слова Рамбама о Ган Эдене и Геиноме, и о них мы поговорим в отдельной главе.
Теперь же поговорим о первой претензии, которая была выдвинута против Рамбама.
«Будущий мир — нет в нем тела и плоти, но лишь души праведников, без тел подобно ангелам-служителям, и так как нет в нем тел, то нет в нем еды и питья, и других вещей, в которых нуждаются тела людей в этом мире. И не происходят в нем вещи, которые происходят с телами в этом мире, как сидение и стояние, и сон, и смерть, и грусть, и смех, и тому подобное. Так сказали древние мудрецы (Брахот 17а): “Будущий мир — нет в нем ни еды, ни питья, ни ложа, но праведные сидят, короны их на главах их, и наслаждаются сиянием Шхины”. Вот, ты видишь ясно, что нет там тела, ибо нет там еды и питья. А то, что сказано, что праведники сидят — это образное выражение, т.е. праведные обретаются там без труда и напряжения. Также и то, что сказано там, что короны их на главах их, речь идет о знании, которым они обладают, ибо через него удостоились они жизни будущего века, и оно пребывает с ними, и оно есть корона их, как сказал об этом царь Шломо: “В короне, которую возложила на него матерь его”. И так он сказал: “И радость вечная на главах их”, а ведь радость не есть материальное тело, чтобы находиться на голове, так же и корона, о которой сказали мудрецы здесь, есть знание. А о чем сказали они, что праведные наслаждаются сиянием Шхины? О том, что они знают и постигают истинность Святого, благословен Он, то, что не могли знать, будучи в теле тусклом и низком» (там, алаха 2).
И заметил на эти слова Рамбама Раавад: «Сказал Авраам: Слова мужа этого в глазах моих близки к тому, кто говорит: нет воскресения мертвых для тел их, но лишь для душ. И клянусь головой моей, не таково было мнение мудрецов наших, ибо сказали они (Ктубот 111б): “В будущем праведные восстанут из мертвых в одеждах своих, раз пшеница так, то тем более они…” И также они являлись во сне сыновьям своим, говоря (Шабат 114): “Не хороните меня ни в белых одеждах, ни в черных, вдруг я удостоюсь…” И еще сказали (Санэдрин 91): “В увечьях своих восстают из мертвых, а затем исцеляются”. И все это доказывает, что в телах своих они восстают к жизни. Но может Всесильный Творец сделать тела их крепкими и здоровыми, подобно телам ангелов и подобно телу пророка Элияу, да будет помянут к добру, и короны их будут, как слышится, буквальными, а не образными».
И там же в алахе 3 пишет Рамбам: «Всякая душа, о которой говорится здесь, не есть душа, которая нуждается в теле, но идея души, которая есть знание, которое она постигла о Боге, насколько это было в ее силах, и постигла отдельные воззрения и другие вещи. И эта та идея, суть которой мы изложили в четвертой главе из законов основ Торы, она и называется душой в этом месте. Эта жизнь, поскольку нет в ней смерти, ведь смерть свойственна лишь телам, а там нет тел, называется узлом жизни, как сказано: “И будет душа господина моего завязана в узле жизни”, и это награда, выше которой нет, и благо, более которого нет, и это то, чего вожделели все пророки».
Еще написал Рамбам там в алахе 4: «И несколько имен были наречены ей образно: гора Господня, место святое Его, путь святости, двор Господень, наслаждение Господне, шатер Господень, чертог Господень, дом Господень, врата Господни, а мудрецы образно назвали то благо, которое уготовано праведным — трапезой, и во всяком месте называют его жизнью будущего века».
И заметил на его слова Раавад: «Сказал Авраам: Если это и есть трапеза, нет в ней кубка для благословения, и лучше бы он молчал об этом». И объясняет автор комментария «Кэсэф Мишнэ», что Раавад имеет в виду сказанное в Гемаре Псахим, где говорится о предстоящей трапезе и кубке благословения, который будет там, и, следовательно, эта трапеза носит буквальный характер.
И пишет Рамбам там в алахе 5: »То, что назвали мудрецы это будущим миром, не от того, что сейчас его нет, и этот мир исчезнет, а затем наступит тот мир, это не так, но он и сейчас существует и присутствует, как сказано: «который спрятал Ты для боящихся Тебя, сотворил Ты…», и лишь потому назвали его будущим миром, что та жизнь наступает для человека после жизни этого мира, в котором мы находимся душой в теле, и это то, что есть у каждого человека изначально».
И замечает на его слова Раавад: «Сказал Авраам: Выглядит так, будто он отрицает, что мир вернется в состояние хаоса, и Святой, благословен Он, творит новый мир, но ведь сказали мудрецы: “Шесть тысяч лет существует мир, и одно тысячелетие пребывает в разрушении”, и выходит, что это новый мир».
Комментаторы Рамбама пишут, что главная суть их спора заключается в том, что Рамбам полагает, что будущий мир и воскресение мертвых суть две разных вещи. Будущий мир есть мир душ, наступающий сразу после смерти человека, а воскресение мертвых произойдет в будущем времени. В будущем мире нет тел и того, что свойственно им, и как объясняется в Гемаре Брахот 17а: «нет в нем ни еды, ни питья и т.д.» И все, что говорится о нем про трапезу, говорится образно. Воскресение же мертвых произойдет в будущем для праведников.
Раавад же полагает, что эти две вещи суть одно и то же, будущий мир есть тот, в котором мертвые восстанут в будущем. Отсюда и проистекает то заблуждение, которое присутствует в понимании Раавадом слов Рамбама и его замечаний, исходящих из слов наших мудрецов. Подобно Рааваду считает и Рамбан, который также привел в подтверждение своих слов Гемару в начале главы Хелек: «Ибо в Гемаре сказали про эту Мишну [а вот те, у которых нет доли в будущем мире]: “И почему так? Говорит Тана: этот человек отрицает воскресение мертвых, потому нет у него доли в воскресении мертвых, ибо все принципы Творца сводятся к принципу: мера за меру”, и эти слова показывают, что будущий мир есть мир награды тем, кого воскресит Бог в воскресении мертвых, а не мир душ, который мы называем Ган Эден, но это мир воскресения».
Это структура спора в общем виде, далее мы изъясним его подробно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.