Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Будущий мир — нет в нем тела и плоти, но лишь души праведников, без тел подобно ангелам-служителям, и так как нет в нем тел, то нет в нем еды и питья, и других вещей, в которых нуждаются тела людей в этом мире

Полный карет — говорит о нем Тора открыто

И следует объяснить, почему, действительно, Рамбам говорит столь подробно о наказании карет, а не о других наказаниях злодеев?

Ответ прост: он поступил так для того, чтобы противостоять ереси утверждающих, что не упомянуто в Торе никакого наказания злодеям, которое не касалось бы этого мира. Ведь все наказания, о которых четко написано в Торе, касаются бедствий, происходящих в этом мире. [А Геином, как место наказания злодеев, не указан в Письменной Торе.] Потому он объяснил, что в Торе, на самом деле, предел наказания в будущем мире, который есть карет. И так пишет Рамбам в своем послании: «Но о будущем мире вообще забыли совершенно… и мы объяснили из слов Торы, согласно тому, как истолковали наши мудрецы, и все это для того, чтобы устранить великое сомнение в сердцах тех, кто полагает, что в Торе не говорится о воздаянии и наказании в будущем мире открыто. Но Тора говорила о предельном наказании, которое есть карет — исторжение из будущего мира. И именно об этих вещах мы подробно говорили и объяснили их также в нашей книге, в законах о покаянии» (Послание о воскресении мертвых).

Таким образом снимается вторая претензия к Рамбаму.

Почему же не раскрыта в Торе награда праведникам?

На первый взгляд, остается непонятным, почему только наказание карет злодеям написан в Торе открыто, но не награда вечной жизни праведникам?

На это отвечает Рамбан: «И знай, и пойми, что карет души, о котором говорится в Торе, есть великое упование на сохранность души после смерти тела и на награду в мире душ, ибо когда Бог говорит: “Исторгнется душа да из народа ее” (Бемидбар 15:30), “Исторгнется душа та передо Мной” (Бемидбар 22:3), то это указывает на то, что именно грешная душа исторгнется за грех свой, а другие души, которые не согрешили, останутся в сохранности перед Ним в высшей славе, и потому Он поясняет: “та душа, грех ее на ней” (Бемидбар 15:30), ибо именно ее грех исторгает ее…

И потому нет нужды Писанию говорить, что в заслугу за заповеди будет сохраняться душа, но говорит, что в наказание за грехи будет изгнана, станет нечистой и исторгнется из положенного ей сохранения, и это формулировка, которую употребила Тора — “карет” (т.е. “исторжение”), как ветка, которая отрезается от дерева, которая питает ее корень, и об этом сказали наши мудрецы: “из народа ее — а народ ее в мире” (Сифри, гл. Шлах 112), ибо карет грешной души указывает на сохранность остальных душ, которые не согрешили, которые и есть народ ее, который в мире» (Вайикра 18:29).

В продолжение своих слов там, Рамбан делает замечание на слова Рамбама о Ган Эдене и Геиноме, и о них мы поговорим в отдельной главе.

Теперь же поговорим о первой претензии, которая была выдвинута против Рамбама.

Слова Рамбама и замечания Раавада по вопросу воскресения мертвых в будущем мире

«Будущий мир — нет в нем тела и плоти, но лишь души праведников, без тел подобно ангелам-служителям, и так как нет в нем тел, то нет в нем еды и питья, и других вещей, в которых нуждаются тела людей в этом мире. И не происходят в нем вещи, которые происходят с телами в этом мире, как сидение и стояние, и сон, и смерть, и грусть, и смех, и тому подобное. Так сказали древние мудрецы (Брахот 17а): “Будущий мир — нет в нем ни еды, ни питья, ни ложа, но праведные сидят, короны их на главах их, и наслаждаются сиянием Шхины”. Вот, ты видишь ясно, что нет там тела, ибо нет там еды и питья. А то, что сказано, что праведники сидят — это образное выражение, т.е. праведные обретаются там без труда и напряжения. Также и то, что сказано там, что короны их на главах их, речь идет о знании, которым они обладают, ибо через него удостоились они жизни будущего века, и оно пребывает с ними, и оно есть корона их, как сказал об этом царь Шломо: “В короне, которую возложила на него матерь его”. И так он сказал: “И радость вечная на главах их”, а ведь радость не есть материальное тело, чтобы находиться на голове, так же и корона, о которой сказали мудрецы здесь, есть знание. А о чем сказали они, что праведные наслаждаются сиянием Шхины? О том, что они знают и постигают истинность Святого, благословен Он, то, что не могли знать, будучи в теле тусклом и низком» (там, алаха 2).

И заметил на эти слова Рамбама Раавад: «Сказал Авраам: Слова мужа этого в глазах моих близки к тому, кто говорит: нет воскресения мертвых для тел их, но лишь для душ. И клянусь головой моей, не таково было мнение мудрецов наших, ибо сказали они (Ктубот 111б): “В будущем праведные восстанут из мертвых в одеждах своих, раз пшеница так, то тем более они…” И также они являлись во сне сыновьям своим, говоря (Шабат 114): “Не хороните меня ни в белых одеждах, ни в черных, вдруг я удостоюсь…” И еще сказали (Санэдрин 91): “В увечьях своих восстают из мертвых, а затем исцеляются”. И все это доказывает, что в телах своих они восстают к жизни. Но может Всесильный Творец сделать тела их крепкими и здоровыми, подобно телам ангелов и подобно телу пророка Элияу, да будет помянут к добру, и короны их будут, как слышится, буквальными, а не образными».

И там же в алахе 3 пишет Рамбам: «Всякая душа, о которой говорится здесь, не есть душа, которая нуждается в теле, но идея души, которая есть знание, которое она постигла о Боге, насколько это было в ее силах, и постигла отдельные воззрения и другие вещи. И эта та идея, суть которой мы изложили в четвертой главе из законов основ Торы, она и называется душой в этом месте. Эта жизнь, поскольку нет в ней смерти, ведь смерть свойственна лишь телам, а там нет тел, называется узлом жизни, как сказано: “И будет душа господина моего завязана в узле жизни”, и это награда, выше которой нет, и благо, более которого нет, и это то, чего вожделели все пророки».

Еще написал Рамбам там в алахе 4: «И несколько имен были наречены ей образно: гора Господня, место святое Его, путь святости, двор Господень, наслаждение Господне, шатер Господень, чертог Господень, дом Господень, врата Господни, а мудрецы образно назвали то благо, которое уготовано праведным — трапезой, и во всяком месте называют его жизнью будущего века».

И заметил на его слова Раавад: «Сказал Авраам: Если это и есть трапеза, нет в ней кубка для благословения, и лучше бы он молчал об этом». И объясняет автор комментария «Кэсэф Мишнэ», что Раавад имеет в виду сказанное в Гемаре Псахим, где говорится о предстоящей трапезе и кубке благословения, который будет там, и, следовательно, эта трапеза носит буквальный характер.

И пишет Рамбам там в алахе 5: »То, что назвали мудрецы это будущим миром, не от того, что сейчас его нет, и этот мир исчезнет, а затем наступит тот мир, это не так, но он и сейчас существует и присутствует, как сказано: «который спрятал Ты для боящихся Тебя, сотворил Ты…», и лишь потому назвали его будущим миром, что та жизнь наступает для человека после жизни этого мира, в котором мы находимся душой в теле, и это то, что есть у каждого человека изначально».

И замечает на его слова Раавад: «Сказал Авраам: Выглядит так, будто он отрицает, что мир вернется в состояние хаоса, и Святой, благословен Он, творит новый мир, но ведь сказали мудрецы: “Шесть тысяч лет существует мир, и одно тысячелетие пребывает в разрушении”, и выходит, что это новый мир».

Объяснение главной сути их спора

Комментаторы Рамбама пишут, что главная суть их спора заключается в том, что Рамбам полагает, что будущий мир и воскресение мертвых суть две разных вещи. Будущий мир есть мир душ, наступающий сразу после смерти человека, а воскресение мертвых произойдет в будущем времени. В будущем мире нет тел и того, что свойственно им, и как объясняется в Гемаре Брахот 17а: «нет в нем ни еды, ни питья и т.д.» И все, что говорится о нем про трапезу, говорится образно. Воскресение же мертвых произойдет в будущем для праведников.

Раавад же полагает, что эти две вещи суть одно и то же, будущий мир есть тот, в котором мертвые восстанут в будущем. Отсюда и проистекает то заблуждение, которое присутствует в понимании Раавадом слов Рамбама и его замечаний, исходящих из слов наших мудрецов. Подобно Рааваду считает и Рамбан, который также привел в подтверждение своих слов Гемару в начале главы Хелек: «Ибо в Гемаре сказали про эту Мишну [а вот те, у которых нет доли в будущем мире]: “И почему так? Говорит Тана: этот человек отрицает воскресение мертвых, потому нет у него доли в воскресении мертвых, ибо все принципы Творца сводятся к принципу: мера за меру”, и эти слова показывают, что будущий мир есть мир награды тем, кого воскресит Бог в воскресении мертвых, а не мир душ, который мы называем Ган Эден, но это мир воскресения».

Это структура спора в общем виде, далее мы изъясним его подробно.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?