Из цикла «Знание веры», темы: Воскрешение из мертвых, Награда и наказание, Рамбам, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
Как мы говорили ранее, по мнению Рамбама, эта основа есть цель всех основ для каждого отдельного человека из народа Израиля. Дни Мессии являются общим обетованием для всего Израиля как народа, но воскресение мертвых — есть частная деталь в основе воздаяния.
Перед тем, как мы приступим к изложению мнения Рамбама, мы должны сказать несколько слов, которые будут служить фоном для понимания всей остроты дискуссии, возникшей вокруг учения Рамбама в теме о воздаянии, т.е. будущем мире, и о воскресении мертвых.
Как мы разъясним, мнение Рамбама, на первый взгляд, является новаторским, а именно, что основное воздаяние в будущем мире, в котором вообще нет тел, и награда дается лишь душам, и он долго и пространно говорит об этом. О воскресении мертвых он вообще не упоминает в теме о воздаянии, и вообще довольно кратко говорит о нем в своем предисловии к тринадцати основам веры. Все это привело к тому, что часть глав поколения в его дни стало подозревать, что Рамбам сомневается в этой основе веры. Даже Раавад, как мы увидим из его слов в примечаниях к Рамбаму, высказал такое замечание о словах Рамбама.
Рамбам, который является путеводителем знания об основах веры, и даже отвел воскресению мертвых место в 13-ой основе веры, был вынужден опубликовать свое послание — послание о воскресении мертвых, в которой пространно изъясняет свое мнение, дабы снять с себя все эти подозрения.
В своем послании Рамбам объясняет, что воскресение мертвых относится к основам веры, о которой четко и открыто говорится в книге Даниэля, и намеками содержится в остальных книгах Священного Писания, и каждый, кто отрицает эту веру, лишается доли в будущем мире. Там Рамбам объясняет и свою позицию по вопросу воскресения мертвых, что воскресшие вернутся обратно в прах, что воскресение мертвых не есть окончательное воздаяние, но такова жизнь будущего века, в котором не будет тел, но лишь души.
Теперь мы приступим к подробному изучению его мнения, и нам потребуется затронуть тему воздаяния вообще: будущий мир и воскресение мертвых.
«Господь дает награду тому, кто исполняет заповеди Торы, и наказывает преступающего ее запреты, и величайшая награда — жизнь будущего века, а страшнейшее наказание — карет, и мы уже сказали достаточно об этой теме» — это слова Рамбама в этой основе веры.
Рамбам отсылает нас к своим словам в предисловии к тринадцати основам, там он изложил суть будущего мира весьма подробно: «достаточно». Мы, действительно, привели его слова в первой части нашей книги, и подробно прокомментировали его слова. То, что было объяснено там, является местом согласия всех мнений, и мы не станем повторять здесь эти базисные вещи, которые подробно изъяснены там. Наша задача здесь вникнуть в его слова, с которыми спорили некоторые из величайших учителей Израиля.
Против Рамбама выдвинули две претензии. Одна — что из его слов выходит, что в будущем мире нет воскресения тел. Вторая — что злодеи и преступники не подвергаются мукам и наказанию, но наказание им — карет — т.е. утрата будущего мира. Объяснение мнения Рамбама в этой основе веры, налагает обязанность, как мы уже говорили, разобраться в его позиции по вопросу воскресения мертвых, т.е. тринадцатой основе веры. Этими вещами мы будем заниматься в этой главе.
Начнем со второго вопроса.
«Благо, которое ожидает праведников, есть жизнь будущего века, т.е. жизнь, в которой нет смерти, и благо, в котором нет бедствия, и об этом сказано в Торе: “Чтобы хорошо было тебе и продлились дни твои”. И так говорит Предание: “Чтобы хорошо было тебе — в мире, который полностью благ, и продлились дни твои — в мире, который полностью долог — и это будущий мир”. Награда праведных состоит в том, что они удостоятся этого наслаждения и пребудут в этом благе, наказание же злодеев — что они не удостоятся этой жизни, но исторгнутся и погибнут. И всякий, кто не удостоится этой жизни, есть мертвец, который никогда не оживет, но исторгнется в своем злодействе и погибает, подобно скоту. И это тот карет, о котором сказано в Торе, как сказано: “Исторгаясь, исторгнется душа та”. И так говорит Предание: “Исторгаясь — в этом мире, исторгнется — в будущем мире”. То есть, что та душа, после отделения ее от тела в этом мире, не удостаивается жизни в будущем мире, но исторгается также и из будущего мира» (законы о покаянии, гл. 8).
«И наказание злодеев — что они не удостоятся этой жизни, но исторгнутся и погибнут». И так он объясняет там далее: «Возмездие, больше которого нет, что душа исторгнется и удостоится той жизни, как сказано: “Исторгаясь, исторгнется душа та, грех ее на ней”. И это есть погибель, о котором говорят пророки языком образов: колодезь смерти, погибель и пиявка. Называют ее всяким словом, означающим погибель и уничтожение, потому что она есть уничтожение, после которого нет восстания, и утрата, которая никогда не обретается вновь» (Там, hалаха 5).
Эти вещи привели к подозрениям против Рамбама в том, что отрицает иные наказания злодеев, кроме утраты ими жизни будущего века. И это противоречит словам мудрецов во многих местах. Об этом писал Рамбан так: «Тот, кто читает эти слова, предается смущению сердца, не склоняется ли мнение Рамбама к тому, что нет наказания и мук душам грешников, и не постигнет ее страдания, подобно внешним, да не будет. Но слова Рамбама относятся к пределу погибели, и к тому мощному уничтожению, после которого нет большего наказания и возмездия, т.е. карет, который есть истребление души, и он говорит о том, что это истребление, кроме тех страданий, которым она была подвергнута сначала в муках Геинома и его страданиях, есть великое наказание и тяжкая погибель, ибо она утратила то великое наслаждение, которое полагалось ей, поскольку она есть чистое творение, взятое из славного места, подобно ангелам и выше, и этого удостоятся праведники по своему уровню, как пишет Рамбам, и как мы объясним далее.
И хотя Рамбам не изложил в полной мере, что это истребление произойдет в состоянии суда и страданий, можно привести из его слов в его заслугу, ибо он написал в одной из глав своей книги: “Все те злодеи, грехи которых многочисленны, подвергнутся суду сообразно грехам их, но есть у них доля в будущем мире, ибо у всего Израиля есть доля в будущем мире, но вот те, которые утратили свою долю в будущем мире, но исторгаются и погибают, и подвергаются суду сообразно своему великому злодейству и грехам навеки вечные: еретики и апикоросы, и отрицающие Тору…”. Итак, он разделил между теми, кому положен полный карет, и теми, кто заслуживает наказание за свое злодейство, а если бы не было наказания и мук для души, в чем состояло бы это наказание, которое полагается злодею за его злодейство, но есть у него доля в будущем мире, но, следовательно, смысл этого именно таков, как мы сказали» (Шаар а-гмуль).
И следует привести еще четкое доказательство, ведь так написал Рамбам о наказании, которое полагается служащему идолам по принуждению правителя: «… но если мог спасти свою душу и убежать от власти правителя злодея и не сделал этого, то он подобен псу, возвращающемуся к блевотине своей, и называется служащим идолам намеренно, и такой лишается будущего мира и опускается на низшую ступень Геинома» (законы основ Торы 5:4). Значит, помимо лишения будущего мира, еще и опускается в Геином.
И так пишет Рамбам в послании в Йемен: «Последний предел наказания — и это исторжение из будущего мира». И это означает, как истолковал Рамбан его слова, что есть непременно еще наказания для злодеев, а карет — предельное наказание тем, кто утрачивает будущий мир.
И следует привести слова Рамбама там, в главе 6, hалаха 1: «Когда один человек или весь город или страна грешат, и грешник совершает свой грех намеренно и по собственной воле, как мы говорили, следует ему возмездие, и Святой, благословен Он, знает, как взыскать с него: есть грехи, за которые полагается ему наказание в этом мире, телесное или имущественное, или касается его малых детей, ибо малые дети, которые не обладают рассудком и не достигли возраста заповедей, рассматриваются как имущество, и написано: “каждый человек за грех свой умрет”, т.е. когда сделается “человеком”, а есть грехи, за которые полагается взыскать в будущем мире, и за них грешника не постигает никакое наказание в этом мире, а есть грехи, за которые полагается возмездие в этом мире и в будущем мире». И здесь говорится о всех типах грехов и наказаний за них, и мы видим четко, что есть и другие наказания за грехи людей. И смотри еще у Рамбама в комментарии на трактат Авот 1:7 и там же 4:22, и следует из его слов, что есть и другие наказания грешникам. И мы еще будем говорить об этом в главе, где рассмотрим суть Геинома и Ган Эдена, согласно мнениям Рамбама и Рамбана
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»