Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О свобода выбора: человеку вручены силы влиять на мироздание, принося всему миру благословение или, не дай Бог, наоборот

Что же касается самих заповедей

Это вещи известные: в соответствии с их корнями и уровнями — невозможно отплатить за их исполнение монетами этого мира. Ибо все они — суть исполнение воли Творца и возможность прилепиться к Нему — есть вечность будущего века. Ибо в исполнении Истины и есть вечное существование. Ибо лишь Господь Бог — есть Истина. И более подробно объяснили нам это наши учителя знающие каббалу:

«И хотя, может показаться, что заповеди Торы относятся к низшим вещам, есть в этих заповедях вещи, превосходящие всё и достигающие будущего мира. Вплоть до того, что заповеди Торы, которые обязан совершать человек, абсолютно соответствуют человеку и его душе, а потому, так же, как сам человек находится в этом мире, а душой своей достигает будущего мира, так Тора и заповеди, которые обязан человек совершать — касаются вещей в этом мире»

Но предел их уровня находится на вершине мира и таково мнение таны, что в этом мире нет награды за исполнение заповедей, ибо по совершенству уровня заповедей и их внутреннему содержанию не подобает, чтобы награда за их исполнение была в этом мире, кроме заповеди, направленной на благо людей, как всё то, что говорится про почитание родителей, творение добра и миротворчества. Поскольку это блага человека в этом мире и подобает, чтобы он вкусил их плоды — уже в этом мире. Не таковы остальные заповеди, награда за их — существует лишь в будущем мире» (Маараль, «Тифъэрет Исраэль», глава 13).

Выше мы объяснили, что корни заповедей находятся в деталях «высшей колесницы». «Ибо основы законов лежат в мире ацелут и лишь посредством сжатия после сжатия они обнаруживаются в мире действий» (Хазон Иш, «Письма»).

Как объясняет Шл''а: «Так же, как Тора в своём корне есть Имена Бога, в тайне святого языка, как мы объясняли выше, и затем она спустилась по цепочке и облеклась в плоть так и дела заповедей которые творит человек и будет жить через них — жизнью души. И шестьсот тысяч душ Израиля — происходят из шестисот тысяч букв Торы, ибо один Закон у Торы и у человека, исполняющего её. Ибо Тора — облеклась в плоть и через возвышение её уровней выше и выше — слова её светят: к примеру, цицит, когда мы теперь во плоти — это нити, вещи телесные, но всё же, по ступеням лестницы, восходят они к нерушимым ступеням, туда, где цицит, есть вещи высшие, которых не видел глаз, но только Ты, Боже и таковы все заповеди» и это смысл сказанного «наград за исполнение заповеди — само исполнение заповеди» (Авот 4:2) т.е. их корень. Ибо награда дается не по договоренности, но по естеству, как мы говорили об этом подробно выше. И в этом смысл сказанного: «Исполнение заповеди — тянет за собой исполнение заповеди» (Бейт Хохма 2).

Награда за исполнение заповеди — есть исполнение заповеди, и как мы объяснили выше, телесную награду, о которой говорила Тора, Шл''а объясняет иначе, чем Рамбам и предварим:

Человек двигает всё мироздание своим выбором

Как открыли нам мудрецы истины (каббалы), к основе Образа Бога в человеке относится то, что ему вручены силы — быть причиной благословения миру, или, не дай Бог, наоборот.

И вот, сообразно с этим корнем, начало всего сущего находится у высших сил, а конец этого — внизу, в низших созданиях. И так же начало всего происходящего находится наверху, а конец этого — внизу. Однако, есть деталь, выходящая из этого правила, это то, что относится к выбору человека. Ибо так как возжелал Господин, благословенно Его Имя, чтобы было в способности человека избрать то, что возжелает из добра и зла, то сделал его в этом независящим от иного существа. И напротив, дал ему силы быть двигателем самого мира и его творений сообразно тем, что изберёт своей волей. И получается, что в мире есть два

Движения глобально-противоположных. Одно — естественное и вынужденное, а второе — выборочное. Одно — направленное сверху вниз, а второе — снизу вверх. Вынужденное — движение, которым двигаются низшие создания высшими силами, и оно — сверху вниз. А выборочное — это то, что человек двигает своим выбором» (Рамхаль, «Дэрэх а-Шем», часть 1, глава 5).

И хотя человек совершает действия в материальном мире, они влияют на высшие духовные творения:

«И вот, то, что он двигает — с необходимостью относится к материи. Ибо человек материален и дела его материальны, но поскольку существует связь и причастность, между высшими силами и материей, через материальное движение, идёт воздействие на высшую силу, которая над ним и выходит, что это движение снизу вверх противостоит естественному вынужденному движению, о котором мы уже говорили» (там же).

Человек, посредством своих добрых дел, вызывает просветление Лика Бога, ниспосылающее благословение в материальном и духовном, а своим злым выбором — он препятствует этим дарам, вызывает сокрытие Лика и тогда, сообразно природе материального мира — в нем происходит ущерб и порча. Исправление мироздания, его пребывание в правильной конструкции во всех деталях поставлена в зависимость от человека и его выбора.

«Однако же, за этим выборочным движением, с необходимостью тянется вынужденное движение ибо поскольку высшие силы подвигаются человеком они вновь двигают естественным движением низшие создания, происходящие из них. Впрочем, во всех этих вещах есть множество частных законов, сообразно тому, что Бог установил в своей высшей мудрости и глубине замысла для красоты его творений. И всё измерено многими мерами, как в том, что касается достижения движения от человека к этим силам, так и в том, что касается достижения движения от этих сил к низшим созданиям». И в соответствии с глубиной этих тайн, действуют все детали управления Бога относительно всего, что было и будет».

«И вновь двигают естественным движением» — и так объясняет Шл''а идею благословений и благ в этом мире: «Ибо награда дается не по договоренности, но по естеству».


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.