Из цикла «Врата воздаяния», темы: Конец времен, Воскрешение из мертвых, Награда и наказание, Машиах, Рамбан, Будущий мир
90) И вот уже прояснилось наше представление о Ган Эдене, и мы передали намеком то, что было возможно, а теперь возвратимся к величайшей награде — «Будущему миру». Итак, известно, что слово зохе (он удостаивается) на языке наших учителей обозначает, что этому человеку «уготована жизнь в Будущем мире». И благословляя человека, они говорят о нем: «Да будет он удостоен жизни Будущего мира!» (Кидушин 31б). И главная награда за выполнение заповедей в их понимании — «Будущий мир», ведь они сказали, истолковывая стих «И радуется она грядущему дню» (Мишлей 31:25), что «вся награда за выполнение заповедей — в Будущем мире» (Шмот раба 52:3). И сказано (Рош ашана 16б): «Совершенным праведникам даруется жизнь в Будущем мире, и приговор немедленно утверждается», как мы упомянули в приведенной выше берайте (п.4), — т.е. наградой праведников и их привилегией они называют «жизнь Будущего мира». А про тех, кто будет истреблен, они учат в мишне (Санхедрин 90а): «А вот те, у которых нет удела в Будущем мире: утверждающий, что Тора не говорит о воскрешении мертвых и что Тора — не с Небес и т.д.»
91) Но из этой мишны неясно, что представляет собой этот «Будущий мир», и не разъяснено однозначно, то ли это Мир Душ, и награда приходит к каждому немедленно после смерти, как мы упоминали (п.77), то ли это другой мир, который только возникнет, и награда в этом обновленном мире даруется и телу, и душе, или же только душе.
И мы видим, что говорят в Гемаре (там же) по поводу этой мишны: «Ну за что уж так-то?! (т.е. почему их наказывают столь строго, лишая удела в грядущей жизни). Учили: Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру». И это показывает, что «Будущий мир» даруется в награду тем, кого Святой, благословен Он, оживляет при воскрешении мертвых. Не Мир Душ, который мы называем Ган Эденом, но именно мир после воскрешения мертвых.
И там говорится (Санхедрин 90б): «Сказал раби Элазар (в дошедшей до нас редакции Гемары «Элиэзер»), сын раби Йоси: «Именно в этом пункте я разоблачал книги еретиков, утверждающих, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Сказал я им: «Я вам покажу, что ваше учение ложно и что нет у вас в руках ничего (т.е. ваши речи пусты — Раши). Вот вы утверждаете, что Тора не говорит о воскрешении мертвых. Но ведь сказано: «Отсекается, отсечена будет эта душа; ее грех на ней» (Бемидбар 15:31). «Отсекается, отсечена будет» — в этом мире; «ее грех на ней» — в Будущем мире». Он показал им, что в этом стихе Тора говорит о воскрешении мертвых — а значит, без воскрешения мертвых не может быть Будущего мира. И поскольку Тора приговаривает того, кто служит чужим богам, к «отсечению» от Грядущего мира, получается, что мы учим воскрешение мертвых из Торы.
И в Гемаре приводится возражение на эти слова раби Элиэзера: «Рав Папа сказал Абайе: Пусть бы он учил и то, и другое из слов: «Отсекается, отсечена будет»! («отсекается» — в этом мире, «отсечена будет» — в мире будущем). И отвечают на это: «Тогда бы они (т.е. еретики) сказали: Просто Тора говорила разговорным языком (а в живой речи слова часто повторяются и удваиваются без особой причины — так и здесь «отсекается, отсечена будет». И поэтому раби Йоси выучил «отсечение» от Будущего мира не из этих слов, а из избыточных, на первый взгляд, слов «ее грех на ней» — чтобы не дать еретикам возможности «открыть рот» — Раши). И сказано дальше: «И уже был подобный спор у мудрецов Мишны. Раби Акива говорил: «Отсекается» — в этом мире; «отсечена будет» — в Будущем мире». Сказал ему раби Элазар бен Азарья (в дошедшей до нас редакции Гемары — раби Ишмаэль): «Но ведь уже сказано (в предыдущем стихе): «Ашема он хулил, и отсечется его душа…» (там же, 15:30) — а разве существует три мира?! Но учи так: «Отсекается» — в этом мире; «отсечется» (из стиха 15:30) — в Будущем мире, а «отсекается, отсечена будет» — просто Тора говорила разговорным языком».
И мы выучили из этого, что карет — это «отсечение» души от тела в этом мире, но для тех, кто служит чужим богам, наказание удваивается — душа отсекается и от Будущего мира. И не существует «третьего мира», от которого душа могла быть «отсечена», ведь в Геиноме души караются в настоящее время (т.е. этом мире) и в нем не происходит никакого «отсечения», как сказано: «…И не прощает Б-г душе ее грех, но думает о том, чтобы отверженный не был бы отторгнут от Него совершенно» ( II Шмуэль 14:14). А те, которые не предстанут перед Судом (грядущим Великим Судом), но будут «отсечены» и останутся в Геиноме, — они будут «отсечены» от жизни Будущего мира (а не от самого Геинома; т.е. безусловно нет какого-либо третьего мира, к которому могли бы относиться слова Торы об «отсечении»).
92) И еще сказано там в Гемаре, в главе Хелек (Санхедрин 90б): «Откуда известно, что Святой, благословен Он, воскрешает мертвых? Из того, что сказано: «А вы, прилепившиеся к Ашему, вашему Б-гу, живы вы все сегодня» (Дварим 4:4) — как сегодня все вы живы, так и в Будущем мире все вы оживете» (видим из этого, что Будущий мир — это грядущий мир воскресших из мертвых, а не ныне существующий Ган Эден — Мир Душ).
И сказано там (Санхедрин 91б): «Рав Хисда приводит два стиха, противоречащие друг другу. Написано: «Тогда посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце, потому что Б-г Воинств будет царствовать на горе Сион и в Иерусалиме» (Йешая 24:23). И написано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз, и станет подобным свету семи дней Творения — в день, когда исцелит Ашем Свой бедствующий народ» (там же, 30:26). Но противоречие только кажущееся: второй стих говорит об этом мире, а первый — о Будущем мире». Т.е. второй стих говорит об этом мире в дни Машиаха (когда мир еще будет нуждаться в свете Солнца и Луны; но Будущий мир, о котором говорит первый стих, будет освещен только Сиянием Шехины — Б-жественного присутствия — Хазон Йоэль). И возражают на это (там же): «Но ведь по мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что евреи сейчас находятся под властью народов», получается, что и тот, и другой стих говорят о Будущем мире (так как и второй стих повествует о глобальных природных изменениях — многократном усилении яркости светил)». И отвечают в Гемаре, что эти два стиха не противоречат друг другу и с позиции Шмуэля: даже если они оба говорят о Будущем мире, «второй говорит об обители праведников, а первый об обители Шехины» (т.е. и в Будущем мире многократно усиленный свет Солнца будет различим в «обители праведников», но в «обители Шехины» Солнце будет «пристыжено» — его свет померкнет в свете Шехины — Раши). И разумеется, наши мудрецы, благословенна память о них, не имели в виду, что «свет луны будет, как свет солнца» в Мире Душ (ибо невозможно говорить о материальных светилах в мире, лишенном материальных объектов), но они называют Будущим миром время, наступающее после воскрешения мертвых.
И так же сказано о поколении пустыни (там же, 110б): «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И избавленные Ашемом (речь идет о поколении, «избавленном Ашемом» из Египта — Раши, Маарша) возвратятся и придут в Сион с ликованием» (Йешая 35:10)».
И о десяти коленах мы учим (там же): «Десять колен не вернутся в будущем» (не вернутся из изгнания на Землю Израиля). И приводится берайта (там же): «Раби (раби Йеуда Анаси) говорит: «Они войдут в Будущий мир, как сказано: «И будет в тот день — вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Ашему на святой горе в Иерусалиме» (Йешая 27:13)». И здесь речь не идет о Мире Душ.
И там же (Санхедрин 91б): «Сказал раби Йеошуа бен Леви: Где в Писании говорится о воскрешении мертвых? Сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!» (Теилим 84:5). Не сказано: «прославляют», но «будут прославлять» — здесь Писание говорит о воскрешении мертвых. И сказал раби Йеошуа бен Леви: Каждый, кто сложил песню в этом мире, удостоится произнести ее в Будущем мире, как сказано: «Счастливы пребывающие в Твоем доме, они еще будут прославлять Тебя вечно!». И вот, оба эти изречения, принадлежащие раби Йеошуа бен Леви, ясно свидетельствуют, что он называет «Будущим миром» время, наступающее после воскрешения мертвых.
И там же (Санхедрин 92а) сказано: «Каждый глава общины, который благополучно вел свою общину в этом мире, удостоится возглавить ее в Будущем мире».
И в трактате Шабат (63а) говорится по поводу ношения оружия в Шабат: «Раби Элиэзер сказал: Эти предметы (меч, копье, лук, булава, щит и т.п.) служат ему как украшения. И сказали ему: Если это украшения, то почему же их не будет в дни Машиаха? Сказал им: Потому что они не будут нужны, как сказано: «Перекуют они свои мечи на плуги, а свои копья — на ножницы; не поднимет народ на народ меча и не будут больше учиться войне» (Йешая 2:4)». И возражают на это: «Но ведь это противоречит мнению Шмуэля, сказавшего: «Этот мир отличается от дней Машиаха только тем, что сейчас евреи находятся под властью народов (т.е. в дни Машиаха Израиль освободится из-под власти народов, но народы по-прежнему будут «поднимать меч» друг на друга)». И приводят другой ответ: «Сказал им раби Элиэзер: И даже если, по мнению Шмуэля, они еще будут в дни Машиаха, в Будущем мире их не будет». Здесь дни Машиаха отделены от Будущего мира — мира после воскрешения мертвых, ведь все эти реалии (главы общин, народы, войны, оружие) не имеют отношения к ныне существующему Миру Душ.
93) И в конце трактата Хулин (142а) мы учим берайту, которая приводится также в трактате Кидушин (39б) и в других местах (Иерусалимский Талмуд, Хагига 2:1): «Учили — раби Яаков сказал: Нет ни одной заповеди, записанной в Торе рядом с предназначенной за нее наградой, чтобы она не указывала на воскрешение мертвых (т.е. из самой приведенной в Торе награды мы понимаем, что подлинное воздаяние за выполнение заповедей — в Будущем мире — Раши), как сказано (о награде за заповедь шилуах акен): «Чтобы было благо тебе и продлились твои дни» (Дварим 22:7). «Чтобы было благо тебе» — в мире, который весь благо; «и продлились твои дни» — в мире, который длится бесконечно». А «мир, который весь благо» и «который длится бесконечно» — это Будущий мир. И сказано, что награда за заповедь «указывает на воскрешение мертвых», так как Будущий мир наступает после воскрешения мертвых.
94) И в Сифри все эти периоды упомянуты при истолковании стихов Писания. Сказано: «Когда пойдешь, она (Тора) поведет тебя» (Мишлей 6:22) — в этом мире; «когда ляжешь, охранит тебя» — в час смерти; «когда пробудишься» в дни Машиаха, «она будет говорить с тобой» — в Будущем мире» (Сифри, Ваэтханан 35). Здесь упомянуты и этот мир, и период смерти — это Мир Душ, и дни Машиаха, и вслед за ними — Будущий мир.
И сказано там (Сифри, Экев 47): «Чтобы продлились ваши дни» (Дварим 11:21) — в этом мире; «и дни ваших детей» — в дни Машиаха; «как дни неба над землей» — это Будущий мир.
И еще толковали там (Сифри, Насо 40): «…И охранит тебя!» (Бемидбар 6:24) — сохранит твою душу в час смерти, как об этом сказано: «И будет душа моего господина завязана в узел жизни у Ашема» ( I Шмуэль 25:29). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — убережет твои стопы от Геинома, как об этом сказано: «Он оберегает стопы Своих праведников, а нечестивые погибнут во тьме» (там же, 2:9). Другое толкование: «…И охранит тебя!» — сохранит тебя для Будущего мира, как об этом сказано: «А уповающие на Ашема обновят силы» (Йешая 40:31)». Упомянули здесь и охрану души в час смерти — это Мир Душ, и ее пребывание в «узле жизни» — это Ган Эден Мира Душ, как мы разъясняли (См. п.81), а затем — сбережение ее для Будущего мира.
И еще учили там (Сифри, Браха 352): «…Оберегает его весь день» (Дварим 33:12), «оберегает его» — в этом мире; «весь день» — в дни Машиаха; «и на его плечах обитает» — отстроен и преображен в Будущем мире» (мидраш относится к пророческому видению праотцев, которым был показан «отстроенный и преображенный в Будущем мире» Храм).
И еще сказано там (Сифри, Браха 354): «Ибо богатством морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке» (Дварим 33:19) — это море у Хайфы, которое бережет свои сокровища для праведников — для Будущего мира. И так сказано потому, что все корабли, потерпевшие крушение в Средиземном море, и кошели с серебром и золотом, и драгоценные камни, и жемчужины, и все стеклянные сосуды, и драгоценную посуду — Средиземное море выбрасывает в залив у Хайфы, и они хранятся для праведников — для Будущего мира. Об этом Тора говорит: «Ибо богатством морей питаться будут…».
95) И в Шмот раба (15:21) ясно сказано: «Десять явлений обновит Святой, благословен Он, в грядущем — для Будущего мира. Первое: в грядущем Он Сам будет освещать мир, как сказано: «Не будет больше солнце дневным светом для тебя, и сияние луны не будет светить тебе, но будет тебе Ашем светом вечным…» (Йешая 60:19). Но разве может человек смотреть на Святого, благословен Он? Так как же будет? Святой, благословен Он, усилит свет солнца в сорок девять раз, как сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца усилится в семижды семь раз…» (там же 30:26). И даже если человек будет болен, Святой, благословен Он, прикажет солнцу, и оно его излечит, как сказано: «И засияет для вас, трепещущие перед Моим Именем, солнце спасения; и исцеление — в его крылах» (Малахи 3:20).
И второе: Он извлечет из земли Иерусалима источник родниковой воды, и излечатся в нем все, у кого есть недуги, как сказано: «И будет: все живые существа, которые обитают там, куда доходят эти потоки, живы будут; и будет рыбы очень много, ведь придут туда эти воды и исцелят, и все будут живы — там, куда придет этот поток» (Йехезкель 47:9).
И третье: Он сделает, чтобы плодовые деревья давали свои плоды каждый месяц, и люди, отведав их, исцелятся, как сказано: «И над потоком, по его берегам — с одной и с другой стороны — поднимутся различные деревья со съедобными плодами; не увянут листья на них и не закончатся их плоды; каждый месяц созревать будут новые плоды, ибо воды из Храма текут для них; и будут их плоды для еды, а их листья — для лекарств» (там же 47:12).
И четвертое: отстроятся все руины, и не будет опустошенного места в мире. И даже Сдом и Амора будут отстроены в грядущем, как сказано: «…Сдом и окружающие его города отстроятся, как в древности» (там же 16:55).
И пятое: Он построит Иерусалим из сапфира, как сказано: «Вот Я… сделаю основание твое из сапфиров, и сделаю твои окна из рубинов, и твои ворота — из карбункулов, и все ограды твои — из драгоценных камней» (Йешая 54:11—12). И эти камни будут сиять, как солнце; и народы мира придут и увидят славу Израиля, как сказано: «И придут народы на твой свет (свет Иерусалима), и цари — на блеск твоего сияния» (там же 60:3).
И шестое: «И пастись будут корова с медведем, детеныши их лежать будут вместе; и лев будет есть солому, как вол» (там же 11:7).
И седьмое: Он приведет всех зверей, и всех птиц, и всех пресмыкающихся в мире, и заключит союз между ними и Израилем, как сказано: «И заключу Я в тот день союз для них (для сынов Израиля) со зверями полевыми и небесными птицами, и с пресмыкающимися земли; и лук, и меч …уничтожу Я на этой земле, и дам им жить в безопасности» (Ошеа 2:20).
И восьмое: не будет больше плача и рыданий, как сказано: «И Я веселиться буду в Иерусалиме и радоваться Моему народу, и не будет слышны в нем больше звуки плача и звуки рыданий» (Йешая 65:19).
И девятое: не будет больше смерти на свете, как сказано: «Уничтожит Он смерть навечно» (там же 25:8).
И десятое: не будет больше ни вздохов, ни стонов, ни печали, но все будут радоваться, как сказано: «И избавленные Ашемом возвратятся, и придут в Сион с ликованием, и радость вечная — на челе их; веселье и радость постигнут они, и сгинут печаль и стенания» (там же 35:10)». Здесь завершаются слова этой агады.
96) И в Альфа-бета дэраби Акива (гл.9) сказано: «Земля жизни» (Йехезкель 26:20) — земля, где мертвецы первыми оживут для Будущего мира (т.е. Земля Израиля). Если так, то как оживут и попадут в Будущий мир праведники, умершие вне Земли Израиля, например, Моше и Аарон? Учим, что в час воскрешения мертвых Святой, благословен Он, сойдет с горних Небес, которые над небесами, и воссядет на Свой престол в Иерусалиме, как сказано: «В тот срок назовут Иерусалим престолом Ашема» (Ирмия 3:17). И созовет Святой, благословен Он, ангелов-служителей и скажет им: «Дети мои, Я создал вас именно для этого часа, что бы вы порадовали Меня… Облетите все четыре стороны света… и проделайте в глубине земли туннели до Земли Израиля — для каждого праведника, умершего вне Израиля, и доставьте мне каждого из праведников… в Землю Израиля, а Я оживлю их…».
Из всего приведенного ясно, что Будущий мир, о котором говорится в каждом из мидрашей, — не Мир Душ и не награда, которую души получают сразу после смерти, а тот мир, который в будущем Святой, благословен Он, обновит после дней Машиаха и воскрешения мертвых.
97) И в Берешит раба (14:5) сказано: «Школа Гилеля утверждает: Каким он был в этом мире, таким будет и в Будущем мире. Каким он был создан в этом мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями, таким он будет в Будущем мире, начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями».
И в Гемаре, в главе Эйн баарахин (Арахин 13б) говорится: «Из этой мишны видно, что лира и арфа — разные инструменты (так как в мишне сказано, что малолетним сыновьям левитов разрешено подпевать отцам в Храме, но не подыгрывать им «на лирах и арфах»). Значит, мишна противоречит мнению раби Йеуды, ведь мы учили в берайте: «Раби Йеуда сказал: Арфа в Храме была семиструнной, как сказано (Теилим 16:11): «Полнота радости — перед Твоим Ликом» — не читай «сова» (полнота), но «шева» — семь (неогласованный текст псалма позволяет двоякое прочтение, так как эти слова на иврите состоят из одних и тех же букв — шин, бейт и айн). В дни Машиаха арфа будет восьмиструнной, как сказано (Теилим 12:1): «Руководителю хора; для восьмиструнной арфы…». А в Будущем мире — десятиструнной, как сказано (Теилим 92:4): «На десятиструнной арфе и на лире, торжественной песней на арфе…!» и сказано (Теилим 33:1—2): «Пойте, праведные, Ашему…! Прославляйте Ашема под звуки арфы, на десятиструнной лире играйте Ему!» (в доказательство того, что арфа Будущего мира будет десятиструнной, раби Йеуда приводит также и слова стиха «на десятиструнной лире»; из этого можно заключить, что, по его мнению, арфа и лира — один и тот же музыкальный инструмент). И разрешают это противоречие: «Можно сказать, что мишна и раби Йеуда не противоречат друг другу (т.е. в Храме арфа и лира — по обоим мнениям — были разными инструментами). Но в Будущем мире увеличится количество струн на лире, и ее звучание, усилившись, станет подобным звучанию арфы».
И скрытый смысл заключается в том, что звучание арфы и других музыкальных инструментов Храма символизирует постижение мысли — ведь мысль духовна, а в материальном мире нет ничего более духовного, чем музыка, подобно тому, как сказано (Сефер йецира 1:9): «Звук, речь и мудрость — это дух пророчества». И вот, в этом мире мудрецы постигли пророческим духом семь сфирот (в кабале: семь проявлений Б-жественного Света), свет которых связан со Мишканом Завета и Храмом, и на них намекают семь светильников меноры и некоторые из жертвоприношений. И также Билам сказал (Бемидбар 23:4): «…Семь этих жертвенников воздвиг я…» — упоминая их, подчеркнул, что именно «этих» (т.е. намекающих на семь сфирот — семь путей проявления Б-жественного в мире). И поэтому семиструнная арфа символизировала семь «нот» этого мира. Но в дни Машиаха будет постигнута восьмая сфира, и намекается на это. А в Будущем мире будет полное постижение всех десяти сфирот, и намекается на них. И это тема полная чудес и величия.
Во всяком случае, из этого можно выучить, что в Будущем мире будут материальные тела («начиная с кожи и плоти и кончая жилами и костями»), и Храм, и его утварь — и это не Мир Душ, в котором каждый человек получает соответствующий ему удел сразу после смерти.
98) И это совершенно ясно из Талмуда. Ведь во многих местах ты найдешь в нем, что упоминаются нечестивцы в Геиноме — например, община Кораха, злодей Титус (Тит), Йешу и прочие, которые в настоящее время подвергаются там карам. И упоминаются праведники в Ган Эдене, такие как раби Йеошуа бен Леви, раби Шимон бар Йохай и другие. Но ни в одном месте Талмуда ты не найдешь, чтобы было сказано об одном из праведников, что он ныне в Будущем мире; а сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» (Ктубот 103б).
И сказано в Сифри (Вайелех) о нашем учителе Моше, да пребудет на нем мир, что он «сохранен для жизни Будущего мира» — но не то, что он сейчас пребывает в Будущем мире.
И сказано о смерти раби Акива (Брахот 61б): «Блажен ты, раби Акива, что вышла твоя душа на слове «Один» (в час мученической смерти он произносил: «Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем один!»). Тебе уготована жизнь в Будущем мире». И еще о раби Элазаре бен Дурдае и о Ктие бар Шаломе сказано, что им «уготована жизнь в Будущем мире» — в первой главе трактата Авода зара (17а;10б). И также сказано во многих местах Талмуда (Таанит 29а, Моэд катан 9а, Ктубот 103а, Авода зара 18а).
И когда после кончины праведников мы говорим, что им «уготована жизнь Будущего мира», имеется в виду — их грядущее. Ведь мы учили, что из этого мира они удаляются в Ган Эден — Мир Душ, а не в мир, называемый «Будущим миром», который уготован им в грядущем.
99) И еще. Сказано в благословении, которое произносит тот, кто видит могилы евреев: «Умертвивший их в соответствии с решением Суда, Он в грядущем поднимет их по решению Суда — для жизни Будущего мира. Благословен Ты, Ашем, воскрешающий мертвых» (Брахот 58б).
И принято поколениями произносить среди просьб и в конце Биркат амазон, и во всех молитвах: «Милосердный, Он нас удостоит и приблизит ко дням Машиаха и к жизни Будущего мира» (нусах «сфарад») — значит, дни Машиаха предшествуют Будущему миру; ведь не имеется же в виду, просить Его «приблизить» час смерти, чтобы оказаться в Мире Душ.
100) И еще находим ясное объяснение в мидраше на стих «И благословил Б-г седьмой день» (Берешит 2:3): «Благословил Святой, благословен Он, Будущий мир, который начнется в седьмом тысячелетии (от Сотворения мира); «…и освятил его» — уготовил его сынам Израиля» (Берешит рабати раби Моше Адаршан с.20). И об этом мы учили в трактате Тамид (7:4): «На седьмой день недели произносим «Песнопение на день Шабата» (Теилим 92:1) — песнопение о грядущем, о мире, который весь — отдохновение и покой вечной жизни».
И в Мехильте (Ки тиса 1) сказано по поводу стиха «…Шабаты Мои соблюдайте,… ибо Я Ашем, освящающий вас» (Шмот 31:13): «Освящающий вас» — для Будущего мира, подобного святости Шабата в этом мире. Учим, что Шабат сравнивается со святостью Будущего мира. И так же сказано: «Песнопение на день Шабата» — песнопение о мире, который весь Шабат» (и как Шабат наступает после шести дней недели, так и Будущий мир наступает после шести тысячелетий истории).
И в агаде раби Акивы сказано: «День Суда и царство потомка Давида (царя Машиаха) будут в шестом тысячелетии; в седьмом — «И благословил Б-г седьмой день, и освятил его, ибо этот день — отдохновение» от всех дней существующего мира и начало Будущего мира».
Итак, мы выяснили, что Будущий мир — это не Мир Душ, но сотворенный, осязаемый мир, в котором будут пребывать воскрешенные люди — их тела и души.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).