Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».

Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать за­поведей были переданы Моше: 365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей челове­ческого тела». Спрашивает р.Ханина: «Откуда это известно? Сказано (Дварим 33:4): “Тору за­поведал нам Моше…”. Числовое значение слова “Тора” — 611. Добавь “Я Г-сподь, твой Б-г” и “Да не будет у тебя чужих богов пред Моим лицом” (Шмот 20:3), которые мы слышали (из уст) Всевышнего…».

(Талмуд)

Утверждение, что в Торе содержатся 613 мицвот, часто встречается в талмудической литературе^. Инте­ресно, однако, что в Талмуде нет самого перечня этих заповедей. Такое утверждение кажется странным, ибо простой подсчет заповедей показывает, что их действи­тельное число намного превышает 613. Впрочем, указан­ное противоречит также Талмуду, где из стихов Торы выводятся тысячи приказаний. Естественно, что законы, которые раввины выводят путем толкования, считаются установленными свыше и утвержденными навечно. По­чему же тогда Тора сводится всего к 613 заповедям? Почему тот же Талмуд не сомневается в том, что р.Сим-лай, говоря о 613 заповедях, передает признанную тради­цию? Более того, Талмуд оперирует этой точной цифрой, не давая никаких оснований предположить в ней просто символ.

В книге Маалот Атора (18 в.) р.Авраам от имени своего брата, р.Элияу, Виленского Гаона, приводит сле­дующие комментарии:

Невозможно доказать неопровержимо, что су­ществуют лишь 613 заповедей, поскольку от на­чала Берешит до Шмот 12:2 мы встречаем толь­ко три заповеди (что же представляет собой все остальное содержание этих книг, как не требова­ния к человеку жить согласно морали?). Многие части Торы не содержат никаких заповедей, и это трудно понять. Истина состоит в том, что каждое слово Торы (включая сюжеты) нужно рассматри­вать как заповедь, ибо эти слова идут от Всевыш­него… Об этом сказал Давид (Теилим 119:96): «Я видел предел всему свершенному, но Твоя запо­ведь безгранична»…

Таким образом 613, заповедей — не что иное как корни (общие правила)… Тора — «это дерево жизни для тех, кто держится ее…» (Мишлей 3:18).

Так же, как у дерева, у Торы один ствол, от ко­торого отходит множество ветвей; а они, в свою очередь, разделяются на множество веточек, на которых держатся плоды и семена, и каждое из семян содержит в потенциале все заповеди…

Другими словами, 613 общих правил лежат в основе всех указаний Торы и еврейского закона в целом.

Как отмечалось, в Талмуде отсутствует перечень 613 заповедей. Первую попытку их краткого изложения мы встречаем во введении к Алахот Гдолот. Шломо ибн Габироль также составил список 613 заповедей». Но всем этим попыткам недоставало точного критерия, оп­ределяющего, какие заповеди следует включать в пере­чень, а какие — нет.

Во введении к Мишнэ Тора Рамбам первым попытался разработать обоснование для вычленения 613 заповедей. Его труд, первоначально изданный на арабском и извест­ный сегодня как Сефер Амицвот шель Рамбам, резко критикует вариант, предложенный в Алахот Гдолот. Рамбам утверждал, что есть три категории закона:1. деорайта — 613 мицвот, упомянутых в Торе; 2. диврей софрим — законы, выведенные из текста Писания; 3. дерабанан — раввинские установления. (Многие коммен­таторы, однако, подчеркивают, что по мнению Рамбама все выведенные законы имеют раввинский статус.) Более поздние авторы, особенно Рамбан и Раавад (р.Авраам ибн Дауд, 1110-1180), выступили против такого вывода Рамбама. Тем не менее, его труд стал классическим руководством в подходе к заповедям.

Рамбам предложил следующие принципы вычленения 613 заповедей:

1. не включать заповеди, основанные только на раввин­ском авторитете;

2. не включать заповеди, выведенные из текста Торы;

3. не включать заповеди, если они не распространяются на все времена;

4. не включать заповеди, представляющие собой не од­ну мицву, а совокупность мицвот»,

5. мотивы мицвы не считаются отдельной мицвой;

6. если заповедь имеет предписывающее и запреща­ющее содержание, каждая ее часть считается отдель­ной заповедью;

7. детали заповеди не считаются отдельной заповедью;

8. требование «не делай», касающееся частного случая и представляющее собой исключение из заповеди, не считается отдельной заповедью;

9. количество мицвот основано не на том, сколько раз повторяется мицва, но на характере предписанного действия;

10. действия, подготавливающие исполнение заповеди, не считаются отдельной заповедью;

11. различные элементы, образующие одну мицву, не считаются порознь;

12. этапы исполнения мицвы не считаются отдельной мицвой,

13. если выполнение мицвы требует больше одного дня, продолжение мицвы в другие дни не считается от­дельной мицвой,

14. виды наказаний, охватывающие несколько типов на­рушений, считаются одной заповедью. Другой признанный труд о 613 мицвот — это Семок (Сефер Мицвот Катан — Малая книга запо­ведей). Написан он равом Ицхаком бен Йосефом из Франции во второй половине 13 века. Автор не разделяет ни позицию Рамбама, ни точку зрения Рамбана. В по­следующие годы на эту тему было опубликовано много работ. Среди них выделяются Семаг (Сефер Мицвот Гадоль — Большая книга заповедей), составленная р.Моше из Куси (12 в.), и Сефер Ахинух. Если все повеления Торы взаимосвязаны, какое имеет значение, входит та или иная заповедь в число 613-ти или нет? Более того, почему вопрос о том, как определить принцип, по которому заповедь следует включить в это число, так горячо обсуждается в трудах многих мудре­цов? Почему, казалось бы, чисто теологический вопрос вызывает такой интерес у знатоков алахи? На самом деле, этот вопрос очень важен, ибо существуют правовые различия между законами, входящими в состав 613 за­поведей, и законами, которые в них не входят. Хотя оба типа заповедей обязательны, мудрецы отмечают, что Тора прямо не указывает наказаний за нарушение запретов, не входящих в число 613 заповедей. Откуда следует, что «не входящие» запреты носят общий харак­тер и не могут служить основой для герменевтических интерпретаций.

Таким образом, вопрос о том, входит ли заповедь в число 613-ти, является первостепенной и первоочередной правовой проблемой. Но тогда еще непонятнее, почему же эти 613 заповедей не перечислены в Талмуде со всей определенностью. Высказывались предположения, что когда-то такие перечни существовали и затем поте­рялись. Но если это так, то почему Талмуд нигде не упоминает о них, как он упоминает о других трудах, сегодня нам не известных?

Скорее, наши мудрецы не считали необходимым пуб­ликовать эти перечни, хотя весьма возможно, что такие списки составлялись. Талмуд (Гитин 606) утверждает, что Устная традиция, которая вводит понятие о 613 мицвот, не предназначалась для записывания. Более то­го, раввины придавали первостепенное значение методу мидраш алаха — запоминанию правил выведения запо­ведей из Торы; умение прилагать правила толкования к Писанию они считали более важным, чем простое заучивание списка из 613 заповедей. Нельзя недооце­нивать возражений мудрецов древности против систе­матизации еврейского закона; глубокое его понимание

неизбежно стесняется жестким кодексом. Работы Рамбама и других кодификаторов подверглись в свое время такой критике именно потому, что воспринимались как попытка канонизировать Закон.

Из 613 мицвот сегодня, в отсутствие Храма, приме­нимы 369:126 предписаний и 243 запрещения. Некоторые из них (например, относящиеся к разводу или к обетам) могут так и не понадобиться конкретным людям в течение всей жизни. Двести семьдесят заповедей — 48 повелений и 222 запрета — касаются всех евреев в любых обстоятельствах, хотя часть из них ограничена опреде­ленным временем года (например, заповедь есть мацу в Песах). Шесть заповедей обязывают постоянно:

1. Верить во Всевышнего.

2. Не признавать других богов.

3. Утверждать Его единственность.

4. Любить Его.

5. Трепетать перед Ним.

6. Не следовать за сердцем или за глазами, чтобы не отвратиться (от Всевышнего).

Стих Торы, напоминающий нам об этих заповедях: «…шесть городов для убежища будут у вас» (Бемидбар 35:13).

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»