Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
107. Смерть от Всевышнего. Разница между смертью и «карэт» в том, что смертный приговор распространяется лишь на преступника, но не на его детей. А наказание «карэт» означает, что уничтожаются и преступник, и его потомство. Но, сказали мудрецы, в определенном смысле смерть от Всевышнего серьезнее «карэт», потому что если кто наказан смертью, то смерть проникает в дом его, и его стада тоже гибнут. Корова его пасется в поле и гибнет. Курица роется в мусоре и гибнет. И смерть, можно сказать, приклеивается к преступнику, пока окончательно не покончит с ним.
108. <…>
109. Некоторые из тех, кто наказывается смертью упоминаются в Мишне (Хала 1;9): тот, кто ест «тевель», то есть зерно, от которого не отделена доля коэну и левиту, и бедным [трума и маасер]. Эта заповедь действительна в Эрец-Исраэль. А также коэн, который был нечист и съел чистую долю коэнов [трума теора]. А также тот, кто не принадлежит к коэнам, но съел долю коэнов.
110. И есть среди них такие, о которых мудрецы разъяснили в Талмуде и Мидраше. О большинстве подобных можно узнать прямо из Торы; например: «Вдову и сироту не обижайте, если обидишь <…> и рассержусь Я». И сказали мудрецы: «Тот, кто вопиет, и тот, кто не вопиет», то есть обижающий вдову и сироту будет наказан, независимо от того, кричал обиженный или молчал, но более скорое наказание следует, когда обиженные взывают к Пресвятому, благословен Он».
111. И кто отнимает у бедного, — как сказано (Мишлей 22;22-23): «Не обирай бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот, ибо Всевышний вступится в дело их и отберет душу у обобравших их». Мы уже разъяснили это в «Степени третьей», а мудрецы сказали, что отнимающий у кого-либо, как бы душу свою отдает взамен, как сказано (там же 1; 19): «Таковы пути всякого, кто алчет награбленного: оно отнимает жизнь у завладевшего им». Когда некто отнимает у кого-либо сумму меньше мелкой монетки, он тем самым лишает человека заработанного за день. А это подобно убийству, пролитию крови, даже если грабитель отобрал сумму меньше мелкой монетки.
112. И клеветник, — как сказано (Бамидбар 14;37): «Эти люди, распустившие худую молву о земле, умерли от мора пред Всевышним». Сказали мудрецы: «Кто клевещет на страну, наказывается смертью, а тем более тот, кто клевещет на еврея, который обязан исполнять заповеди». И сказано (Дварим 22; 19): «И наложат на него взыскание в сто монет и отдадут их отцу девицы, за то, что тот [клеветник] распустил худую молву о ней». Не сказано даже, что клеветник желал смерти девушки и старался привести дело к тому, чтобы ее казнили из-за лжесвидетелей, которых он представил, чтобы доказать ее измену. Но упомянуто о клевете как о преступлении, которое тяжелее попытки уничтожить человека, ибо стыд горше смерти. А также сказали мудрецы: «Он приговорен Законом к наказанию плетьми и денежному взысканию за клевету, а не за то, что хотел умертвить ее». И сказали мудрецы, что тому, кто клеветой губит доброе имя семьи, нет искупления вовеки. Потому что для этого недостаточно прощения живущих, — опозорены также потомки, которые будут рождены на свет. И мы еще добавим разъяснение в главе, которая объясняет строгость преступления «четырех групп».
113. И тот, кто играет с детьми, и тот, кто прелюбодействует рукой или ногой, карается смертью. И сказали мудрецы, что наказание за это такое же, как и людям поколения потопа, которые уничтожали свое семя. А также тот, кто поступает подобно Эру и Онану, то есть молотит внутри и веет снаружи, чтобы уничтожить семя, карается смертью. Как сказано (Берешит 38; 10): «И было зло пред очами Всевышнего то, что он сделал, и Он умертвил и его». И сказано о тех, кто зря испускает семя (Ишая 57;5): «Разгорячающиеся под каждым деревом зеленеющим закалывают детей».
114. И ученый, который ведет себя нескромно, карается смертью, потому что он удаляет любовь людей от Торы. И сказали мудрецы, что об этом сказано (Мишлей 8;36): «Все ненавидящие Меня любят смерть». Это значит: они приводят к тому, чтобы люди возненавидели Тору. И сказали мудрецы: «О человеке, изучающем Тору, вежливом в обращении, порядочном и честном в делах, люди говорят: “Счастливы его отец и мать, которые научили его Торе, а несчастны те, кто не изучал Тору. Такой-то изучал Тору, — вы видели насколько красиво его поведение и насколько правильны поступки его. О нем сказано (Ишая 49;3): “И сказал мне: ты раб мой Йсраэль, в котором прославлюсь”. А о человеке, изучающем Тору, но грубым в обращении с людьми, непорядочном и нечестным в делах, — что люди говорят о таком? Горе ему, учившему Тору, горе учителю его и отцу его, которые научили его Торе. Такой-то изучал Тору, — видели вы насколько грубы и уродливы его поступки, насколько дурно поведение его? О нем сказано (Иехезкель 36;20): “И оскверняли Имя святое Мое, ибо говорили о них: Народ Всевышнего они, и из земли Его они вышли!””
115. Сказали мудрецы: “Тот, в чьем городе есть бейт-мидраш, а он не бывает там, наказуем”.
116. Тот, кто говорит против ешивы своего учителя карается смертью.
117. И тот, кто дает алахические указания в присутствии своего учителя, карается смертью. И сказали мудрецы, что Надав и Авиу погибли, когда внесли огонь, но не из-за преступления приношения: они собирались исполнить заповедь Всевышнего, — они сказали себе: “Написано в Торе (Ваикра 1;7):И возложат сыны Аарона, коэна, огонь на жертвенник”. Хотя огонь и спускается с неба, остается заповедь принести обычный огонь. А наказание им было потому, что они дали алахическое указание при Моше Рабейну.
118. И сказали мудрецы: “Чума приходит в мир из-за преступлений, за которые по Закону полагается смертная казнь, но преступников невозможно судить, и из-за плодов седьмого года”. И еще сказали: “В четыре периода времени чума усиливается: в четвертый год [семилетнего цикла], в седьмой год, на исходе седьмого года и на исходе праздника Суккот в каждом году. В четвертый год из-за десятины бедным [которую не дали] в третий год; в седьмой — из-за десятины бедным в шестой год. На исходе седьмого года — из-за плодов седьмого года. И на исходе праздника в каждом году из-за того, что отняли [то есть не дали] дары бедным” (Авот 5;8). Отсюда, как мы видим, следует, что за то, что не дают дары бедным, полагается смерть [от Всевышнего]. Узнай же и уразумей о тяжести великой вины того, кто обещает дать милостыню и не исполняет обет. А также тот, подобен вышеупомянутым, кто сжимает руку, жадничает, не помогает бедному брату своему и не обращает внимания на свою родню, собственную плоть и кровь. Потому что он обязался дать, а не давая, как бы отнимает.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.