Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Краткая биография»

Рабейну Йона бен Авраам, прозванный Хасидом, Благочестивым. («Рабейну» означает «наш учитель».) Знаменитый мудрец Торы, уроженец города Герона (Каталония), за что также прозван — Геронди. Умер в 1263 году в Толедо. Двоюродный брат Рамбана (Нахманида). Один из крупнейших авторитетов своей эпохи.

С именем Геронди связана одна история. В свою бытность в Париже, он вначале проявил себя как непреклонный противник сочинений Рамбама (Маймонида) и, как говорят, содействовал устройству печальной акции сожжения его книг на одной из парижских площадей. Через некоторое время на той же самой площади и точно такой же казни (аутодафе) ­теперь всецело по инициативе католических священников — были преданы рукописные трактаты Талмуда, привезенные со многих концов страны на 22 огромных телегах. Это событие так повлияло на рабейну Йону, что он решил публично покаяться в оскорблении памяти великого Рамбама. В происшедшем он ясно увидел знак сверху, который осуждал его поведение. Геронди тут же дал обет отправиться в Святую землю, чтобы на могиле мудреца вымолить себе прощение. По дороге из Франции через Испанию он открыл ешиву в Толедо, где в своих лекциях с благоговением отзывался о Рамбаме. Там он и умер, не успев завершить свое путешествие.

Среди многих его произведений, большинство из которых представляют собой комментарии к Вавилонскому Талмуду, отметим книги по еврейской этике (их составлению, наверное, способствовали описанные события): «Игерет Атшува», «Шаарей Тшува», «Сефер Айира». Но самым примечательной представляется нам книга комментариев к «Пирке Авот», знаменитому трактату Мишны. Текст рабейну Йоны настолько прост, понятен и глубок, что и сегодня многие именно с его помощью пытаются овладеть мудростью, заключенной в этом трактате. Особенно впечатляет красивый, богатый и яркий иврит автора, который жил, не забудьте, более семи столетий назад. Книгу можно достать в любой серьезной еврейской книжной лавке.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.