Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Награда и наказание, Карет, Раскаяние, Грех
119. Ступень наказания «карэт». За те преднамеренные преступления, за которые полагается «карэт», если человек совершил их неумышленно, полагается принести искупительную жертву «хатат». И сказали мудрецы, что полагается принести искупительную жертву «хатат» лишь в том случае, когда совершено преступление, в котором за намеренное действие полагается «карэт». Наказание «карэт» означает, что уничтожается и сам преступник, и его потомство, как сказано (Ваикра 20;20): «Наказание свое понесут они, бездетными умрут они». Наказание «карэт» заключает в себе две части.
120. Первая часть состоит в том, что преступники уничтожаются в этом мире: совершивший кровосмешение со своей сестрой и сестрой своего отца, и сестрой своей матери, и сестрой своей жены, и женой своего брата после того, как брат с ней развелся или в случае смерти ее мужа, а также тот, кто совершает акт кровосмешения с женой брата своего отца и женой брата своей матери. И тот, кто поест жир (хелев) и крови, и тот, кто ест хамец в Песах, и тот, кто работает в Иом-Кипур, и тот, кто не принес жертву Песах, и тот, кто вступает в отношения с женщиной во время ее менструаций и даже после того, если она не очистилась.
121. А вторая часть состоит в том, что уничтожается в этом мире и в грядущем тот, кто поклоняется идолам, и тот, кто совершает преступления публично, и тот, кто позорит Тору, например, позорит изучающих Тору и любящих Всевышнего; а также тот, кто нарушает заповедь обрезания. Мы разъясним этот вопрос подробнее в «Степени одиннадцатой».
122. Если тот, кому полагается наказание «карэт», имеет ранее заслуженные заслуги, то эта прежняя награда продлевает жизнь двум или трем поколениям его потомков. Смерть преступников откладывается для того, чтобы воздать за заслуги в этом мире, но таким образом они [преступники] теряют мир грядущий, как сказано (Дварим 7; 10): «И воздающий ненавидящим Его в лице их, уничтожая их; не замедлит Он: ненавидящему Его, лично ему, воздаст Он». И эго разъяснено в словах Давида (Теилим 92;7): «Человек невежественный не знает, и глупец не понимает этого, когда злодеи благоденствуют» и так далее. И так сказал Асаф (там же 73;3): «Ибо позавидовал я беспутным, увидев благоденствие нечестивых» и так далее «уразумею конец их». То есть месть злодеям в конце, как сказано (Мишлей 24;20): «Ибо нет будущности злому — светильник нечестивых угаснет».
123. И сказали мудрецы: «Сказал рабби Йошияу: “Из-за трех вещей Всевышний долготерпелив к злодеям в этом мире — может быть они раскаются или совершили добрые дела, исполнили заповеди, за которые Всевышний воздаёт им в этом мире. Или у них родятся праведные дети. Ведь мы находим, что когда Всевышний был терпелив по отношению к Ахазу, у того родился [сын] Хизкия, а также у Амона родился Йошияу, а также у Шимъи родился Мордехай”».
124. В общем смысле «карэт» означает, что дни человека укоротятся, как сказано (Мишлей 10;27): «Лета нечестивых сократятся». И в вопросе сокращения лет обнаруживается разница между смертью и «карэт». Ибо «карэт» означает смерть человека до возраста пятидесяти лет, а смерть — до шестидесяти, подобно «умершим в пустыне» [во время исхода из Египта]. Это означает, что если человек, которому суждено было жить семьдесят или восемьдесят лет, совершил преступление, наказуемое смертью, — проживет он лишь до шестидесятилетнего возраста. Но бывают праведники, продолжительность жизни которых изначально меньше шестидесяти лет. Как сказали мудрецы, смерть в пятьдесят два года — так умер Шмуэль а-Рамати. И сказано (Бамидбар 4; 18): «Не изведите колена семейств Кеати из среды левитов», и из этого мудрецы вывели, что «карэт» [уничтожение] до пятидесяти лет. Объяснение этого стиха таково: да не будете вы причиной тому, чтобы семейств колена Кеати недоставало в службе левитов. Потому что, если вы не будете оберегать их и не позволять, чтобы они входили, когда священную утварь Храма вкладывают в футляры, — они будут уничтожены [их будет недоставать] в службе левитов, и они умрут раньше пятидесяти лет, как сказано (там же 8;25): «С пятидесятилетнего возраста вернется он от несения службы».
125. И есть среди осужденных на «карэт» такие, кто приводит свое потомство к злому падению и уродству, и это кроме того, что потомство в будущем будет уничтожено. Это такие, кто вступает в отношения с женщиной во время ее менструаций или после, если она не очистилась. Потомство такое называется потомством, творящим зло. Так как знак наглости будет на лбу его на всю жизнь. Как сказали мудрецы, наглый — он сын женщины «нида». И преступления сына засчитываются отцу, потому что он привел сына к тому, что тот стал преступником еще в материнском чреве. Горе и зло преступнику, что навредил самому себе, и уничтожится он, и уничтожится его душа и душа его жены и все его ничтожное потомство.
И женщина пребывает в нечистоте «нида» — даже если нет кровотечения и она отсчитала семь чистых дней — пока не окунулась в источник водный или в реку, родник, в котором сорок сеа воды, соответственно гематрии слов (Ишая 8;6): «Текущие тихо [“леат”: ламед-алеф-тет]»; [примерно 750 литров].
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»