Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех, Жадность
75. Негативная заповедь (лав), в которой есть действие (ше-еш бо маасэ).Сказали мудрецы, что нарушение негативной заповеди, содержащей действие, наказывается тридцатью девятью [сорок без одной] плетьми. И сказали мудрецы, что плети заменяют смертную казнь, и сказали, что наказанного плетьми дважды отправляют в тюрьму, где он и умирает. И те, кто увещевает, обязаны проверять пути народа, расследовать и знать, где люди оступаются, и предупреждать их, ибо существует множество запретов, часть которых соблюдается, но часть нарушается. Например, запрещение работы в субботу, — в общем-то, запрет соблюдается, но есть и такие работы, которых не остерегаются, потому что людям неизвестно, что они в субботу запрещены. Тем не менее, они будут наказаны за это, потому что не находятся среди ученых и не просят ученых, чтобы их научили. Вот они и нарушают целые разделы и будут наказаны за это, как сказано (Ишая 26; 10): «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде». И есть люди, преступающие запреты, потому что они не научены с детства; в отчем доме их не учили остерегаться нарушений, они унаследовали отцовское и не слушаются тех, кто указывает истинный путь, — таковые совершают преступление преднамеренно.
76. А также весь народ остерегается употребления крови, как той, что вытекает из зарезанного животного, так и той, что остается в мясе. Но некоторые не остерегаются: не солят мясо, чтобы из него вышла кровь, как полагается по закону. И таких много, они без знания, без понимания, никто их не увещевает, как сказано (Мишлей 29; 18): «Где нет увещевания, развратится народ».
77. И есть такие запреты, которые совершенно не исполняются частью народа, например, побои и нанесение увечья. Ибо тот, кто бьет другого нарушает два запрета (лав), как сказано (Дварим 25;3) [о судебном наказании плетьми] «Сорок плетей можно дать ему, но не более», а нарушают этот запрет многие, когда бьют своих жен. И сказали мудрецы: «Кто поднимает руку на ближнего своего, хотя и не бьет, зовется злодеем, как сказано (Шмот 2; 13): “И сказал злодею: почему ты побьешь ближнего своего?” — не сказал “побил”, но “побьешь”. И Иов сказал (Иов 31; 21): “Разве я поднимал руку на сироту?”; и сказали мудрецы: Рав Уна приказал отрубить руку тому, кто постоянно дрался, сказав (там же 38; 15): “И руку высокомерного сокруши”».
78. А также о бритье бороды сказано (Ваикра 19;27): «И не уничтожай край твоей бороды», — а преступники оставляют линию волос шириной в волосок. А в наше время точно неизвестно, где проходит край волос, и «нарушители уничтожают» волосы там, где это запрещено. Стричь волосы на висках запрещено, и ножницами тоже, если стригут близко к коже, как бритвой [полагается оставить, как минимум, волос длиной в чечевицу].
79. И есть люди, которые не остерегаются одежды, сшитой из шерсти и льна [килъаим — шаатнез], сшивают шерстяную ткань льняной ниткой или пришивают льняной воротник к шерстяной одежде.
80. «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь» (Ваикра 18;6). Любое сближение запрещено, например, дотрагиваться до руки замужней женщины. И объяснение: «не открыть наготу» — потому что сближение может привести к кровосмешению. А ты спросишь, где написано, что Закон запрещает дотрагиваться до руки замужней женщины и тем самым ставит ограду, препятствие перед преступлением. Мы ответим тебе: вот в заповеди о назорее мы находим, что хотя запретом является лишь запрет пить вино, чтобы из-за этого не забыть Законодателя или не сбиться с пути под ветром распутства, — Закон запрещает назорею вообще все, что производится из виноградной лозы. Это и является оградой, которая должна воспрепятствовать назорею пить вино; так сказали мудрецы в Мидраше (гл. Насо 10;21).
81. «И перед слепым не ставь преграды» (там же 19; 14). Сказали мудрецы, что этим нам заповедано, что отец не должен бить своего взрослого сына, чтобы это не оказалось помехой для сына и соблазном совершить преступление своими устами и опозорить отца своего. А также этим нам заповедано не ставить никакой преграды евреям и неевреям, например, не давать вина назорею и орган, отрезанный от живого животного, нееврею. А также пусть не дает нееврею то, что тому запрещено, чтобы не привести его к падению в чем-либо, что запрещено неевреям.
82. «Не порти деревьев его, не поднимай на них топор» (Дварим 20; 19). Этим нам заповедано не рубить плодовых деревьев даже для того, чтобы строить осадную стену, если в округе достаточно деревьев неплодовых. А также этим нам заповедано не тратить деньги зря, даже грош. И сказали мудрецы, что тому, кто слишком много надрывает одежду в знак траура, полагается наказание плетьми. И тем более тому, кто в гневе бьет посуду. Этим он совершает два нарушения: портит имущество и поддается власти гнева настолько, что нарушает Закон, потому что с этого момента идет у него война со злым началом гнева, которое пытается заставить его отказаться от еврейства. Как написано (Мишлей 29;22): «Человек гневливый сеет раздор, и у вспыльчивого много преступлений». И мы уже уведомили, что мудрецы сказали: «Если ты видишь человека, который в гневе бьет посуду, пусть он будет в твоих глазах как идолопоклонник, так как в этом состоит способ злого начала: сегодня говорит: “Сделай так-то”, а завтра скажет: “Поклоняйся идолам”».
И сказали мудрецы: «Пусть человек не выливает воду из своего колодца, если она может понадобится другим». Тем более, что нам заповедано не портить свое тело и не подвергать его опасностям или самоистязанию, понапрасну губить его постом из-за сожаления и гнева или оплакивать умершего слишком много. Но тот, кто в трауре и оплакивает свои преступления, — о нем сказано (Ишая 57; 18): «Пути его видел Я, и исцелю его, и успокою его, и заплачу утешениями ему и скорбящим его». И сказано (Берешит 9;5): «Но кровь вашу и души ваши взыщу Я», и сказали мудрецы: «От вас самих, от ваших душ взыщу Я вашу кровь».
83. «Три года да будут они для вас запретными, и не ешьте их» (Ваикра 19;23). В первые три года после посадки дерева плоды его запрещены к любому использованию, это действительно и за пределами Эрец-Исраэль, а все, что запрещено к любому использованию, нельзя дарить и нееврею. Плоды виноградника запрещены к любому использованию в четвертый год, пока их не выкупят. А выкупить невозможно, до тех пор, пока плоды не достигнут такой степени созревания, что от них можно отделять десятину (маасер). А когда наступит время, когда можно отделять десятину? Когда плод созрел, подобно тому, как сказали мудрецы: «Когда плоды созреют настолько, что от них можно отделять десятину» (см. трактат Маасрот 1;2).
84. «Поэтому сыны Израилевы не едят сухожилие, которое из сустава бедра» (Берешит 32;33). Это сухожилие (нашэ) запрещено к любому использованию, ее нельзя давать и рабам-неевреям, и нельзя посылать нееврею в подарок ногу животного с этим сухожилием. И нельзя давать «нашэ» и его жир собаке и кошке, которых человек постоянно кормит.
85. «Не крадите, не лгите и не обманывайте» (Ваикра 19; 11). Сказали мудрецы: «Не крадите, даже если вы делаете это, чтобы огорчить другого, то есть человек не должен говорить, я, мол, украду эту вещь, а он пожалеет и огорчится, и будет ему обидно, и впредь постарается лучше беречь свои вещи, а потом я ее верну. А также нельзя взять чужую вещь, попользоваться и вернуть. И не воруй свое у вора, чтобы не оказаться вором».
86. «Не гадайте и не ворожите [не высчитывайте время]» (там же 19;26). Не гадайте подобно тем, кто гадает на крысах и на птицах. Выпал у него хлеб изо рта, олень перебежал дорогу, — и он говорит, это, мол, примета, удачи не будет на моем пути, и из-за этого он возвращается. А также не следует отправляться к гадателю спросить, делать что-либо или отказаться от чего-либо.
Не высчитывайте время, то есть не говорите, мол, в такой-то день стоит начинать работу, а в такой-то день не стоит отправляться в путь. И нельзя слушаться тех, кто гадает по небесам. Но следует уповать на Всевышнего, Всевышнего небес и земли. Поэтому сказано (Дварим 18; 13): «Чистосердечно верь Всевышнему». Из этого следует, что гадатели и ворожеи не обладают упованием на Всевышнего. А эти дурные поступки являются деяниями жителей земли Кнаан (Ханаан), как сказано (там же 18; 14): «Ибо народы, которым ты наследуешь, гадателей и кудесников слушают они, а тебе не то дал Всевышний».
87. «Не делайте неправды на суде» (Ваикра 19; 15). Ведь далее сказано: «Не будь снисходителен к нищему и не угождай великому: по правде суди ближнего своего», — о каком же суде говорится в начале стиха? Сказали мудрецы, что это мера и вес, и мера жидкости. Отсюда следует, что измеряющий называется судьёй, и если он обманул при обмере, то подобен тому, кто судит несправедливо и зовется нечестным и отвратительным, и проклятым, и мерзким. И это приводит к пяти вещам, ибо кто вершит несправедливость загрязняет (метаме) страну и хулит Имя, и лишает Присутствия Всевышнего, из-за него гибнут люди от меча, приводит народ к изгнанию. И также сказано далее (Ваикра 19;35): «Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе и в мере месура. Весы верные, камни справедливые, эйфа верная и ин верный да будут у вас. Я Всевышний, Который вывел вас из земли Египетской». «В измерении» — это мера площади, «в весе» — само собой понятно, «в мере месура» — это мера жидкости и сыпучих тел, «камни справедливые» — это гири, «эйфа» — это мера сыпучих тел, «ин» — это мера жидкости. «Я Всевышний, Который вывел вас из земли Египетской» — различил Я в Египте между первенцем и непер-венцем, и Я верен обещанию заплатить тому, кто окунает свои гири в соль, чтобы обманывать людей, которые и не подозревают обмана.
88. «Не будь притеснителем его» (Шмот 22;24). Этим нам заповедано не притеснять должника, а заимодавцу нельзя проходить близко от должника, если знает, что тому нечем заплатить. Потому что он не должен задевать должника и ослаблять его дух. И сказали мудрецы, что, проходя близко от должника, заимодавец как бы подвергает его двум наказаниям (Теилим 66; 12): «Ты посадил человека на голову нашу, прошли мы огонь и воду». И следует облачиться ревностью и увещевать тех, кто угнетает наш народ, кто заковывает должника в кандалы, хотя и нечем ему.платить.
89. «И не записывайте [не налагайте на него] проценты» (Шмот 22;24). Предупреждение свидетелям, так как и заимодавец, и должник, и свидетели нарушают запрет. Поэтому сказано «не записывайте», во множественном числе, после того, как сказано «не будь у него заимодавцем», поскольку это предупреждение свидетелям,[которые подписывают вексель; их должно быть не меньше двух].
90. «Никакого увечья не должно быть на ней» (Ваикра 22;21). Этим нам заповедано не наносить увечья первенцу животного, даже в наше время, когда нет Храма.
91. «Не паши на быке и осле вместе» (Дварим 22; 10). Этим нам заповедано не пахать и не использовать при молотьбе связанных вместе ярмом или веревкой животных двух видов. А также не вести их вместе связанных. А то, что сказано «не паши», — такое упоминание обычных действий используется для лучшего понимания. И даже погонять их голосом нельзя. И два мула, один от лошади рожденный, а другой от ослицы, считаются двумя разными видами, и нельзя их вести вместе. И запрещено вести мула с лошадью или с ослом.
92. «И камнем не покрывайте пол в стране вашей, чтобы поклоняться на нем» (Ваикра 26; 1). Этим нам заповедано не кланяться Всевышнему на каменном полу в синагоге и в любом месте, кроме Храма.
93. «Не оскверняйтесь ими» (там же 11;43). Этим нам заповедано не есть отвратительную пищу, не есть рыбу или саранчу, пока она не умрет, а также не пить из рога, которым отворяют кровь[то есть из медицинской посуды, которой пользовались для отворения крови и т.п.]. И тот, кто не идет вовремя по естественной надобности преступает запрет «не оскверняйтесь».
94. «Не оскверняй дочери своей, предавая ее разврату, чтобы земля не извратилась и не наполнилась земля развратом» (там же 19;29). Объяснили мудрецы, что это предупреждение не отдавать незамужнюю дочь мужчине не для женитьбы, и тогда не извратится земля, ибо если ты станешь так поступать, земля наполнится развратом и принесет свои плоды не в вашей стране, а в другой. И также сказано (Ирмия 3;3): «Задержаны были дожди, и не было позднего дождя; но чело развратницы было у тебя». И не разрешены наложницы без «кидушин» и без ктубы (брачного контракта); лишь царю разрешено, потому что страх перед ним владеет всеми и никто не станет распутничать с ней. Поэтому когда царь берет себе наложницу, это подобно браку. А после разрешения наложниц царю, мудрецы постановили, что невеста без благословения запрещена мужчине, как во время менструации.
95. И вот ты видишь, насколько велико наказание тому, кто берет себе незамужнюю женщину для распутства, так как об этом сказано (Ваикра 19;29): «И не извратится земля, и не наполнится земля развратом». И тот, кто распутничал с незамужней женщиной единожды наказывается плетьми по постановлению мудрецов. В великую западню попадаются те, кто распутничает с незамужней женщиной, так как она стыдится окунуться в реку или в микву, чтобы очиститься от нечистоты менструации, чтобы обществу не открылось ее распутство, — поэтому такая женщина остается в нечистоте менструации, «нечистота ее на подоле ее, она не думает о последствиях».
Еще сказали мудрецы, что заповедь «не оскверняй дочери своей развратом» есть также предупреждение не выдавать свою дочь за старика.
96. «Не ешьте никакой падали» (Дварим 14;21). Сказали мудрецы, что любое животное, зарезанное не по правилам «шхиты», считается падалью. И увещевающим уготована милая доля за то, что они предупреждают людей быть осторожными и внимательными и в точности исполнять правила «шхиты». Следует выбирать такого резника, который боится нарушить эти правила, поскольку большинство евреев полагается на него в заповеди о «шхите» и последующей проверке мяса. И хотя мудрецы сказали, что большинство резников — знатоки своего дела, в некоторых местах попадаются и незнающие и не очень умные люди. И мы видели, что сердца многих далеки от страха перед преступлением, а тот, кто греха не боится, не поймет, насколько следует быть точным в проверке ножа, потому что при этом следует быть очень сосредоточенным. Взгляни, вот человек проверяет нож дважды и трижды, а небольшую зазубрину не замечает и лишь потом обнаруживает, потому что сосредоточился. Вот насколько чувство осязания зависит от намерения сердца сосредоточиться! Кроме того, человек, не обладающий страхом пред Всевышним, недобросовестно относится к проверке горла и пищевода и к остальным тонкостям и деталям, как это ясно тому, кто знает правила «шхиты».
97. «И взятку не бери» (Шмот 23;8). И даже для того, чтобы оправдать правого и обвинить виноватого, и хотя оба тяжущихся согласились вместе заплатить судье. Так сказали мудрецы: «Недействительны приговоры того, кто берет мзду за то, чтобы судить. Но можно оплатить ущерб, который он понесет, оставив свою работу [ради суда], если этот ущерб заметен и ограничен, и известен людям. Но и это при условии, что ни один из тяжущихся не заплатит за ущерб больше другого».
98. Сказали мудрецы: «Не бери мзды даже словами», то есть если один из тяжущихся скажет судье что-либо лестное, — пусть судья отойдет от этого дела. И если один из тяжущихся, придя на суд, принес судье подарок, судье не следует брать его. А если принесли подарок до суда и судья принял подношение, — он не годится в судьи.
99. В праздник «никакой работы не должно делать; только то, что служит пищей всем душам» (Шмот 12;'16). Сказали мудрецы, что поскольку в праздник разрешено выносить предметы из дома на улицу, значит, разрешено выносить и не для еды, но лишь при условии, что это для нужд того же дня. Подобно тому, что разрешено в праздник выносить свиток Торы на улицу для того, чтобы читать его в тот же день. Но нельзя выносить для нужд будней. Только для нужд праздника; и многие совершают преступление, вынося ключ от ларя на улицу в праздничный день, хотя в нем и нет ничего такого, что можно съесть в праздник.
100. «Да не наденет мужчина одежды женской» (Дварим 22;5). Это также предупреждение не сбривать волосы подмышкой и в паху.
101. «Не наведи крови на дом свой» (там же 22;8). Это предупреждение не заводить в доме злую собаку и не ставить сломанную лестницу в доме.
102. «Не работай на первородном быке твоем и не стриги первородного из мелкого скота твоего» (там же 15; 19). Заповедь о первенце действительна как в Эрец-Исраэль так и за ее пределами. А если первенец затерялся в сотне или тысяче других животных, — все они запрещены к любому использованию.
103. «Не делайте подобного для Всевышнего» (Дварим 12;4). Это предупреждение не стирать Имя.
104. «И по законами их не поступайте» (Ваикра 18;3). Этим нам заповедано удалиться от всех поступков эморей-цев (даркей а-эмори), то есть не принимать на веру никакие талисманы, наговоры, снадобья и зелья, которые не от врачей, специалистов в медицине.
105. «Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня» (там же 23; 14). Хлеб нового урожая запрещено употреблять до второго дня холь-а-моэд Песах [до второго дня пасхальной недели] в Эрец-Исраэль и за ее пределами.
106. Мы написали о многом, исходя из того, что часто люди ошибаются по незнанию, так как этого не слышали их уши. А кое о чем им известно, что запрещено, но неизвестно насколько строг запрет. И мы говорили об этом, чтобы люди не заблуждались в будущем. Да услышит мудрый и добавит разума, чтобы предостерегать народ о подобном, что случается с ним. А разумеющие напомнят и будут сиять, подобно свету небес.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»