Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Исправление, Раскаяние, Йом Кипур, Грех, Искупление, Осквернение Имени Всевышнего
А теперь обсудим того, кто виновен в профанации Имени Всевышнего, ибо его преступление не искупится страданиями. Выше мы упоминали о том, что целебное лекарство для него состоит в том, чтобы постоянно освящать Имя Всевышнего. А еще искупление его в постоянном и тяжком труде изучения Закона. Как сказали мудрецы: если искупится преступление дома Эли жертвой и приношением (Шмуэль I 3; 14), жертвой и приношением не искупится, но искупится словами Торы. И хотя преступление дома Эли было связано с хулением заповеди о жертвоприношениях, как сказано (там же 3; 13): «за вину в том, что он знал, как сыновья его навлекают на себя проклятие». Тем не менее, Тора — лекарство всем ранам, даже самым серьезным. Поэтому написано (Мишлей 15;4): «Исцеление языка — древо жизни».
17. И можно спросить: как же сказали мудрецы, что в случае преступлений, за которые полагается наказание «карэт» и смертная казнь, Йом-Кипур и раскаяние задерживают наказание, а страдания завершают искупление? Ведь написано (Ваикра 16;30): «От всех ваших преступлений пред Всевышним очиститесь». Ответ на вопрос: сказано «пред Всевышним очиститесь», это веление «таасэ» (делай!) о раскаянии. Нам следует исследовать и изучить свои пути и в Йом-Кипур вернуться ко Всевышнему. И хотя мы обязаны совершать это постоянно и во всякое время, раскаяние в Йом-Кипур — добавочная обязанность. Чистота, которая зависит от нас, это раскаяние и исправление наших собственных действий.
Но сказанное выше (там же) о чистоте, то есть что Всевышний очищает нас от преступления и дарует нам полное искупление в Йом-Кипур без страданий, — это сказано о том, кто преступил запрет «ло таасэ» (не делай!). Но для тех, кому полагается «карэт» и смертная казнь, раскаяние и Йом-Кипур задерживают наказание, а страдания завершают искупление.
18. Сказали мудрецы: «От всех преступлений ваших пред Всевышним очиститесь» означает, что преступления человека пред Всевышним искупаются в Йом-Кипур, а преступления человека перед другим человеком Йом-Кипур не искупает, пока люди не помирятся друг с другом. Поэтому отнявший у ближнего обязан вернуть то, что отнял. А потом пусть исповедуется. Но если он исповедался до того, как вернул отнятое, это ничем не считается. И сказали мудрецы о том, кто отнял и ложно поклялся, что обязан он уплатить сумму отнятого и добавить еще пятую часть, и принести жертву «ашам». И если он вернул отнятое до того, как принес жертву, это действительно и засчитывается. Но если он принес жертву до того, как вернул отнятое, это недействительно и не засчитывается. Как доказывается из того, что сказано о том, кто отнял у гера, у которого нет наследников, и поэтому требуется заплатить коэну. «Ашам — то, что вернет Всевышнему, пусть даст коэну — кроме того, что принесет жертву искупления, которой ему искупится» (Бамидбар 5;8). Здесь слово «ашам» означает уплату (см. там же 5;7): «И вернет тому, кому виноват (ашем)». И кроме уплаты, он должен принести искупительную жертву, которой ему искупится после того.
19. Сказали мудрецы: если человек обидел кого-либо словесно, он должен помириться с обиженным. И, само собой, должен помириться, если злословил о ком-нибудь. Ибо это одно из самых серьезных преступлений. И если обиженный не простил, обидчик должен прийти к нему с тремя людьми. И если снова не прощает, прийти еще раз с другими тремя людьми. И так же пусть поступит в третий раз. И сказал Элиу (Иов 33;27): «Пусть приведет ряды людей и скажет: поступил я несправедливо и прямое искривил, и не был он ровным в моих глазах». «Искривил» означает «оговорил прямого», то есть праведного человека; от слов (там же 1; 1): «мирный и прямодушный». Ибо не увидел положительные качества прямодушного человека, но решил, что он криводушный и лживый, и не был он в моих глазах ровным и прямодушным. «И он не был в моих глазах ровным» — от слов (Ишая 28;25): «Ровняет поверхность земли»; (Берешит 14; 17): «В ровную долину». И прямой, и ровный — одно и то же, а это значит, что если опозорил перед людьми прямодушного, то должен преклониться перед прямодушным и исповедаться перед многими людьми. Потому-то и сказано: «пусть приведет ряды людей». Вот почему Элиу вел речь особенно об этом преступлении — оно из самых серьезных и разрушает душу. И сказали мудрецы: «Для позорящего ученых нет исцеления раны, потому что он хулит Тору», как сказано (Диврей а-ямим П 36; 16): «И позорили посланцев Всевышнего — пока исцеление стало невозможным».
20. И мудрецы сказали, что для виновного в профанации Имени Всевышнего раскаяние, Йом-Кипур и страдания задерживают наказание, а смерть завершает искупление. Объяснение этому состоит в том, что смерть завершает искупление всех преступлений, которым помогает раскаяние. И если человека убили, а он исповедался перед смертью, в тот момент, когда ощутил ужас смерти, ему даруется искупление. И считается, что убийца пролил кровь праведного и благочестивого человека. Как сказано (Теилим 79;2): «Кровь благочестивых Твоих — зверям земным». И сказали мудрецы, что это сказано и о тех, кто был злодеем, о которых сказано (Ирмия 5;8): «Они были, как сытые жеребцы ранним утром», но здесь они посчитались благочестивыми, поскольку уже были наказаны. Как написано (Дварим 25;3): «И унижен будет брат твой перед глазами твоими»: он был наказан плетьми — и стал твоим братом, то есть равным тебе.
21. И сказали мудрецы, что о преступлениях, о которых человек исповедался в Йом-Кипур, следует вторично исповедаться в следующий Йом-Кипур. Как сказано (Теилим 51;5): «И проступок мой вечно предо мной». Рабби Элиэзер бен-Яаков полагает, что не следует вторично исповедоваться. И в Мидрашах весьма предостерегают исповедоваться вторично. Это предостережение проистекает от двух причин. Во-первых, кающийся как бы показывает, будто он маловер и не уверен в величии прощения Всевышнего, Который прощает грех и не взирает на преступление. И упомянули в связи с этим (Теилим 31;19): «Да онемеют лживые уста». А во-вторых, если в исповеди упоминаются лишь прошлые преступления, то похоже, будто кающийся страшится лишь прошлого, а больше он преступлений не совершал. Если он действительно это воображает, значит, он не изучает и не исследует свои пути, а это опасная болезнь. Потому что те, кто наблюдает и исследует себя, постоянно видят свои проступки и дурные качества и то, что они не достигают высоких степеней страха пред Всевышним, или они недостаточно изучают Тору. И за это — великие наказания. А также часто бывают преступления языка в разговорах. И сказали мудрецы: «От трех вещей человеку не спастись — от преступных мыслей, от пыли злословия и от того, что многократно бездумно молился». И в третьих, потому что когда человек исповедуется лишь о прошлых проступках, похоже, что он бахвалится тем, что больше не совершал преступлений. И сказали в Мидрашах: «Ты исповедуешься о прошлом, потому что у тебя нет нового?» А то, что написано «И мое преступление вечно предо мной». Объяснили в Мидрашах, что проступки должны быть пред глазами и в сердце следует о них помнить. Но пусть не упоминают их словесно. Еще объяснили в Иерусалимском Талмуде: «Не думай, будто ты их никогда не совершал, но относись к этому так, что ты их совершил и был прощен» (Шульхан арух, Орах хаим 607,4).
И мы уже упомянули об этом в разделе о принципах раскаяния. И действительно, человеку следует молить о милосердии всю свою жизнь, молить о прощении всех проступков, прежних и поздних. И бояться, и страшиться — а вдруг не исполнил то, что положено для раскаяния. И во-вторых, ведь преступления, которые наказываются «карэт», — страдания завершают их искупление, как сказано выше. И царь Давид молил (Теилим 25;7): «Преступлений юности моей и проступков моих не вспоминай». Но не следует упоминать прошлое после того, как он раскаялся и исповедался в Йом-Кипур, то есть уже исполнил заповедь об исповеди. И он должен уповать на то, что его исповедь была принята и что исповедь может искупить преступление. Тем не менее, пусть всегда молится о прощении преступлений, как мы объяснили. Но не обязательно в молитве упоминать о каждом преступлении в отдельности, — лишь в исповеди это обязательно. И еще по одной причине следует молиться о преступлениях дней прошедших. Возможно, что у человека есть преступления, о которых он не подумал и не упомянул и не исповедался. Как сказано (там же 19; 13): «От скрытного очисти меня».
22. Порядок исповеди. Мы согрешили по ошибке и по намерению и совершили злодейство. Грех (хет) может быть по ошибке и по халатности. А халатность (пшиа) на языке мудрецов означает, что человек не уберегся оттого, от чего люди обычно берегутся, как мы об этом уже сказали. А преступления — это намеренные действия. Злодейство же означает восстание, от слов (Млахим II 3;7): «Царь Моава восстал (паша) против меня». Но Всевышний в величии Своего безвозмездного добра (хесед) прощает и восставшим против Него, если они возвращаются к Нему всем сердцем своим. И сказано (Даниэль 9;9): «У Всевышнего милосердие и прощение, хотя мы и бунтовали против Него». И сказано (Теилим 25; 11): «Ради Имени Твоего, о Всевышний, прости преступление мое, хотя оно и велико». И сказано (там же 65;4): «Всякие преступления победили меня, бунт наш Ты простишь».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего