Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Награда и наказание, Раскаяние, Грех
1. Среди множества благ, оказанных Всевышним творениям Своим, людям, числим мы указанный Им путь из бездны, куда может завести наше поведение, путь обретения выхода из западни, в которую попадаем из-за своих преступлений. Как избежать падения в эту пропасть и отвести от себя гнев Всевышнего? Всевышний научил и наставил людей возвращаться к Нему, если они согрешили пред Ним. Это также проистекает из Его доброты и справедливости, ибо Ему ведомо людское злое начало, как сказано (Теилим 25;8): «Добр и справедлив Всевышний, поэтому Он указывает путь преступникам». И невзирая на то, что они преступили и восстали много раз и коварнейше Ему изменили, не закрыл Всевышний пред ними врат раскаяния, как сказано (Ишая 31;6): «Вернитесь к Тому, пред Которым вы глубоко грешили», и сказано (Ирмия 3;22): «Вернитесь, сыны-отступники, и Я исцелю необузданность вашу». О раскаянии нам неоднократно заповедано в Торе. А также разъяснено, что Всевышний желает раскаяния, даже если преступник раскаивается из-за многих бед и несчастий, с ним приключившихся. Тем более, если он раскаивается из страха пред Всевышним и из любви к Нему, как сказано (Дварим 4;30): «При невзгоде твоей, когда постигнут тебя все эти напасти в будущие времена, возвратишься ты ко Всевышнему и будешь слушаться гласа Его». А также разъяснено в Торе, что Всевышний поможет кающимся даже в том, на что сами они не способны по своему естеству, и обновит в них желание и умонастроение очищения, чтобы достигли ступени любви к Нему, как сказано (там же 30;2): «И обратишься ко Всевышнему и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и дети твои, всем сердцем и всею душою». И там же (30;6): «И Всевышний обрежет сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любили Всевышнего всем сердцем своим и всею душою своею». И в книгах Пророков, и в Писаниях постоянно обсуждается вопрос раскаяния так подробно, что все принципы его разъяснены в этих книгах. И это будет показано в дальнейшем.
2. Следует знать, что когда преступник не торопится покаяться, наказание ему увеличивается с каждым днем. Ему известно, что он прогневал Всевышнего и что есть путь спасения в раскаянии, — но он продолжает бунтовать и остается при своем зле. Есть у него возможность избежать бедствия, но он не боится гнева и не страшится ярости, — потому уготовано ему страшное наказание, ибо его преступление велико. В мидраше Коэлет мудрецы приводят такой пример. Вот поймали шайку разбойников и посадили в тюрьму, а они сделали подкоп, пробили стену и вырвались на свободу. Но один не бежал и остался в заключении. Появился начальник тюрьмы и обнаружил подкоп и того, оставшегося. И начальник поколотил его палкой, приговаривая: «Перед тобой, несчастный глупец, подкоп и возможность бежать! Как же ты не постарался спасти свою жизнь?»
3. И опаздывают с раскаянием лишь невежды, спящие наяву; они не позволяют разумным мыслям проникнуть в глубину своей души. И нет у них разума; и не понимают они, что спасаться нужно как можно скорее. И есть среди них отдалившиеся от Всевышнего и не верящие, что за преступление полагается кара. И мудрецы говорят: «Если ты видел, что ученый совершил ночью нечто недостойное, не думай о нем плохо утром, ибо он уже раскаялся в содеянном».
4. Вот еще одно умозаключение о том, насколько велико зло опаздывающего с раскаянием. Если б он не медлил, то теперь бы каялся и горько вздыхал в страхе и беспокойстве и плакал в скорби. И встреться ему злое начало, и случись возможность снова совершить преступление, — он сумел бы злое начало свое подавить, помня об испитой горькой чаше и не желая ее более, как сказано (Теилим 4;5): «Беспокойтесь и избежите преступлений», что значит, беспокойтесь и сожалейте о содеянном, и этим избежите преступлений. Ибо выше говорится о преступлении (там же 3): «Доколе любить будете тщету, искать лжи?» Это доказывается тем, что написано (Берешит 45;24): «Не беспокойтесь в пути»; (Хаввакук 3; 15): И в сердце своем я беспокоюсь», что имеет смысл сожаления о прошедшем и о настоящем. И не сказано «бойтесь» или «страшитесь». Ибо запаздывая с раскаянием, человек вновь попадает в ту же западню, когда появляется возможность согрешить. И это его преступление гораздо тяжелее прежнего, и содеянное зло предстает пред Всевышним. А человек и не думал, что злое начало нападет на него, как разбойник. Но, познав свою слабость и силу злого начала, победившего его, человек должен понять, что он беззащитен, и подумать, как увеличить свой страх пред Всевышним настолько, чтобы страх этот преобладал в душе его, спасая от ловушек злого начала и оберегая от греха. И сказал Шломо (Мишлей): «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупец повторяет глупость свою», что значит: известно, что собака может пожирать отвратительное, но когда она это исторгает, оно становится еще отвратительнее, да она еще и пожирает исторгнутое. Так же и с глупцом, ибо он совершает нечто гнусное, а когда повторяет гнусность, оно еще гнуснее первой.
5. Во-вторых, грешащему повторно труднее раскаяться, потому что преступление кажется ему дозволенным. И тем самым преступление утяжеляется, как сказано (Ирмия 3;5):
«Ты говоришь и делаешь зло, и можешь». «И можешь», значит, зло становится как бы дозволено, как то, что в твоей воле и возможности. От слов (Дварим 12; 17): «Не можешь ты есть в доме твоем» и так далее. И смысл этого — «не дозволено тебе». И мудрецы говорят: «В тот момент, когда человек совершает преступление и повторяет его, оно становится в его глазах дозволенным». И сказали мудрецы: «Тому, кто дважды совершил преступление, в дальнейшем, даже если он лишь решил совершить преступление, но у него не получилось, — его злой замысел считается как действие. И о нем сказано (Ирмия 6; 19): “Вот Я наведу на народ этот бедствие — плод замыслов их”».
6. Теперь прислушайся и пойми нижеследующее, в нем заключается важнейший принцип. Верно, что иногда некоторые праведники спотыкаются о препятствие преступления, как сказано (Коэлет 7;20): «Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы добро и не погрешил бы». Но праведники подавляют свое злое начало, и если приходится им согрешить один раз, больше не повторяют и сражаются со злым началом, и раскаиваются. Но тот, кто не остерегается преступлений и не старается избегать легких прегрешений, и даже если он остерегается всех других преступлений и соблюдает все запреты Торы, — мудрецы называют такого «вероотступником в одном», то есть в одной вещи. И он остается преступником, и его преступление непереносимо. Ибо если раб говорит господину: «Все, что ты прикажешь, я выполню, кроме одного», — это значит, что раб сбросил с себя ярмо повиновения господину и делает что захочет. И об этом сказано (Дварим 27;26): «Проклят, кто не поставит над собой Закон!», то есть кто не берет на себя обязательство исполнять весь Закон, от начала до конца. И доказательство этому то, что написано «кто не поставит над собой», а не «кто не исполняет его».
7. И еще следует тебе знать, что совершающий одно и то же преступление повторно десять раз, даже если остерегается всех остальных преступлений, совершает несколько преступлений, а не одно. И так сказали мудрецы: «если предупредят назорея “не пей вина!”, а он пьет, повторяют ему: “не пей!”, а он пьет, то его наказывают плетьми за каждый раз в отдельности, как если бы он поел мяса смертельно больного и нечистого животного, и кровь, и жир» (см. Бамидбар 6 и далее).
8. И мы видим, что этим умножаются преступления нынешнего поколения, ибо многие не берут на себя обязательства остерегаться определенных преступлений и всю свою жизнь не остерегаются, и им кажется, что это дозволено. Но если б они вели себя так только в одном, — это уже было бы для них злой болезнью души, как мы объяснили выше. А они нарушают многие запреты и среди них строжайшие. Клянутся всуе, заклинают ближнего или себя Именем и упоминают Имя всуе или в нечистом месте, или не умыв руки. Не замечают бедного и оговаривают ближнего. И беспричинно ненавидят, гордятся и чванятся, властно обходятся с ближним и нарушают запрет смотреть на женщин. И что хуже всего — отменяют свои занятия Торой. И творят многое, подобное тому.
Мы упомянули лишь некоторое из того, что нашли в нашем поколении, чтобы напомнить и предупредить людей. А также следует тем, кто раскаялся записать в книге, то в чем они провинились. И указать на заповеди, которые недостаточно исполняли. И пусть читают эту памятную книгу каждый день.
9. Раскаяние содержит в себе много уровней, и, следуя по этим ступеням, человек может приблизиться ко Всевышнему. Мы знаем, что Всевышний прощает при любом раскаянии, но лишь в том случае душа может полностью очиститься до такого состояния, что преступление будет стёрто, как будто его и не было, когда человек очистит свое сердце и приготовит свой дух. Так написано (Теипим 32;2): «Счастлив тот, кому Всевышний не вменяет вину и в чьем духе нет лжи». Грязную одежду недостаточно слегка постирать, — чтобы свести всю грязь и выбелить одежду, ее нужно стирать тщательно и много раз. И так написано (там же 51;4): «Смой с меня совершенно грех мой и от проступка моего очисть меня». И душа отмывается от преступления, если человек омывает свое сердце, как сказано (Ирмия 4; 14): «Омой же от зла сердце свое, о Иерушалаим!» И сказали мудрецы (Теилим 112;1): «Счастлив муж, боящийся Всевышнего»; «муж» — то есть «мужчина», — значит, лучше раскаяться в молодости, когда человек в расцвете сил может победить свое злое начало. Но и любое раскаяние и в любое время полезно человеку, как сказано (там же 90;3): «Доводишь Ты человека до самого изнеможения и говоришь: “Возвратитесь, люди!” И подчеркнули мудрецы — до самого изнеможения души.
А теперь разъясним принципы раскаяния.
Читайте на сайте обзор по теме Раскаяние — Тшува
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.