Темы: Тора и психология, Страх, Батшева Эскин
В слове йиръа («страх, трепет») тот же корень, что и в слове «видеть». Главный выбор в жизни состоит в том, чтобы увидеть имеющиеся возможности, и бояться их не реализовать.
Страх последствий может быть хорошим мотиватором: «Пожалуйста, выброси мусор!» — «Угу, попозже…» — «Если ты сейчас же не выбросишь мусор, я не разрешу тебе…» — «Уже иду выбрасывать!»
Страх, как и все остальные эмоции, имеет и положительные, и отрицательные аспекты. Отрицательный страх изнуряет. Позитивный страх волнует. Адреналин, текущий по венам, придает нам сил, чтобы выполнить даже такие задачи, за которые в спокойном состоянии мы бы даже и не взялись. Подгоняемый страхом, человек может забраться на верхушку сосны, перемахнуть через забор или переплыть реку в рекордные сроки. Страх вытаскивает нас из мира мечтаний и на 100 процентов помещает в реальность.
Делать правильный выбор в жизни — это почти всегда выбирать то, что сложно. Мы все склонны искать легкие пути и игнорировать предстоящие последствия. «Увидеть или не увидеть?» — таков еврейский вопрос. Так чего же на самом деле нам стоит бояться?
Есть такой популярный среди подростков челлендж-квест (на русский переводят как «вызов»): «Вынеси всё, что сможешь, из супермаркета за три минуты». По условиям квеста, на покупки разрешается потратить неограниченное количество денег, вот ребята и мечутся между полками, пытаясь купить что-то действительно стоящее, чтобы не остаться через три минуты с тележками, набитыми никому не нужной ерундой — только потому, что до нее проще было дотянуться.
Это очень метафоричный квест. Ведь каждый момент жизни можно прожить в полной мере — или потратить впустую. Самый большой человеческий страх — прожить свою жизнь без смысла. Мы все хотим иметь влияние, помогать другим, менять мир. Страх быть посредственностью; страх не иметь самоуважения; страх проснуться однажды утром с мыслью: «Что я сделал со своей жизнью?» — эти страхи могут вдохновлять нас на то, чтобы выяснить, что же на самом деле важно в жизни.
Все мы знаем, что когда-то уйдем из этого мира, и вместе с тем, обманываем себя, думая, что те, кто умирает, принадлежат к отдельному сектору человечества. Когда умирает кто-то, кого мы знали, мы думаем: «Этого не может быть! Ведь я только вчера с ним разговаривал!»
Это происходит потому, что смерть знакомого человека напоминает нам о нашей собственной уязвимости и заставляет нас задуматься о том, насколько эффективно мы используем свое время. Мудрецы учат нас проживать каждый день так, как будто он — последний на этом свете.
Если сегодня — мой последний день в этом теле, буду ли я пилить мужа за то, что не починил кран, раздражаться на ребенка за то, что не помыл посуду, уничтожающим взглядом пронизывать подчиненного за опоздание?
Если это мой последний день, мне не будет дела до всех этих мелочей, меня не будет раздражать ничья медлительность или непонятливость. Слишком драгоценна жизнь, чтобы жить в мелочности, обидах и спорах. Страх потерять то, что мы любим и ценим, толкает нас к тому, чтобы задуматься о вещах по-настоящему значимых.
Одно из основных обязательств в иудаизме — ират шамаим — трепет перед Небесами. Воспитательница детского сада, в котором установлены камеры наблюдения, лишний раз не повысит голос на ребенка и будет стараться проявлять все свои педагогические способности, зная, что на нее смотрят.
Когда мы помним про постоянное присутствие Всевышнего и про то, что каждое наше действие «записывается» на Небесах, мы склонны максимально использовать данные нам возможности. К сожалению, человеческая природа такова, что мы отвлекаемся, разрешаем себе «забыть» о том, что придется отвечать за свои поступки.
Трепет перед Небесами является ключом ко всему, чего мы хотим достичь в этом мире. Так что же нас сдерживает? Как это часто оказывается — сдерживают нас мифы.
С одной стороны, люди говорят, что страх неудобен и неприятен. Мы строим нашу жизнь так, чтобы избежать его. С другой стороны, люди катаются на американских горках и смотрят фильмы ужасов, платя за то, чтобы испытать страх.
На самом деле, страх — это не больно. Да, страх неудобен, но доставляет огромное удовольствие. Когда тебя выталкивают из самолета, и ты камнем летишь вниз, за две секунды до того, как парашют открывается, ты забываешь все пустяки этого мира. Когда смерть дышит в лицо, внезапно осознаешь, как хорошо быть живым. Ты подключился к реальности!
Когда мы противопоставляем дискомфорту страха — тот положительный эффект, который оказывает на нас страх, мы видим всю ситуацию совершено по-другому и благодарны страху за возможность прожить каждый момент жизни осознанно и воодушевленно, используя весь свой потенциал. Страх — это не больно, это захватывающе! Без страха жизнь скучна, недаром успешные бизнесмены всегда в поиске рискованных предприятий — будь то инвестиция в стартап или курс дельтапланеризма.
Люди думают, что страх парализует и снижает наш потенциал. На самом деле, верно обратное. Страх может толкать нас на супер-человеческие подвиги. Одна молодая мама смогла приподнять целый автомобиль, чтобы спасти своего ребенка, оказавшегося под ним. Страх расширяет возможности и дает небывалую силу. Страх вредит только тогда, когда мы убегаем от него, вместо того чтобы противостоять.
Психологам известен такой эффект. Если некто был свидетелем того, как хулиганы избивали старика, а он в ужасе наблюдал за этим из-за кустов, он всю жизнь будет содрогаться при этом воспоминании. Но если он вышел на защиту слабого, пусть даже и получил немало синяков и ссадин, вспоминать об этом моменте ему будет приятно всю жизнь. Он боялся, но переборол себя и поступил правильно. Это истинное удовольствие. Парализует не страх, а шок. Страх — мотивирует.
Люди избегают страха, чтобы сохранить независимость. Мы думаем, что если какая-то внешняя сила указывает нам, что делать, мы превращаемся в роботов. Мы предпочитаем делать правильные вещи по собственному желанию и на своих собственных условиях.
Но ират шамаим — трепет перед Небесами — «работает» иначе: когда вы боитесь нарушать волю Б-га, это высвобождает ваш потенциал, потому что Бог не хочет контролировать вас, Он хочет для вас только самого лучшего. Человек, который по-настоящему боится Бога и испытывает этот трепет, свободен от всех других страхов в мире.
Страх порабощает только когда кто-то целенаправленно пытается нас напугать и контролировать. Но страх перед реальностью — это мотивация, чтобы стать теми, кем мы хотим быть. Мы все говорим: «Я хочу быть хорошим, но я не хочу прилагать усилия». Страх мотивирует нас делать то, что нужно.
Люди думают, что поступать правильно нужно только потому, что мы знаем, что так надо — а не из страха перед последствиями. Кажется, что реагировать на основе страха — унизительно. Да, в идеале поступать правильно следует из любви, а не из страха, и мудрецы учат, что «хороший слуга служит не за награду и не опасаясь наказания».
Но при этом существует особая заповедь — обрести страх перед Небесами. Несомненно, тот, кто служит Б-гу из любви, находится на гораздо более высоком уровне, которого многие их нас еще не достигли. И если для кого-то страх является хорошим мотиватором, то в этом нет ничего унизительного. Привыкая делать добро «во имя страха» мы имеем все шансы прийти к тому, чтобы делать добро «во имя любви».
Каждый рождается со способностью чувствовать боль. Нам неприятно испытывать боль, когда мы уколемся булавкой или обожжемся о чайник. Но жизнь людей с врожденной нечувствительностью к боли ничуть не легче нашей, вовсе наоборот. Они находятся в постоянной опасности, ежедневно рискуя погибнуть от потери крови, заживо сгореть или умереть от недиагностированного воспалительного процесса.
Так же, как боль имеет важное значение для нашего физического выживания, так же и страх перед Небесами заставляет нас помнить о последствиях — для нашего духовного выживания. Страх становится средством для достижения наших целей, помогая удержаться от того, что в итоге причинит нам вред.
Самая важная цель в жизни — иметь ясность, жить в реальности. И, конечно, реальность существует объективно — вне нашего субъективного восприятия.
Реальность сама по себе очень захватывающая. Она пробуждает нас и позволяет взглянуть на вещи в перспективе. Но мы видим — и не видим. Кто-то умер от рака легких — внушает ли это нам страх взять в руки сигарету? Кто-то развелся — боимся ли мы разрушить свою семью?
Всякий раз, когда мы видим трагедию, страх ее повторения должен нас толкать к тому, чтобы предотвратить подобную трагедию в будущем.
В 1967 году еврейское государство находилось под угрозой уничтожения. Люди приезжали в Израиль или предлагали помощь другими способами — деньгами, временем, влиянием. Страх и угроза привели их к внезапному осознанию того, насколько глубока их связь с еврейским народом и с Землей Израиля.
Если внимательно посмотреть вокруг, то американские горки окажутся не нужны, ведь реальная угроза исходит отовсюду, на всех уровнях: обстрелы и погромы, атомные бомбы в руках врагов… Есть чего бояться — и страх этот надо не подавлять, а носить его повсюду с собой и использовать в качестве позитивного мотиватора для полного раскрытия своего потенциала.
***
Если вам однажды покажется, что от страха у вас отнимаются ноги, что страх вам причиняет боль, что вы теряете свободу, что вы чувствуете себя униженным — не отгоняйте эти эмоции. Возьмите свой страх с собой, отделите его от паники, изучите и освойте его — и он станет вам самым лучшим помощником. Страх напомнит вам о вашей смертности, мотивирует на правильные поступки, даст силу и свободу и позволит на 100% чувствовать остроту событий вокруг вас. Только со страхом мы можем увидеть цельность мироздания и обрести смысл жизни.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.