11 марта 2021 года, темы: Социальные сети, Интернет, Зависимость, Батшева Эскин
Документальная драма «Социальная дилемма», которая появилась на экранах в сентябре 2020-го года и набрала неплохое количество просмотров, несмотря на шокирующие факты и выводы, которые там приводятся, не совершила революции в сознании зрителей, а стала просто еще одним фильмом, который было интересно посмотреть в один из бесконечных вечеров локдауна.
В фильме идет речь о том, как устроены социальные сети, и как дизайн Фейсбука, Ютьюба, ТикТока и других платформ влияет на решения их пользователей.
Интересно то, что против соц-сетей выступают не раввины с длинными бородами, которые в глазах современного общества символизируют все самое консервативное, несовременное и отсталое, а молодые модно одетые люди, символизирующие прогресс, либерализм, развитие высоких технологий. Бывший дизайнер компании Google, бывший президент компании Pinterest, бывший исполнительный директор компании Twitter — все они признаются в том, что их детища вышли из-под контроля. Вот несколько цитат из фильма:
Гугл — это не просто окно поиска, а Фейсбук — не место, где вы общаетесь со своими друзьями. Эти компании конкурируют за ваше внимание, и бизнес-модель у всех них одна: не отпускать людей от экранов.
Интернет-компании — это самые богатые компании за историю всего человечества — богаче нефтяных.
И это правда: начиная с 2012-го года, первые два места в рейтинге мировых брендов прочно заняты компаниями Apple и Google. Чем же они торгуют? Что является товаром этих компаний?
Раньше Кремниевая Долина продавала программное обеспечение и аппаратные средства. В последние десять лет она продает своих пользователей. Если вы не платите за товар, значит вы и есть товар.
Товар — это постепенное, незаметное изменение вашего собственного поведения и восприятия. Это единственное, на чем они могут заработать.
Все, что вы делаете в сети, тщательно отслеживается и записывается, вплоть до количества секунд, в течение которых вы смотрите на какую-то картинку. Они знают, когда люди в депрессии, когда им одиноко. Экстраверт вы или интроверт, какие у вас неврозы, тип личности. Все наши личные данные вводятся в системы, почти не контролируемые человеком. И их прогнозы относительно того, как мы себя поведем, становятся все лучше и лучше.
Мы поставили обман и коварство в центр всего, что мы делаем. Как фокусники. Вы даже не осознаете, как при помощи дизайна я создаю у вас стойкую привычку — прокручивать ленту, например. Каждый раз, когда вы видите свой телефон, вы знаете, что, если заглянуть в него, вы увидите что-то интересное. Это похоже на игровой автомат, и это не случайность, а действие разработанного алгоритма.
Социальные сети — не инструмент, который ждет, пока им воспользуются. У них есть свои средства для достижения своих целей. Они используют вашу психологию против вас самих.
Мы начинаем зависеть от сердечек, «лайков» и одобрительных комментариев, отождествляя их с правдой, а на самом деле они не имеют ничего общего с действительностью и опустошают вас еще больше.
Почему это так и чем общение в Сети отличается от живого общения?
Дело в том, что улыбка близкого человека и «лайк», увиденный под своим постом, вызывает процессы совершенно разной природы. Первое — долговременно и пробуждает ощущение счастья и желание дарить, отдавать; второе — кратковременно и пробуждает ощущение довольства и желание получить еще. Общение с живыми людьми вызывает патологическую зависимость в очень редких случаях, тогда как общение с виртуальными собеседниками рано или поздно обязательно затягивает, как наркотик.
Некоторые люди говорят: мы к этому адаптируемся, мы научимся жить с этими девайсами, как научились жить со всеми остальными. Но они не понимают, что мы имеем дело с чем-то совершенно новым. С 60-х годов прошлого века до сегодняшних дней мощность процессоров выросла в триллион раз, а наш мозг остался тем же.
Создатели фильма обвиняют социальные сети в политической поляризации общества, распространении теорий заговоров, сплетен и слухов, в зомбировании детей, в росте тревожности и депрессии, а главное — в полной путанице понятий «правда» и «ложь».
В фильме так сгущены краски, что некоторые зрители вопрошают — а может быть, и он — часть теории заговоров? Например, теории о том, что Марк Цукерберг провоцирует крах демократии в США, который мы сейчас наблюдаем?
Критики фильма справедливо упрекают его в однобокости. Действительно, там ничего не говорится о том, как с помощью соц-сетей разыскиваются пропавшие дети, подбираются доноры почки или редкой группы крови, собираются средства для срочной операции — и так далее.
На самом деле, разговоры о пользе социальных сетей похожи на разговоры о пользе курения, которые велись в свое время. Сейчас уже всем ясно, что табачные компании занимаются производством сигарет не для того, чтобы снабдить покупателей никотином, который некоторым из них может в какой-то степени пойти на пользу, — а для того, чтобы обогатиться.
Так же и основная цель всех социальных сетей — это обогащение, и этой цели они достигают через три основных направления: заставить нас (пользователей) проводить на их платформе как можно больше времени, приглашать на эту платформу друзей и … бесконечно потреблять рекламу, размещенную там.
Это и хотели донести до человечества создатели фильма: средний человек понятия не имеет, что его действия отслеживаются, а сам он является объектом манипуляции. Он думает, что ищет информацию и общается с друзьями, на самом же деле — получает лишь дезинформацию и одиночество. Потому что Google устроен так, чтобы каждый видел только ту информацию, которая укрепляет его собственные взгляды. А суть виртуального общения такова, что в итоге она лишь разобщает людей.
И что же произошло со зрителями, посмотревшими этот фильм? Да, в сентябре 2020-го года поднялась некоторая волна энтузиазма «взять свою жизнь в собственные руки». Были люди, которые удалили свои учетные записи в соц-сетях, приложения из телефонов, отменили уведомления. Были те, кто принял решение не давать своим детям смартфон, пока им не стукнет 14 или даже 16 лет. Были те, кто поменяли поисковую систему.
Но в целом реакцию на фильм можно определить так: «пошумели и разошлись». Тот, кто потребляет наркотик, обычно знает, что наркотики вредны, а их действие разрушительно — но наркотическая зависимость сильнее логики и разума. Тот, кто продолжает бесконечно «листать ленту», теперь знает, как это разрушает его личность, размывает грани между добром и злом, правдой и ложью, делает его несчастнее. Но чтобы изменить свою жизнь, ему необходимы огромное желание и неимоверная сила воли.
У большинства пользователей Интернета нет сил сделать верный шаг и, продолжая «сидеть на игле» соц-сетей, они стараются вводить для себя минимальные правила. И хотя они только создают иллюзию, что «всё под контролем», тем не менее, это лучше, чем ничего.
Процитируем и мы эти правила.
1. Проверяйте факты, прежде чем поверить им, а тем более — поделиться ими.
2. Получайте информацию из разных источников.
3. Не давайте маленьким детям доступ в интернет.
4. Со старшими детьми — говорите, объясняйте, находите компромиссы.
Это минимум, без соблюдения которого во «всемирной паутине» невозможно не запутаться безвозвратно и не погубить своих детей. Реальная опасность Сети, о которой предупреждали мудрецы Торы еще десятилетия назад, теперь провозглашается и разработчиками из Силиконовой Долины.
Для тех, кто хочет вырваться из сетей «всемирной паутины», на нашем сайте есть материалы:
Осторожно: Интернет! — читать онлайн,
О пользе и вреде Интернета. Почему раввины против Интернета? — вопросы раввину
О вреде и пользе интернета — слушать онлайн,
Социальные сети | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Социальные сети и радикализм — читать онлайн
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»