Из цикла «На тему недельной главы», темы: Первородный грех, Недельная глава, Хаей Сара, Ишмаэль, Милосердие, Сара, Лев Кацин, Каин и Авель, Хава
«Кто найдет доблестную жену?» — вопрошал мудрый царь Соломон в последней из своих притч. Этот гимн еврейской женщине мужья поют своим женам за субботним столом. Мудрецы Талмуда утверждают, что эти слова впервые произнес Авраам, оплакивая и прославляя Сару после ее смерти.
Словосочетание «эшет хайил» на иврите дословно означает «женщина доблести», а слово «хайил» — «доблесть» или «сила», связано с однокоренным хайял — солдат. Но почему, прославляя Сару, Авраам вспомнил в первую очередь о доблести своей жены? Это качество, безусловно, необходимо сражающимся с врагом солдатам, но в жене мы, как правило, ищем доброту и красоту.
«Творит она добро, а не зло все дни своей жизни… Разделяет она шерсть и лен», — вспоминает Авраам заслуги Сары. Почему притча сравнивает добро и зло с шерстью и льном?
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Когда «смесь» добра и зла проникла внутрь его, он стал субъективным и начал смотреть на мир сквозь призму собственного интереса. Вместо вопроса о том, что действительно хорошо, а что плохо», субъективный человек спрашивает: «Это хорошо для меня?», — даже если это нехорошо для других. Субъективность смешивает понятия добра и зла, ослепляя человека. Чтобы преодолеть в себе недостатки, необходимо научиться быть объективным, видеть себя со стороны.
Адам и Ева смешали добро и зло, поэтому не смогли распознать Каина и оградить от него Авеля.
Земледелец Каин принес в дар Всевышнему наименее ценное — семена льна, пастух Авель — самое дорогое — овец. Всевышний принял дар Авеля. Позавидовал Каин, «восстал на Авеля, брата своего, и убил его». Тора запрещает носить шатнез, смешивать в одежде лен с шерстью. Лен — это дар Каина, а шерсть — дар Авеля. Эта заповедь напоминает нам об опасности смешивать добро и зло и вдохновляет доброжелательно, без «зависти Каина», относиться к людям.
В запрете смешения молочного с мясным сокрыта та же идея.
«Не вари ягненка в молоке матери!» В молоке — материнская любовь к своему ребенку. Не будь жестоким, не вари ягненка в молоке матери! — говорит Тора. Молоко — символ жизни и добра, а кровь — символ смерти и зла. Помни об этом, когда ты ешь, и не смешивай добро и зло! Этот запрет связан с едой, потому что грех первого человека, который съел плод с древа познания добра и зла, также был связан с едой. Но не хлебом единым сыт человек. Все, что мы читаем и смотрим, слышим и чувствуем, является хлебом души. Кошерная пища напоминает нам о том, что есть также кошерное чтение и кошерное общение, которые не подвергают душу отравлению злом. Эта заповедь предупреждает об опасности дурного влияния. Нам следует научиться принимать добро и отвергать зло.
Точно так же влияя на окружающий мир, следует отделять добро от зла. Запрет смешения льна с шерстью, в одежде в частности, напоминает и о запрете злословия — лашон hара.
Ева дала Адаму плод, в котором зло смешалось с добром. Так же и в жизни она не сумела отделить Каина от Авеля. Сара исправила ее ошибку. Когда Сара увидела, что Ишмаэль, сын египтянки Агари насмехается над Ицхаком, угрожая ему физически и духовно, она сказала Аврааму: «Выгони эту служанку и сына ее…».
Гостеприимный Авраам приглашал к себе в шатер даже незнакомых людей, а Сара просила его выгнать собственного сына!
«И сказал Всевышний Аврааму: все, что скажет тебе Сара, слушай голоса ее!» Авраам послушал Сару и выполнил волю Всевышнего, исправляя ошибку Адама, который, послушав Еву, нарушил заповедь Б-га.
«Творит она добро, а не зло… Разделяет она шерсть и лен», — прославляет Авраам Сару. Ева не распознала убийцу Каина и не защитила от него Авеля. Сара же защитила Ицхака от Ишмаэля!
Доблестная Сара стала великолепным дополнением доброго Авраама!
Нам следует остерегаться «ложного милосердия»: когда милосердие к одному оборачивается жестокостью к другому. Ибо истина — в гармонии, в правильном сочетании добра и силы. Решая сложные жизненные задачи, мы должны научиться находить баланс между милосердием и справедливостью, добротой Авраама и силой Сары.
Но для того, чтобы победить зло, его нужно сначала распознать. Ибо зачастую зло прячется под личиной добра. Сара обладала проницательностью, тонким пониманием добра и зла, женской интуицией. Она действительно была доблестной женой, которая помогала Аврааму с честью преодолевать испытания. Своей жизнью Сара научила нас великому искусству творить добро, умея отличать его от зла.
Читайте обзор по теме Каин и Авель
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.