Темы: Страх, Даниэль Маршальский, Богобоязненность, Материалы для Бней Ноах
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый раввин. Скажите, пожалуйста, если я чего-то боюсь, кроме Б-га, то я грешу? Л.
Здравствуйте, уважаемый Л.
Вы правы, одна из заповедей Торы — бояться Всевышнего. Но вот интересный вопрос: как можно бояться Творца? Поясню: когда кто-то мне рассказывает, что боится, например, соседскую собаку, я могу с ним не согласиться в том, что она опасна, но я понимаю его страх, вижу объект, вызывающий его, и понимаю причину страха. Совсем другое дело — когда мы говорим о страхе перед Б-гом. Ведь у нас нет никакого представления о Нём, и любое представление о Нём было бы неправильным. Мы знаем лишь то, что Он не ограничен каким бы то ни было ограничением и поэтому не может восприниматься нашим разумом. Так как мы можем бояться Его, если мы не можем даже понять или вообразить себе Его величие?
Ответ на этот вопрос даёт сама Тора: «И ныне, Исраэль, что Господь, Б-г твой, требует от тебя? Только бояться Господа, Б-га твоего, ходить всеми путями Его и любить Его, и служить Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоей; Соблюдать заповеди Господни и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня на благо тебе» (Дварим 10, 12-13). То есть, Тора нам говорит, что трепет перед Творцом, богобоязненность должны выражаться в выполнении Его заповедей. Когда человек соблюдает законы субботы или рано встаёт на молитву, что заставляет его так поступать? Ведь его никто не принуждает это делать. Только добровольное принятие на себя обязанности служить Творцу побуждает к выполнению заповедей, дает мотивацию. В этом и проявляется страх перед Б-гом.
Страх — это чувство, без которого человек долго не проживёт. Страх предупреждает нас об опасности. Можете представить себе человека, который ничего не боится? Что заставит его не совершать опасные поступки, которые могут стоить жизни? Да, бывает, что это чувство выходит за пределы логики и человек испытывает неоправданный страх, и бывает, что он доходит до состояния истерии и ему требуется лечение, но само чувство страха очень важно для человека.
Поэтому испытывать страх (в рамках нормы) перед чем-либо опасным — это правильно и не противоречит страху перед Творцом. Но если человек из-за страха нарушает заповеди Творца, это свидетельствует: есть что-то, чего он боится больше Творца. И это свидетельствует, что его вера в Б-га несовершенна, недостаточна.
С уважением, Даниэль Маршальский
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Меня этому никто никогда не учил?..
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Злата Грайбер
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Даниель Маршальский
Можно ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его