Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Смерть Авраама стих выражает тремя словами: «и скончался» (вайигва), «и умер» (ваямат), «и присоединился к своему народу» (вайеасэф). О смерти Ицхака тоже говорится: «И скончался, и умер», — а о смерти Яакова сказано: «И скончался, и присоединился к своему народу», а слово «умер» он произносит сам: «Вот, я умираю…» И про Аарона, посвященного Б-гу, сказано так: «И присоединился Аарон к своему народу, и умер Аарон, и увидела вся община, что скончался Аарон». А вот когда говорится о смерти господина нашего Моше, используются только два глагола, указывающие на смерть и на присоединение к народу: «И умри на горе, на которую ты поднимешься, и присоединись к своему народу», — а слово «скончался» не использовано вообще.

Чтобы разобраться во всем этом, тебе нужно знать, что означают эти три понятия: «умер», «скончался» и «присоединился к народу». Ведь вряд ли они — простые синонимы. Потому что если так, почему Тора не ограничивается одним или двумя из них, а использует все три? А если они указывают на высокое положение умершего и на его святость, почему тогда все эти три слова встречаются в описании смерти Ишмаэля, как и Авраама? На это, возможно, отвечают наши мудрецы, сказав, что Ишмаэль перед смертью сделал тшуву. Но все равно остается непонятным, как можно было приравнять его уровень к уровню святых Авраама, Ицхака и Яакова? И, кроме того, как могло получиться, что, говоря о Моше-рабейну, который был самым вознесенным из всех, Тора употребляет лишь два из трех понятий: «умер» и «присоединился к народу», — но не использует слова «скончался»?

Я думаю об этом так. Человек состоит из двух частей: материальной и духовной, то есть, разумной. Поэтому его смерть непременно должна описываться тремя разными словами. Глагол «скончался» относится к телу, «присоединился к народу» — к душе, а слово «умер» описывает то, что произошло с их единством, с человеком в целом.

Что происходит, когда человек умирает? Начинается с того, что единство, составляющее его, начинает распадаться. У этого процесса непременно должны быть естественные причины, вызывающие смерть: природная влага тела пересыхает, источник телесного тепла перестает действовать, и меняется сам состав тела, так что оно более не в состоянии удерживать структуру, которую придает телу душа. И вот этот процесс завершения существования тела как самоподдерживающейся системы и называется «скончался». А словом «умер» обозначается распад двойственной структуры человека, когда «прах возвращается в землю, откуда был взят, а душа возвращается к Б-гу, Который даровал ее». Поэтому, когда Тора использует слова «умер» и «скончался» вместе, всегда сначала говорится «скончался», а затем уже «умер»: «И скончался, и умер». Слово «скончался» в этом сочетании описывает процесс подготовки тела к завершению существования, когда начинают действовать природные причины смерти. А «умер» — это и есть прекращение жизни тела и отделение его от души. А это отделение происходит уже после того, как естественные причины начали действовать, то есть, становится следствием из этих причин. Теперь понятно, почему слово «скончался» употреблено по отношению к нашим праотцам. Более того, наши мудрецы подчеркивают, что оно относится только к праведникам и что все, о ком так сказано, умерли от болезни пищеварительной системы. Дело в том, что это слово обозначает естественную смерть, последовавшую от болезни, а такой смерти удостаиваются именно праведники, согласно сказанному: «Сойдешь в могилу в надлежащее время». Праведники не умирают случайно и внезапно, причиной их смерти всегда является тяжелая болезнь.

А «присоединился к народу» — эти слова описывают происходящее с душой. После того как прекратится существование тела, то есть, оно «скончается», наступает смерть и человек «умирает», а затем душа возвращается к источнику и «соединяется со своим народом». «Приход души к ее народу» подразумевает ее воссоединение с духовным миром, с другими душами, такими же, как она сама.

Теперь можно объяснить, почему при рассказе о смерти Авраама, Ицхака, Яакова и Аарона использованы все три эти выражения. Все они были уже старыми людьми, поэтому они «скончались», то есть, их смерть произошла от естественных причин. Затем они «умерли», то есть, их душа и тело разделились, и, наконец, «присоединились к своему народу», то есть, их души вошли в духовный мир и воссоединились с другими душами еврейских праведников.

И хотя смерть Ишмаэля описывается теми же словами, означают они несколько иное. Он тоже умер естественной смертью, «старый и насыщенный днями», поэтому о нем тоже сказано: «И скончался, и умер». Однако когда о его душе сказано: «И приложился к народу своему», — речь идет именно о его народе. Его душа оказалась там же, где пребывают души египтян и всех тех, кто походит на него верой и поступками.

А когда описывается смерть Моше-рабейну, употребляется слово «умер», поскольку его душа и тело разъединились, и «присоединился к своему народу», так как его душа примкнула к душам наших святых праотцев, «великих и издавна именитых», — ведь именно они были его настоящим народом! Но «скончался» про него не сказано, так как состояние его тела не ухудшилось перед смертью. Тора сама говорит об этом: «Глаза его не погасли, и щеки не ввалились». В его теле не зародились природные процессы, которые должны были стать причиной естественной смерти. Он умер лишь по одной единственной причине — желанию его Творца.

40. Об очищении цепи праотцев (25:9—27)

Тело человека, а еще больше — тело животного, имеет удивительную способность, вложенную в него мудрым постановлением Творца: очищать пищу, попадающую в их тела. Для этого животные наделены тремя пищеварительными системами. Первая — это желудок, в котором происходит естественное переваривание пищи животного. Здесь она превращается в питательные соки, а отбросы выводятся через кишечник. Вторая система — это печень. Здесь продолжается переваривание тех соков, которые отделил желудок, и здесь питательные вещества, которые органы тела способны усвоить, отделяются от ненужных, не усваиваемых органами. Эти последние переходят в органы выделения, предназначенные природой для различных шлаков. Для черных шлаков таким органом служит селезенка, для красных — желчный пузырь, и так далее. Третья система — это всасывающие каналы артерий и сами органы, каждый из которых впитывает необходимые ему вещества тем способом, который определен его природой. И это — самое эффективное переваривание, при котором отбросов почти не остается, — таковы данные естественных наук.

Именно таким путем Б-г очистил Свой избранный народ, предназначенный для воссоединения с Шехиной. Очищение это тоже проходило в три этапа. Первым этапом был Авраам, и его уровень очищения — это уровень желудка, первичного переваривания, на котором произошло самое грубое очищение и выделилась пригодная часть — Ицхак, а остальные «сыновья наложниц» остались на уровне отбросов и были «отосланы от лица Ицхака, сына его».

Ицхак соответствует уровню печени: здесь источник нашего народа прошел более тонкое очищение, и с помощью самого Ицхака и его жены Ривки были выделены ценные питательные соки, воплощением которых стал Яаков, и отделены вредные и болезнетворные жидкости, которые представляет Эсав.

Яаков в этой «пищеварительной системе» занимает место третьей системы, в которой очищение достигло полноты и совершенства. Каждому из органов тела, которым соответствуют двенадцать его сыновей, он передал семя идеальной природы, подобно тому, как третья пищеварительная система снабжает идеально очищенными питательными веществами все органы: и мозг, и мясо, и кости, и все остальное, предоставляя каждому из них именно то, в чем тот нуждается. Так и Б-г в заслугу Яакова дал каждому из его сыновей то, что подходит ему больше всего, согласно его собственному уровню. До сих пор все Б-жественное влияние проходило только через одного человека, избранного в каждом поколении; он находился на уровне плода, а все остальное поколение — на уровне скорлупы. Но когда в мир пришли сыновья Яакова, влияние Б-га распределилось по ним всем. Они стали первой общиной, удостоившейся близости к Б-гу, первой группой людей, заслуживших эту близость своим личным совершенством.

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»