Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Жертвоприношение Ицхака, Хаей Сара, Упование, Лев Кацин, Вера
Все что ни делается…
Все что ни делается — к лучшему, говорят люди, перефразируя слова мудрецов Талмуда: «Все, что делает Всевышний, — к добру!» Легко сказать, но как зачастую трудно бывает принять эту простую истину человеку, стоящему перед лицом испытаний или трагедии. Иногда мы просто не понимаем, как какое-либо событие может быть к добру. Что ж, и в этом свой смысл, ибо существует особая причина, по которой будущее сокрыто от нас. Сам факт, что мы не знаем, почему какое-то событие к добру, тоже к добру, утверждал один ребе…
— Кого следует любить в первую очередь? — спросил меня мой сосед, доктор психологии, в то время как я, не торопясь, проходил мимо его дома. Этот жизнерадостный человек недавно перенес вторую операцию в связи с опухолью мозга. К несчастью, в результате операции он частично потерял зрение, но сумел сохранить оптимизм и общительность. Он любит задавать каверзные вопросы и давать на них неожиданные ответы. Однако на этот раз я решил опередить его.
— Прежде всего следует любить себя самого! — ответил я, решив не отвечать стандартно, что следует прежде всего любить свою семью, свой народ.
— Откуда ты это знаешь? — удивился он.
— Сказано в Торе: «Возлюби ближнего, как самого себя!»…
— Неужели нам нужно учиться любить себя? — спросит читатель. — Разве любовь к себе не является врожденным и естественным?
Зачастую мы живем с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Мы отказываемся принять определенные события нашей жизни. Нам бывает чрезвычайно трудно принять некоторых людей такими, какие они есть. Есть люди, которым не нравится их лицо, тело. В результате они живут с затаенной обидой на судьбу, на Б-га, на самих себя. Это вызывает внутреннее раздражение, которое в конце концов выливается в гнев на других. Ибо мы проецируем наши чувства к себе на окружающих людей.
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках». Один человек может оказаться в автомобильной пробке и сгорать от гнева и стресса, другой в это время, понимая, что не может ускорить движение, расслабляется, слушая приятную музыку или аудиокассету урока Торы.
Когда человек начинает принимать свою судьбу, он делает первый шаг на пути к любви к Б-гу и к людям. Когда он осознает, что все события в его жизни произошли по воле Всевышнего, что все они имеют какой-то смысл, то он в конце концов скажет: «Все что ни делается — к лучшему!» Даже испытания, которые посылает Всевышний человеку, — для его же блага. Преодолевая испытания, человек становится сильнее, возвышается духовно и в заслугу удостаивается награды.
Настанет день!
Три года назад я узнал, что Шева, семилетняя дочка моего соседа Яакова, заболела страшной, неизлечимой болезнью. В первый день праздника Суккот этого года Шева скончалась. Родные, друзья и соседи пришли, чтобы проводить ее в последний путь.
Отец Шевы обратился к нам:
В эти дни праздников, по традиции, не оплакивают умерших, однако я хочу прочитать вам несколько слов, написанных моей дочерью, которые могут побудить нас к раскаянию. Когда Шева попала в больницу три года назад, врачи, поставив диагноз, сообщили ей, что она очень тяжело больна. Вскоре психологи попросили Шеву письменно ответить на вопрос: «Думаешь ли ты, что твоя болезнь — это несправедливо?» Моя семилетняя дочка написала в ответ: «То, что делает Всевышний, не может быть несправедливо…». Читая эти слова, отец заплакал. С ним плакали все.
«Несмотря на тяжелую болезнь, Шева продолжала быть любящей дочерью и сестрой, — продолжил отец. — Даже в последние месяцы, когда она могла передвигаться только в инвалидном кресле, она продолжала с особой любовью заботиться о своих младших братьях и сестрах…»
Тогда я вспомнил о трагедии, которая произошла 9 августа 2001 года в самом центре Иерусалима, когда террорист ворвался в ресторан «Сбарро» и, взорвав пояс шахида, убил 15 человек, 130 получили ранения. Пятеро погибших были членами одной семьи выходцев из Голландии, детьми переживших Катастрофу людей: Мордехай и Цира Швивашудер и трое их детей — Рая (14 лет), Авраам (4 года), Хемда (3 года). Хая 11 лет и Лея 18 лет были ранены, два их брата в момент трагедии находились в иешиве и не пострадали. 10 августа состоялись похороны семьи, на которые Лею принесли прямо на больничной кровати. В присутствии Ариэля Шарона 11-летняя Лея сказала, что не знает, почему произошла эта трагедия, но твердо верит, что настанет день, и она узнает, что «все что Всевышний делает — к добру!» 18-летняя Хая была тяжело ранена и не смогла присутствовать на похоронах, но она из больницы передала следующие слова: «Ничто в этом мире не происходит без причины. Всевышний хочет сказать нам, что мы должны стать лучше…».
Великое испытание
«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят-Арбе, он же Хеврон». (Берешит 23:1—2)
Почему Тора повторяет «годы жизни Сары»? Для того чтобы научить нас, что «все годы жизни Сары были одинаково хорошими», объясняет Раши.
«Но разве жизнь Сары была легкой? — возразит читатель. — Ее отец Харан был брошен в огонь Нимродом и погиб. Сара была в плену у египетского Фараона и царя Авимелеха. Много лет она страдала из-за бездетности. Узнав о том, что Авраам увел Ицхака для жертвоприношения, Сара умерла».
Потому мудрецы учат нас, что в глазах праведницы Сары все годы ее жизни, даже годы испытаний и страданий, были прекрасны. Ибо счастье внутри нас!
История смерти Сары считается, по мнению мудрецов, последним, десятым, и самым великим испытанием Авраама. Даже более великим, чем жертвоприношение Ицхака. Тогда Авраам получил благословление, что его дети станут народом вечности. Однако, вернувшись вместе с Ицхаком домой, Авраам столкнулся с трагедией, которая, казалось, произошла по его вине. Сара умерла, узнав, что он хочет пожертвовать сыном. Авраам мог винить в ее смерти Б-га, мог винить себя, мог выразить сожаление о том, что исполнил волю Всевышнего. Тогда он потерял бы заслугу «жертвоприношения Ицхака» и великое благословение Всевышнего. Ибо точно так же, как человек, совершивший дурной поступок и сожалеющий об этом, стирает этот грех из своего прошлого, так же и человек, совершивший что-то хорошее, может стереть сожалением об этом свою заслугу.
Авраам не выразил сожаления, не потерял благословения для своих потомков, а принял смерть Сары как еще одно испытание, которое он с честью преодолел. Потому Тора подчеркивает — «это годы жизни Сары», она прожила все то время, которое отвел ей Всевышний в этом мире. Аврааму лишь оставалось не сожалеть о выполненной заповеди, а с любовью принять от Всевышнего все, что Он делает.
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Зеев Гринвальд
Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»
Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо с маслом, которое произошло в Храме
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Элияу Тавгер
Праздник Ханука является одним из самых популярных и широко отмечаемых у евреев во всем мире. Не только религиозные, но и светские люди, далекие от заповедей, в дни Хануки едят пончики, крутят волчок и даже зажигают свечи. Тем не менее, каждый год, с приближением Хануки вновь появляется множество вопросов, связанных с этим праздником.